Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная цель
- сформировать представление о магнитном поле как об основном из видов материи;
- раскрыть свойства магнитного поля тока;
- ввести понятие однородного и неоднородного магнитного поля;
- раскрыть правило буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля прямого тока и соленоида.
Развивающая цель:
- развивать интеллектуальные способности учащихся (внимание, память, мышление);
- развивать умение излагать свои мысли в научной форме;
- развивать навыки практической работы;
Воспитательная цель:
- воспитывать умение работать в группе (слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения, уважать окружающих).
- воспитывать уверенность в себе и умение преодолевать трудности;
- формировать положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к предмету.
Основные знания и умения:
Знать определение магнитного поля, свойства магнитного поля, свойства магнитных линий, понятие однородного и неоднородного поля, правило буравчика и правило правой руки для определения направления магнитных полей прямого тока и соленоида.
Уметь графически изображать магнитные поля прямого тока, витка стоком и соленоида, применять правило буравчика и правило правой руки для определения направления магнитных полей прямого тока и соленоида.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая.Приёмы:
интонационное выделение логически важных моментов изложения, ответы на поставленные вопросы, проведение демонстраций, задания на осмысление полученных знаний.Демонстрации:
- существование магнитного поля вокруг проводника с током (опыт Эрстеда);
- притяжение гвоздём, обмотанным проводом, стальных скрепок, при протекании тока в проводнике;
- действие электромагнита;
- взаимодействие катушки с током и постоянного магнита.
Оборудование к уроку:
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1 | Автоматизированное рабочее место (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска) | 1 |
2 | Мультимедийная презентация (Приложение 7) | 1 |
3 | Магнитофон | 1 |
4 | Удлинитель | 1 |
5 | Диск с записью музыкальной композиции | 1 |
6 | Плакаты к физическому диктанту (Приложение 6) | 10 |
7 | Электронная физкультминутка | 1 |
8 | Музыкальная композиция к физкультминутке | 1 |
9 | Сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цветов | по 30 |
10 | Полосовой магнит | 1 |
11 | Дугообразный магнит | 1 |
12 | Буравчик | 1 |
Оборудование к демонстрации
“Существование магнитного поля вокруг
проводника с током (опыт Эрстеда)”
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1 | Штатив с муфтой и лапкой | 2 |
2 | Проводник | 1 |
3 | Магнитная стрелка на подставке | 1 |
4 | Столик подъёмно-поворотный | 1 |
5 | Выпрямитель В-24 | 1 |
Оборудование к коллективному исследованию
“Изучение спектров магнитных полей прямого
тока, витка с током и соленоида”
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1 | Батарея гальванических элементов | 7 |
2 | Соединительные провода | 21 |
3 | Ключ | 7 |
4 | Проводник на горизонтальной подставке из оргстекла | 7 |
5 | Стаканчик с железными опилками | 7 |
6 | Белый лист формата А4 | 7 |
Оборудование к демонстрации
“Притяжение гвоздём, обмотанным проводом,
стальных скрепок, при протекании тока в
проводнике”
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1 | Выпрямитель ВСШ - 6 | 1 |
2 | Ключ | 1 |
3 | Железный гвоздь, обмотанный проводом | 1 |
4 | Соединительные провода | 2 |
5 | Столик демонстрационный | 1 |
6 | Лист бумаги | 1 |
7 | Стальные скрепки | 10 |
Оборудование к демонстрации
“Действие электромагнита”
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1 | Штатив с муфтой и лапкой | 1 |
2 | Ключ | 1 |
3 | Соединительные провода | 3 |
4 | Выпрямитель ВСШ - 6 | 1 |
5 | Электромагнит разборный | 1 |
6 | Столик демонстрационный | 1 |
7 | Груз массой 1 кг | 1 |
8 |
Груз массой 2 кг | 1 |
Оборудование к демонстрации
“Взаимодействие катушки с током и постоянного
магнита”
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1 | Штатив с муфтой и лапкой | 1 |
2 | Ключ | 1 |
3 | Соединительные провода | 3 |
4 | Батарея гальванических элементов | 1 |
5 | Электрическая лампа на подставке | 1 |
6 | Полосовой магнит | 2 |
Оформление: на доске написана дата и тема урока, сделан опорный конспект темы, на обратной стороне доски представлены ответы к физическому диктанту для каждого из двух вариантов.
Подготовка к уроку:
На демонстрационном столе учителя находятся плакаты к физическому диктанту. В доступном месте для учителя находится магнитофон. Включен компьютер, настроен мультимедийный проектор. Подготовлено оборудование для следующих демонстраций: притяжение гвоздём, обмотанным проводом, стальных скрепок, при протекании тока в проводнике. Притяжение гвоздём, обмотанным проводом, стальных скрепок, при протекании тока в проводнике. Действие электромагнита. Взаимодействие катушки с током и постоянного магнита.
На партах лежат сигнальные карточки для учащихся, оборудование и задание к коллективному исследованию по изучению спектров магнитного поля прямого тока, витка с током, катушки с током, листы бумаги для выполнения физического диктанта.
План урока:
№ п/п | Этап урока | Стадия урока | Время, мин |
1 | Создание проблемной ситуации | Вызов | 2 |
2 | Постановка цели урока | Вызов | 1 |
3 | Актуализация знаний | Активизация мыслительной деятельности | 9 |
4 | Изучение нового материала | Восприятие | 15 |
5 | Здоровьесберегающая пауза | Расслабление | 2 |
6 | Решение задач на применение знаний | Осмысление | 4 |
7 | Контроль знаний | Осмысление | 5 |
8 | Подведение итогов. Рефлексия | Рефлексия | 1 |
9 | Задание на дом | Заключение | 1 |
Ход урока
1 этап урока: Создание проблемной ситуации (стадия вызова).
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Учитель задаёт вопросы учащимся:
1. Дома идёт ремонт. Как вбить в стену гвоздь, не повредив электропроводки?
2. На полу под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы нам пока не хватает знаний.
Все мы знакомы с прибором для определения сторон света. Как он называется? Из чего состоит? Почему магнитная стрелка устанавливаемся всегда определённым образом?
Учащиеся отвечают на вопросы.
2 этап урока: Постановка цели урока (стадия вызова).
Учитель: Тема сегодняшнего урока “Магнитное поле и его свойства”. Попытайтесь самостоятельно сформулировать цель урока, чем мы займёмся на уроке?
Учащиеся формулируют цель урока.
Учитель дополняет: цель урока состоит в том, чтобы сформировать представление о магнитном поле. Научиться отличать однородное поле от неоднородного и познакомиться с правилом буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля.
Откроем тетрадь и запишем число и тему урока.
Учащиеся записывают в тетрадях тему урока.
3 этап урока: Актуализация знаний (стадия активизации мыслительной деятельности).
Учитель: эпиграфом урока послужат слова Конфуция:
“Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта – это путь самый верный”.
В ходе урока мы воспользуемся тремя путями, которые ведут к знанию, по мнению философа. Но какой путь для вас самый приемлемый решать вам.
Всё, что нас окружает во Вселенной, называется материей. Материя бывает двух видов – вещество и поле. Вещество мы ощущаем нашими органами чувств, а поле не чувствуем.
Где впервые были обнаружены тела, создающие магнитное поле?
Первый докладчик: сообщение об истории открытия магнита (Приложение 1).
Учитель: Кроме притяжения к себе железных предметов, позднее были открыты и другие свойства магнита. Например, какие?
Учащиеся: Одноименные полюсы магнита отталкиваются, а разноимённые полюсы магнита притягиваются.
Учитель: Сейчас мы узнаем о других исследованиях свойств магнитов.
Второй докладчик: сообщение о первых исследованиях свойств магнита (Приложение 2).
Учитель: Можно изучать свойства магнитов, имея минимум оборудования.
Третий докладчик: сообщение о результатах исследования по теме “Изучение действия магнитной силы в магнитных взаимодействиях” (Приложение 3).
Учитель: Как вы думаете, искусственные магниты, например, полосовые или дугообразные всё время сохраняют свои магнитные свойства? Почему?
Учащиеся: С течением времени магнитное действие магнитов ослабевает, так как они размагничиваются.
Учитель: Как снова можно усилить их магнитное действие?
Учащиеся: Поместить их в магнитное поле.
Учитель: Французский учёный Андре Мари Ампер в 1820 году выдвинул гипотезу о причине намагничивания веществ. Из каких частиц состоят вещества?
Учащиеся: Из молекул.
Учитель: Из каких частиц состоит молекула?
Учащиеся: Из атомов.
Учитель: Каково строение атома?
Учащиеся: В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого обращаются отрицательные электроны.
Учитель: Электроны, двигаясь вокруг ядра, создают микротоки. Вокруг каждого микротока возникает магнитное поле. То есть атом является маленьким магнитиком. В обычном состоянии, магнитики ориентированы беспорядочно, их магнитные поля компенсируют друг друга и поэтому, железо в обычном состоянии не проявляет магнитных свойств. Но при внесении железа в магнитное поле, оно ориентирует магнитики так, что они ориентируются одинаково и усиливают друг друга, поэтому железо намагничивается.
4 этап урока: Изучение нового материала (стадия восприятия).
Учитель: Давайте внимательно пронаблюдаем демонстрацию.
Демонстрация опыта Эрстеда (существования магнитного поля вокруг проводника с током).
Учащиеся делают выводы:
При отсутствии тока в проводнике, магнитная стрелка, расположенная под ним неподвижна. При протекании тока в проводнике в одном направлении, магнитная стрелка отклоняется в одну сторону. При протекании тока в проводнике в противоположном направлении, магнитная стрелка отклоняется в противоположную сторону. Магнитная стрелка может отклоняться только в магнитном поле, следовательно, вокруг проводника с то5ком возникает магнитное поле. При изменении направления тока в проводнике, изменяется направление магнитного поля.
При увеличении силы тока в проводнике угол отклонения магнитной стрелки увеличивается, при уменьшении силы тока в проводнике, угол отклонения магнитной стрелки уменьшается.
Этот опыт впервые провёл датский физик Эрстед в 1820 году и всему миру показал, что вокруг проводника с током возникает магнитное поле.
Учитель: Предлагает образовать группы по 4-5 человек (повернуться к учащимся за соседнюю парту). Озвучивает эпиграф к практической работе
“Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую – что ж?
Изба светлее стала.
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два”.
Даёт задание провести коллективное исследование “Изучение спектров магнитных полей прямого тока, витка с током и соленоида” (Приложение 4). Координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и демонстрирует полученные результаты на интерактивной доске, демонстрируя результат коллективного исследования. Показывает на доске схематическое изображение магнитных линий прямого тока, витка с током и соленоида.
Учащиеся: Выполняют задание. Получают и наблюдают спектры магнитных полей. Делают записи в тетради.
Учитель: Вводит понятие однородного и неоднородного магнитного поля.
Учащиеся: Делают записи в тетради.
Учитель: Как можно усилить магнитное поле катушки с током?
Учащиеся: Увеличить число витков провода, увеличить силу тока и ввести железный сердечник.
Демонстрация: Притяжение гвоздём, обмотанным проводом, стальных скрепок, при протекании тока в проводнике. Выводы.
Демонстрация: Действие электромагнита. Выводы.
Демонстрация: взаимодействие катушки с током и постоянного магнита. Выводы.
Учитель: Формулирует правило буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля прямого тока и соленоида.
После проведения исследования ученики обобщают результаты исследования, озвучивают различные возможные способы решения проблемы и выбирают из них наиболее оптимальный – использование компаса (если бы по проводу протекал постоянный ток), определяют, в каком случае стрелка компаса будет отклоняться сильнее. Если магнитную стрелку поднести к проводу с переменным током, то она станет неподвижной. Вокруг проводника с переменным током (стандартной частоты 50 Гц) существует переменное магнитное поле, магнитная стрелка не будет отклоняться вследствие своей “неповоротливости” — инерционности, она не будет успевать следовать за быстрыми изменениями магнитного поля. Поэтому в случае переменного тока используется детектор скрытой проводки, который сообщает о проводе звуками различной частоты.
5 этап урока: Здоровьесберегающая пауза (стадия расслабления).
Учитель: Предлагает выполнить электронную физкультминутку для глаз (Приложение 5).
Учащиеся: Выполняют комплекс упражнений гимнастики для глаз.
6 этап урока: Решение задач на применение знаний (стадия осмысления).
Учитель предлагает определить направление магнитных линий магнитного поля прямого тока, пользуясь правилом буравчика, а также магнитных линий магнитного поля соленоида. Пользуясь правилом правой руки.
Желающие учащиеся выполняют задания у доски.
7 этап урока: Контроль знаний (стадия осмысления)
Учитель демонстрирует программированные задания (программы отбора) (Приложение 6). Проверка знаний осуществляется в форме проверки выполнения заданий в виде физического диктанта и взаимопроверки.
Учитель проводит физический диктант с музыкальным сопровождением в форме фронтальной письменной работы с целью проверки усвоения темы урока. Физический диктант включает 5 заданий для каждого из 2-х вариантов и рассчитан на 5 минут (включая взаимопроверку). Задания диктантов предлагаются на плакатах в виде цветных рисунков, схем и по своей структуре являются программами отбора. По окончании диктанта учитель вновь демонстрирует плакаты диктанта, и озвучиваются правильные ответы. Предлагает осуществить взаимопроверку в парах, озвучивает критерии оценивания. Просит осуществить обратную связь через сигнальные карточки красного (“5”), желтого (“4”) или зеленого (“3”) цвета. Обращает внимание на вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся.
Учащиеся выполняют задания физического диктанта. В парах осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки. По просьбе учителя поднимают сигнальную карточку.
8 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия (стадия рефлексии).
Вопросы учителя к учащимся:
1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Что вы поняли?
3) Чему вы научились?
4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?
Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек.
Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (работал на “5”), желтого (работал на “4”), зеленого (работал на “3”) цвета.
Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал.
9 этап урока: Задание на дом (заключительная стадия).
Учитель: параграфы 43, 44, 45. Творческое задание: придумать свою задачу по теме; сделать презентацию о магнитном поле небесных тел, применении электромагнитов, жизни и творчестве Ампера, Эрстеда, о влиянии магнитного поля на человека.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.