Урок русского языка во 2-м классе по теме "Согласный звук [й’], буква «и краткое»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями буквы й.
  • Научить слышать звук [й ']; обозначать звук [й '] буквами й, е, ё, ю, я; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые результаты:

- личностные:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;
  • формировать адекватную позитивную самооценку и самовосприятие;
  • выражать положительное отношение к процессу познания;
  • развивать навыки доброжелательного отношения к товарищам.

- предметные:

  • повторить правило проверки безударной гласной в корне слова;
  • продолжить формирования навыка работы со словарями;
  • уточнить представления учащихся о согласном звуке [Й’];
  • различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме;
  • формировать опыт звуко - буквенного анализа слов со звуком [й’] и буквой й;
  • использовать правило при переносе слов с буквой “и краткое”;
  • формировать орфографическую зоркость;

- метапредметные:

  • формировать умение анализировать, обобщать материал;
  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
  • формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

Оборудование:

  • Учебник. “Русский язык. 2 класс”. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, электронное приложение к учебнику Русский язык 2 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,
  • мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Мотивация. Слайд 1. Презентация.

Цель: Положительный настрой учащихся на активную деятельность.

- Ребята ответьте на мои вопросы:

- Как вы будете слушать? ( подставляют ладошки к ушам)

- Как вы будете смотреть? ( импровизируют бинокль)

- А как вы собираетесь работать? (поднимают большой палец вверх)

Девиз нашего урока: Русский язык – это познавательно и увлекательно! Слайд 2.

II. Актуализация знаний.

1. Повторение изученного материала.

Цель: Повторить правописание безударных гласных в однокоренных словах.

- Запищите сегодняшнюю дату.

- Прочитайте, записанные на доске слова.

...- б...льница, б...льной, б..леет.

- Кто догадался, что нужно сделать?

- Как проверить безударную гласную?

- Какое слово будет проверочным? Запишем слова, вставим пропущенные буквы.

- Что ещё вы можете сказать об этих словах? (они однокоренные)

- Выделите в них корень.

2. Работа со словарным словом.

Цель: Познакомить с правописанием нового словарного слова. Закрепить умение работать со словарём.

- Доскажите слово:

Тут капуста и морковка,
И петрушка, и картошка.
Ты, голубчик, не зевай,
Собирай наш ... (УРОЖАЙ) Слайд 3.

- Какую букву будем писать в этом слове? Что поможет разрешить наш спор? (орфографический словарь)

- Где найдём лексическое значение слова? (Один ученик ищет в толковом словаре лексическое значение слова УРОЖАЙ, а остальные ребята работают с орфографическим словарём)

- Какую букву вставим в слово? Слайд 4.

- Что оно обозначает?

- Запишем слово в тетрадь. Подберите однокоренные слова. Запишите.

Составьте предложения со словом урожай.

- Оцените свою работу.

III. Целеполагание.

Цель: Мотивировать учащихся к изучению темы.

1. Определение темы урока.

- Два ученика выполняли задание. Выполнили по-разному. Как вы думаете, кто прав? Почему?

Сегодня я видел чайку.

Сегодня я видел чаику. Слайд 5, 6.

- Ребята, кто догадался, какая будет тема нашего урока?

- Тема урока: Согласный звук [й'], буква “и краткое”. Слайд 7.

- Что вы можете сказать о звуке [й']?

Учитель рассказывает сказку о букве Й. “ Жила была буква И. ходила она и постоянно пела песенки. Но однажды споткнулась, упала и набила большую шишку. От страха она стала заикаться и петь уже не могла. Да и шишка на голове осталась. Подумала буква, подумала и пошла жить к согласным буквам. Но с гласными она и до сих пор дружит.”

Выдвижение целей урока.

- Ребята, подумайте, чему мы будем учиться на уроке? (Ответы детей)

- Я предлагаю такие цели: Слайд 8.

1) Учиться слышать в словах звук [й'].

2) Научиться определить, какими буквами обозначается звук [й']? записывать слова со звуком [й'].

3) Вспомнить правило переноса слова с буквой Й?

- Ребята, как вы думаете, для чего нам это нужно знать. Ответы детей.

IV. Работа по теме.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями буквы й.

Научить:

- слышать звук [й,];

- обозначать звук [й,] буквами й, е, ё, ю, я;

- рассказывать правила написания звука[й,] буквами;

- правильно переносить слова с буквой Й;

- грамотно писать слова содержащие звук [й,];

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

1. Работа над упражнением 183 на стр. 114.

- Прочитайте стихотворение. Как вы объясните значение слова иней?

- В каких словах вы слышите звук й? Где находится звук й? Какой буквой обозначен?

- Еще, в каком слове слышится звук й? Где мы его слышим? Какой буквой обозначен?

- Как интересно: звук [й,], а буква Е! Звук спрятался за гласную букву, поэтому его называют звуком-невидимкой.

- Какими ещё буквами может быть обозначен звук [й,]? Слайд 9.

- В каких случаях звук [й,] обозначается гласными буквами ЕЁЮЯ?

- Прочитайте стихотворение ещё раз. Произнесите про себя. Напишите по памяти.

- Проверьте по учебнику.

- Оцените свою работу.

ФИЗМИНУТКА

- Я буду называть слова. Если звук [й,] вначале слова, то хлопаем над головой. Если в середине – перед собой, а если в конце, то хлопаем в ладоши внизу.

Яблоко, воробей, лайка, семья, ёжик, сарай.

- Буратино потянулся, вправо, влево повернулся,

Руки вытянул, согнул и по улице шагнул.

Раз, два – выше голова. Три, четыре – плечи шире.

Пять, шесть – можно тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.

2) Работа над упражнением 186, стр. 116.

- Рассмотрите слова. Что вы можете о них сказать? (Они разделены для переноса.)

- Как переносим слова с Й.

- Можно ли эти слова перенести по-другому? Почему?

- Это вы сделаете дома.

- А сейчас я предлагаю вам слова на слайде самостоятельно записать в тетрадь, разделяя их для переноса. Лейка, гайка, воробей, лайка, скамейка.

- Проверяем.

V. Закрепление материала.

Работа над упражнением 184, стр. 115.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Выполняем самостоятельно.

Взаимопроверка, с использованием Мультимедийного проектора.

- Оцените свою работу.

VII. Итог урока.

- О каком звуке говорили?

- Какими буквами обозначается?

- Как переносятся слова с Й?

VIII. Рефлексия.

- Вернёмся к нашим целям и оценим свою работу. Слайд 10.

- Кто как научился слышать звук й в словах? Отметьте на шкале.

- Кто знает, какими буквами может обозначаться звук [й,]? Отметьте на шкале.

- Кто умеет переносить слова с буквой Й? Отметьте на шкале.

- Продолжите предложение: Урок мне ... , потому, что... . Слайд 11.

- Мне понравилось, как работал на уроке ..., потому что... .

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на уроке. Большое вам спасибо.

IX. Домашнее задание: Стр. 116, упр. 186. Слайд 12.

- Придумать по три слова, где звук [Й'] в начале, в середине и в конце слов.

- Урок окончен. Всем спасибо. Слайд 13.