Педагогика признает игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. “...Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания”, — говорила Н.К. Крупская.
“Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии”, — писал психолог Д.Б. Эльконин. При этом очень важно правильное педагогическое руководство игрой, что дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Педагогическое руководство играми тесно связано с индивидуальным подходом к детям. Р. И. Жуковская в своей книге “Воспитание ребенка в игре” отмечает, что необходимое условие педагогического руководства играми — знать и видеть ребенка, замечать в нем “еле приметные оттенки проявления личности”. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки или атрибуты для игры, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения им поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе их игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия каждого ребенка в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями не должны выпасть из поля зрения воспитателя.
Руководство с детьми требует от нас, воспитателей, знания особенностей каждого ребенка, понимания его поведения, изучения его интересов, способностей. В старшей группе, где я работаю, 28 детей, и все они разные. Общительные и замкнутые, активные и молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные и, наоборот, спокойные, дисциплинированные. У всех разные игровые умения: одни умеют планировать игру, создать для нее обстановку, выполнять роли как главные, так и второстепенные, проявлять творчество и самостоятельность, другие, наоборот, безынициативные, с низким уровнем игровых навыков и умений. Такие дети всегда стремятся играть в одиночку. Если и бывают какие-то контакты с другими детьми, то кратковременного характера. Внимательно понаблюдав за ними, мы поняли, что причина их скованности в отсутствии хорошо развитых игровых навыков и умений, не сформировано умение строить правильные взаимоотношения с товарищами. Перестройку сложившихся у этих детей нежелательных стереотипов поведения целесообразно осуществлять в игровой деятельности, а именно: длительно развивающихся сюжетно-ролевых играх. Рассмотрим, как строится работа с детьми. У которых не было сформированы навыки и привычки культурного поведения, возникали трудности в общении со сверстниками.
Аня М. –девочка способная, умница, но неуверенная, нерешительная в себе, тихая, послушная, никогда не проявляет своей инициативы, легко расстраивается из-за неудач. Поэтому в своей работе с Аней я поставила перед собой следующие задачи: воспитать уверенность в себе, инициативность в игре.
Мной было замечено, что Аня любит танцевать. Она и на танцевальный кружок ходит. По началу, когда девочки устраивали концерты, Аня была только зрителем. При подготовке к коллективной игре “Путешествие по реке Каме”, было объявлено, что на пароходе состоится концерт для пассажиров и желающих выступить, просьба подойти и записаться ко мне. Ани среди желающих не было. Тогда я решила подключить Луизу, она девочка активная, общительная, инициативная, к тому же она тоже посещает танцевальный кружок вместе с Аней, чтобы они показали номер, который выучили в кружке. Желание танцевать победила робость. Девочки репетировали несколько дней. Я видела, как Аня переживала перед концертом. Но все хорошо прошло, дети громко хлопали. Чтобы подбодрить Аню, ее отметили с Луизой, как лучший концертный номер и поручили нашим корреспондентам Егору и Андрею “сфотографировать” девочек. После такой успешной игры в
“артистки”, эта роль прочно вошла в число любимых ролей. В дальнейшем, чтобы закрепить начатый успех в работе с Аней, стала привлекать девочку участвовать в играх-драмматизации, обязательно отмечая, как она выразительно передает роль лисицы по сказке “Два жадных медвежонка” в сюжетно-ролевой игре “Театр”. Участие девочки в подвижных играх (игра-поход “Путешествие по реке”), где отмечалась, как она ловко, быстро, решительно преодолевает различные препятствия. Позже девочке была предложена роль экскурсовода в игре “Путешествие по Каме”. Девочка волновалась, но она справилась со своим волнением и сыграла свою роль. Позже обследование показало, что Аня из группы игнорируемых перешла в группу предпочитаемых (социометрия “Капитан корабля” Приложение 1).
Лера Г. – подвижная, активная, чувствительная девочка, но в тоже время беспокойная, возбудимая, изменчивая, немного агрессивна. Поэтому из-за своей несдержанности, нервозности попала в группу отверженных. Лера начитанная, много знает, фантазирует, но не может свою фантазию применить в игру, так как дети ее не слушают. Все изменилось после того, как “наш корабль сел на мель”. Возникла проблемная ситуация “что делать?” Дети предлагали разные варианты (вытащить канатом, вызвать новый корабль на помощь и т.д.), но я специально затягивала, чтобы вынудить Леру предложить свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Лера стала доброй волшебницей-феей, которая с помощью волшебной палочки помогла выбраться из беды. Позднее при проведении анализа после игры, Лера была отмечена за лучшее оригинальное решение проблемы. В следующий раз. Когда корабль попал в беду (“корабль получил пробоину около необитаемого острова”), Лера предложила позвать на помощь динозавров, которые живут на этом острове (мама Леры подарила девочке энциклопедию про динозавров). “Они ведь большие, огромные, в морене утонут. Они помогут нам!”. Дети стали прислушиваться к Лере. Позже, когда мы стали играть в игры-придумывания, Лера приняла активное участие, придумывая различные ситуации (дидактическое /упражнение “Составление рассказов”, “Почему наш корабль отправился в плавание?”, “Корабль сел на мель, потому что…”, “Моряки причалили к необитаемому острову потому, что…” и т.д.)
Леру стали приглашать в игры, так как она всегда придумывает что-нибудь интересное.
Обследование показало, что Лера из группы отверженных перешла в группу предпочитаемых (социометрия “Капитан корабля”).
Даша С. – имеет низкий статус в коллективе сверстников. Девочка предпочитает второстепенные роли, привыкла, чтобы ею руководили другие дети. Любимыми играми ребенка являются сюжетно-ролевые игры бытового содержания. Сюжеты складываются в основном из “Кормления, укладывания, катание кукол в коляске. Девочка молчаливая, спокойная. Длительные наблюдения за ребенком и беседы с родителями позволяют сделать выводы, что девочка нервная, легкоранимая. Резкие замечания, выговоры иногда приводят к слезам, обидам, замкнутости. Наблюдения показали, что Даша наиболее чувствительна к эмоциональному воздействию со стороны педагога. Ласковое слово, внимательный взгляд, улыбка меняет настроение ребенка: лицо светлеет, движения становятся увереннее, постепенно пропадает скованность. Поэтому перед собой поставила в работе с Дашей следующие задачи: воспитать уверенность в себе, инициативность, развивать игровые интересы и на этой основе расширять общение ребенка с товарищами; оказать педагогическое влияние на детский коллектив с целью изменения отношения сверстников к девочке.
В группе появился новый мальчик Женя А., который первое время держался особняком. Мной было предложено поручить Даше показать Жене игрушки, где мы спим, рисуем и т.д., при этом я следила, чтобы Даша выступала инициатором общения. Девочка взяла мальчика за руку: “Пойдем”. Подвела к бытовому уголку. Молчат. Приходим на помощь: “Женя, наша
Даша такая заботливая мама, а вот тут ее дочки. Мама расскажи, как их зовут!”. Даша оживляется и называет имена. Ставит последнюю куклу и снова молчат. Снова прихожу на помощь: “Сейчас дочки ждут, когда папа с мамой заберут из детского сада и пойдут в гости. (Жене предлагается роль папы). Заберете дочек?” - оба согласно кивают.
Спустя короткое время в группе разворачивается игра “Путешествие”. Чтобы не нарушить микросюжет в игре Даши и Жени, предлагаем план: “Мама заботится о детях, а папа отправляется в плавание матросом. Дети ждут письма от папы” Даша заинтересовалась сюжетом. Дети и мама получают письмо от папы. Игровая ситуация заставляет девочку “читать” письмо. Ребенок смотрит на открытку и делает вид, что читает текст.
При подведении итогов игры мной была отмечена игра у Даши и Жени. “Даша была очень заботливая мама. Пока папа находился в плавание, Даша кормила детей, вовремя укладывала спать и т.д. Папа тоже молодец – не забыл о них, прислал письмо”. Положительные оценки, ласковые улыбки помогали Даше обрести постепенно некоторую уверенность в себе. Еще я стремилась изменить отношение детей к Даше, обращая внимание на ее умения и успехи. Даша играет роль медсестры на корабле, обращаюсь к ней:
- Даша как зовут твоего папу?
- Коля.
- Значит, твое полное имя Дарья Николаевна.
Девочка смущенно кивает. Дальше продолжаем так, чтобы слышали все дети: “Наша Дарья Николаевна хорошая медсестра! Смотрите, готовится делать укол, и сама же успокаивает больного”. Даша делала укол, молча, но после моих слов стала успокаивать больного: “Я постараюсь не больно. Осторожно”. Таким образом, мы заставили девочку вступить в ролевое взаимодействие со сверстником. В другой раз, создав проблемную ситуацию “нехватка обслуживающего персонала”, девочка играла роль официантки, обслуживающая пассажиров.
После этого Даша стала чаще вступать в игру. Появление активности в игре Даши, содержательного взаимодействия с товарищами способствовало постепенному изменению положения ребенка в среде сверстников. ЕЕ стали принимать в игру. При повторном проведении социометрии “Капитан корабля” выяснилось, что Дашу возьмут в качестве гостя к себе на корабль Алина Ф., Саша Е.
Сережа Ч. часто ссорится со сверстниками. Дети не любят Сережу. Например, Даша Ш. заявила: “Сережа ты драчун. Всех ребят обижаешь!”. С моей стороны частые замечания и наказания. Сережа посещает детский сад без радости.
Сереже нравится играть в игру “Пароход”. Однако его игровая деятельность находится на низком уровне: мальчик не может вступать в ролевое взаимодействие, соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров. Он стремится к главным ролям, но отсутствие культуры общения, вспыльчивость, а порой недостаток нужных знаний, мешают ему быть ведущим в игре. В работе с Сережей решила придерживаться следующих правил: широко использовать похвалу, поощрение за положительные проявления ребенка в ролевом и реальном общении со сверстниками в игре; исключить отрицательную оценку в адрес ребенка с моей стороны и наказание в виде исключения из деятельности; учитывать игровую тематику, привлекающую ребенка.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре “Путешествие” показало, что приключенческая тематика вызывает у мальчика большой интерес. При первом распределении ролей он заявил о своем желании быть капитаном, но это не совпало с желанием товарищей. Его не устраивало взять на себя роль радиста, моряка или водолаза. В индивидуальной беседе с ребенком подчеркнула, что индивидуальная черта любого командира-капитана – доброе, заботливое отношение к подчиненным, то есть к матросам. Кроме этого я сравнила поведение Алеши О. и Гали П. во время распределения ролей. Алеша тоже хотел быть капитаном, но ему пришлось уступить роль Гале, так как Галя лучше других ребят, кто хотел
стать капитаном, придумала и рассказала маршрут путешествия, и Алеше пришлось согласиться. Я попыталась заинтересовать Сережу ролью матроса-вахтенного на корабле: “Вот ты не нашел себе полезного дела в игре и корабль остался без охраны. А ведь мы везем людей. Вдруг на нас нападут пираты?”.
Уже после первой беседы Сережа вызвался построить пост у входа корабля. Впоследствии, когда капитан, штурман уходили на берег Сережа оставался за старшего и следил за порядком. Я стремилась убедить ребенка в значительности его роли, чтобы мальчику легче было найти свое место в общей игре. Одновременно проводилась работа, направленная на развитие умение правильно оценивать свое собственное поведение. Так после одной грубой стычки Сережи с “поварами” Олей К., Дашей Ш., Алиной К., я спросила его “Сережа ты будешь с нами писать письмо капитану Врунгелю о нашей игре в “Путешествие”? (У нас идет переписка с литературным героем). Мальчик согласился. Мной было предложено подумать, как интереснее написать капитану об играх детей. Особенно хочется ему рассказать, как мы дружно играем, помогаем, друг другу в трудную минуту, умеем договариваться между собой. Настроение у Сережи испортилось, позже он подошел ко мне и попросил, чтобы я не писала капитану Врангелю, как он поссорился с девочками и испортил игру. Это была, пожалуй, первая адекватная оценка мальчиком собственного поведения. Вместе с появлением критического отношения к собственным поступкам появилась доброжелательность и лояльность в оценках действий товарищей. При составлении письма капитану Врунгелю Сережа предложил: “Давайте напишем, как Егор и Катя спасли корабль от кораблекрушения, когда они, спускаясь под воду, заколачивали пробоину”.
Основные педагогические усилия были направлены на формирование нравственного опыта построения взаимоотношения ребенка со сверстниками. Для этого использовались как ролевые, так и реальные ситуации в сюжетно-ролевых играх. Мы постоянно подчеркивали, что важнейшие нравственные черты личности моряков – это отвага, умение помочь друг другу в трудную минуту. Действуют всегда согласованно и не бросают друзей в минуту опасности (чтение отрывков из книги А. Ляпидевского “Челюскинцы”: “На Север”, “Все на лед”, “Первая радиограмма”, “На помощь, на помощь!”).
По сюжету на корабле должен состоятся концерт для пассажиров, но все стулья были использованы для построения кухни-камбуза, кабинета судового врача. Луиза обратилась ко мне за помощью. Выход подсказал Сережа: “Нужно принести скамейки из раздевалки”. Я предложила Луизе обратиться к матросам, а конкретнее к Сереже - “Он сильный матрос и поможет”. Сережа выполнил поручение, а когда пришло время анализа игры, всем было приятно слушать слова Луизы о том, как Сережа был отзывчивым матросом и помог девочкам в организации концерта, поэтому зрителям было удобно смотреть его.
Эмоциональное удовлетворение от признания и поддержки сверстников, активное участие в общей игре, совпадающей по своей тематике с интересами ребенка, способствовало улучшению взаимоотношений Сережи с товарищами. Сережа стал капитаном. Мы подводили ребенка к пониманию ответственности за такую важную роль. Через чтение рассказов М. Большинцова “Пароход “Смелый””, “Бригада осматривает пароход” обучали ребенка ролевому диалогу, игровому взаимодействию между капитаном и матросами и механиками, за их взаимоотношениями. В беседах с детьми я спросила детей: “Кто у нас был самым лучшим капитаном в играх?” Дети отметили всех. Затем я обратила внимание, что Сережа то же хочет быть капитаном. Дети согласились. Галя предложила свою помощь Сереже. Мальчик был доволен, что его выбрали капитаном. Постепенно стало изменяться и его отношение к детям. Сережа стал более сдержанным в проявлениях своих отрицательных эмоциях, стал подчиняться общим правилам для всех. И как показало, последнее обследование Сережа из группы отверженных перешел в предпочитаемых, получив два взаимных выбора (социометрия “Капитан корабля”)
Таким образом, наши наблюдения и результаты проведенной работы показывают, что индивидуальный подход к ребенку в игре обязателен: он способствует созданию дружного детского коллектива, формированию положительных взаимоотношений и всестороннему развитию личности дошкольника.
Литература.
1. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова “Организация сюжетной игры в детском саду” - 1997.
2. М.Э. Вайнер “Игровые технологии коррекции поведения дошкольников” - Москва, 2003.
3. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова “Межличностные отношения дошкольников диагностика, проблемы, коррекция” - Москва, 2003.
4. А.П. Усова “Роль игры в воспитании детей” - Москва, 1995.