Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
Обучающие:
- систематизация и углубление знаний по теме “определенный интеграл”;
- совершенствование обобщенных умений, связанных с вычислением площадей плоских фигур;
- формирование графической культуры
Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие самостоятельности и творческой активности;
- развитие общеучебных умений и навыков;
Воспитательные:
- формирование интереса к предмету;
- воспитание культуры общения, интереса к саморазвитию и самопознанию.
Методы активизации учебной деятельности студентов:
- Создание условий приобретения практических навыков;
- Частично-поисковая и исследовательская работа;
- Сообщения студентов;
- Релаксация.
Межпредметные связи:
- Математика, физика, психология, история, философия.
Ход урока
- Организационный этап. Постановка целей.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение изученного.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление новых знаний
- Релаксация – работа по снятию напряжения и переключение внимания (сообщения студентов)
- Проверка усвоения нового материала студентами.
- Подведение итогов (рефлексия, самоанализ).
Организационный момент.
Постановка целей. Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.
Объяснение нового материала
Рассмотрим несколько случаев расположения плоских фигур в декартовой системе координат:
Если функция f(x) > 0 на отрезке [a; b] (т.е. кривая y=f(x) расположена над осью OX), тогда площадь криволинейной трапеции будет равна:
Рисунок 1
Если функция f(x) < 0 на отрезке [a;b] т.е. кривая y=f(x) расположена под осью OX, то площадь криволинейной трапеции находится по формуле:
Рисунок 2
Если фигура, ограниченная кривой y=f(x) осью OX и прямыми x=a , x=b расположена по обе стороны от оси OX, т.е. часть криволинейной трапеции расположена осью OX, а другая часть под осью OX, тогда площадь заштрихованной фигуры равна сумме двух площадей:
Если фигура имеет сложную форму, то прямыми , параллельными оси OY , ее следует разбить на части так, чтобы можно было бы применить уже известные формулы.
Рисунок 3
Закрепление новых знаний:
Пример 1
Найти площадь фигуры, ограниченной параболой y=x2, прямой x=2 и осью OX
Рисунок 4
Пример 2
Найти площадь фигуры, ограниченной параболой y=x2-2x и осью OX
Рисунок 5
или т.к. парабола симметрична относительной прямой x=1, то площадь заштрихованной фигуры можно найти так:
Релаксация:
Релаксация – работа по снятию напряжения и переключению внимания (сообщения, доклады студентов)
Коротко об интеграле можно сказать так: Интеграл – это площадь
Способ вычисления площади, о котором идет речь, уходит корнями в глубокую древность. Еще в III веке до н.э. Архимед вычислил площадь параболического сегмента с помощью изобретенного им “метода исчерпывания”, который через 2 тысячи лет был преобразован в метод интегрирования.
Проверка усвоения нового материала:
Записать с помощью интегралов площади фигур, изображенных на рисунках:
Рисунок 6
Ответ:
Рисунок 7
Ответ: