В “ПРЕЗЕНТАЦИИ” на главном меню (слайд №2) расположены шесть кнопок в виде солнышка и облачков, а также, девушки с обручем (гиф-анимация). Каждая кнопка имеет свой раздел, с которым нужно ознакомиться, за исключением кнопки – девушки с обручем – это кнопка для проведения физминутки (это ссылка на видеоролик в интернете – “Утренняя зарядка с Екатериной Серебрянской”). Физминутку можно провести тогда, когда учитель посчитает нужным это сделать, но, не позже, чем в середине урока. Каждый раздел имеет текстовую информацию, картинки и фото, в разделе “Олимпийцы России” – видеоролик “Финиш Олимпийского чемпиона – Александра Легкова” (оригинал видео – с сайта You Tube, монтаж – мой). Когда вы просматриваете тот или иной раздел и, в конце раздела, появляется красная кнопка, нужно нажать на неё, и вы вернётесь на Главное меню (слайд №2), чтобы продолжить знакомство с другими разделами. Помимо красной кнопки, есть ещё кнопки перехода или возврата к тому или иному слайду. В конспекте я буду акцентировать внимание на, появляющихся в определённых разделах, различных кнопках.
Порядок просмотра слайдов.
(порядок нажатия кнопок “Главного меню” - слайда №2)
- Правила безопасности.
- Передвижения на лыжах.
- Физминутка.
- ЗОЖ.
- Олимпийцы России.
- Тест.
ВНИМАНИЕ! Картинки и фото анимируются в слайде самостоятельно, поэтому, не торопитесь нажимать кнопку “далее”. Текстовую же информацию нужно, напротив, менять щелчком мышки, после прочтения текста.
(Видеоролик сжат, в связи с лимитом объёма презентации, поэтому качество видео - среднее)
Цель урока: Привитие навыков здорового образа жизни посредством более детального знакомства с лыжным спортом.
Задачи урока:
- Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой.
- Ознакомление (теоретическое и визуальное) с видами передвижений на беговых лыжах.
- Активизация двигательной активности посредством проведения физкультминутки.
- Активизация познавательной деятельности посредством просмотра слайдов об одном из российских лыжников – чемпионе зимних Олимпийских игр, Александре Легкове.
- Активизация познавательной деятельности и контроль полученных знаний, а также оценка уровня внимания и запоминания (по информации из презентации) посредством игры – теста.
Оборудование: Ноутбук, сабвуфер, мультимедийный проектор и экран (или интерактивная доска).
Дополнительные материалы: Протокол игры-тестирования (Приложение №1), смайлик, показывающий “Класс!” – 15 штук (Приложение №2), смайлик с указательным пальцем – 15 штук (Приложение №3), 2 корзинки (обе подписанные – “Корзинка успеха” и “Корзинка пожеланий”).
Ход урока
I. Организационный момент.
Построение. Сдача рапорта. Приветствие.
II. Определение цели урока. Целеполагание.
- Ребята, назовите одно из природных явлений, которое в нашей местности проявляется каждый год в определённый сезон. (Если затрудняются ответить, то задать наводящие вопросы или подсказки: - Это явление происходит зимой.) - Правильно, снег.
- Назовите зимний спортивный инвентарь, с помощью которого можно передвигаться по зимнему покрову (снег, лёд).
- Молодцы! Правильно! Это - лыжи, коньки, санки, сноуборд.
- Какие зимние виды спорта включены в школьную программу? (Лыжная подготовка, конькобежная подготовка).
- Ребята, а вы знаете, какой зимний вид спорта лучше других влияет на организм человека – на двигательные качества, на внутренние органы и системы, на морально-волевые качества и эмоционально состояние человека, его настроение?
- Правильно, это – лыжный спорт!
Демонстрация слайдов (слайд №1)
- Думаю, сегодня вы узнаете о лыжном спорте много нового!
III. Основная часть урока
Слайд №2. Выходим на “Главное меню”.
- Обратите внимание на то, с чем мы сегодня познакомимся ближе…
- Вспомните, с чего мы начинаем новый раздел программы? (Дети: “- С техники безопасности”).
- И сегодня – не исключение! Я первая выбираю облачко – это “ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ”.
- Хочу вас предупредить, ребята, что по окончании просмотра презентации будет проведён тест по информации из презентации, поэтому, будьте внимательны и запоминайте полученную информацию.
Нажимаем на кнопку – облачко “ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ”.
(Текстовую информацию из слайда прочитывает учитель или заранее выбранный обучающийся (с хорошей дикцией и выразительным чтением)).
В разделе 12 пунктов. На последнем слайде раздела появляется красная кнопка, нужно нажать её и вы вернётесь на “Главное меню”.
- Теперь, ребята, ваш выбор облачка.
Например, дети выбрали “Передвижения на лыжах”.
Нажимаем кнопку “Передвижения на лыжах”.
С Главного меню (слайд №2) мы попадаем на второстепенное меню “Передвижения на лыжах”
(слайд №17) - на этом слайде шесть видов передвижений на лыжах. Каждый вид передвижений – кнопка, на которую нужно нажать и ознакомится. Двигайтесь по стрелке, т.е., сначала нажимаете на “Стили передвижения”, затем на “Повороты”, “Спуск с горы”, “Подъём в гору”,
11“Торможение” и “Преодоление препятствий”. На всех слайдах различных видов передвижений появляется кнопка в виде золотой монеты с нарисованным лыжником – при её появлении, нужно нажать на эту кнопку и вы вернётесь на второстепенное меню “Передвижения на лыжах” (слайд №17).
Слайд №17
Ещё одно второстепенное меню выходит при нажатии кнопки “Стили передвижения” (слайд №18). Кнопка возврата на это меню – лыжная перчатка.
Итак, продолжим урок.
В разделе “Передвижения на лыжах” начинаем знакомство со стилями передвижений на лыжах – нажимаем одноимённую кнопку, предварительно поинтересовавшись у обучающихся о том, знают ли они основные стили передвижений на беговых лыжах.
Появляется слайд с двумя стилями – классическим и свободным.
Нажимаем на кнопку “Классический стиль”.
- Классическим стилем люди передвигались с момента зарождения лыж.
Знакомимся с классическим стилем передвижения.
- К “классическому стилю” относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных колей.
- “Классические” лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные.
При появлении в слайде кнопки - лыжной перчатки, нажать на неё и мы вернёмся на слайд “Основные стили передвижения на беговых лыжах” (слайд №18).
Нажимаем кнопку “Свободный стиль”.
- Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях-в гонке на 55 км и выиграл. Сейчас этот стиль передвижения наиболее популярен, чем классический, в связи с высокой скоростью передвижения.
Знакомимся со свободным (коньковым) стилем передвижения.
- “Свободный стиль” подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции. Но, поскольку, “классический” ход уступает в скорости “коньковому”, “свободный стиль” является, по сути, синонимом “конькового хода”.
- Движения лыжника похожи на движения конькобежца, отсюда и название стиля – коньковый.
При появлении в слайде кнопки - лыжной перчатки, нажать на неё и мы вернёмся на слайд “Основные стили передвижения на беговых лыжах” (слайд №18). А там нас уже ждёт кнопка – монетка с нарисованным лыжником и мы, нажав на неё, возвращаемся на “Передвижения на лыжах” (слайд №17). Дальше – всё быстрее.
Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Повороты”.
- Поворот “упором” используется для изменения направления движения (или торможения) при движении по гористой местности.
- Поворот “переступанием в движении” используется для изменения направления движения при движении по пересечённой местности.
Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.
Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Спуск с горы”.
- Спуск с горы требует от спортсмена сохранения равновесия и устойчивого положения в определённой стойке. Бывают стойки: основная, высокая и низкая. Из основной стойки удобно производить повороты и торможения. Высокая стойка служит для снижения скорости, а низкая – для увеличения.
Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.
Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Подъём в гору”.
- Подъём в гору осуществляется многими способами. С подъёмом “лесенкой” вы ознакомились в младших классах. Ещё существуют подъём “ёлочкой” и “полуёлочкой” - применяются для подъёма в крутую горку.
Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.
Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Торможение”.
Мы знакомимся сегодня с двумя видами торможения: “”плугом” и “упором”. С “упором”, или его ещё называют “полуплугом” мы познакомились в разделе “Повороты”, следовательно, “упором” можно и поворачивать и тормозить. Торможение “плугом” применяют при прямом спуске вниз.
Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.
Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку – “Преодоление препятствий”.
Для сохранения устойчивости на спусках, при встречающихся впадинах, ямах и буграх, важным условием является контакт со снегом. Для этого лыжник использует пружинящие движения ногами и уравновешивающие движения туловищем и руками. Вам вопрос, ребята: как называется Олимпийский лыжный вид спорта, связанный с преодолением ям, бугров и впадин? (могул)
Затем, нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.
Выходим из “Передвижений на лыжах” на “Главное меню” с помощью красной кнопки (в правом верхнем углу слайда).
- Я предлагаю вам, ребята, немного размяться! Вы не против?!
Нажимаем на девочку с обручем и проводим физкультминутку.
(Кнопка – ссылка на видеоролик в интернете. Если нет возможности выхода в интернет, то скачать его и показывать самостоятельно от презентации).
- И снова мой выбор – я выбираю солнышко! Это раздел расскажет нам о влиянии занятий лыжным спортом на организм занимающихся.
Нажимаем на кнопку “ЗОЖ”.
- В России лыжный спорт очень популярен.
Ежегодно, по всей стране, проводятся фестивали лыжного спорта с огромным количеством участников этого замечательного зимнего праздника. Ребята, скажите, как называется этот фестиваль? (Лыжня России)
Доходим до слайда с информацией:
- Занятия лыжным спортом способствуют оздоровлению и закаливанию организма.
- Ребята, какие вы знаете внутренние органы и системы внутренних органов человека?
(Лёгкие и дыхательная система, сердце и кровеносная система, нервная система, скелетно-мышечная система)
- А кто знает, как воздействуют ходьба и бег на лыжах на органы и системы органов человека?
(улучшается работа внутренних органов, развивается скелетно-мышечная система)
Идём дальше. Знакомимся с воздействием занятий лыжным спортом на организм занимающихся.
Доходим до слайда с информацией:
- На занятиях лыжной подготовкой развиваются все физические качества.
- Скажите, а какие физические качества человека вы знаете?
(координационные способности (ловкость), выносливость, быстрота (скоростные качества), гибкость, сила))
Просматриваем слайды “физические качества” и далее переходим на “морально-волевые качества”, и раздел “ЗОЖ” заканчивается слайдами об “эмоциональном и эстетическом влиянии на человека занятий лыжным спортом”. Появляется красная кнопка в правом верхнем углу – жмём на неё и возвращаемся на “Главное меню” (слайд №2)
- Выбирать уже ничего не приходится и поэтому, прежде чем начать игру-тест, нам осталось познакомится с последним “облачком” - “Олимпийцы России”.
- Скажите, ребята, а кто-нибудь знает имена лыжников современной России, завоевывавших медали золотых достоинств на зимних Олимпийских играх, начиная с 1993 года?
(Михаил Иванов, Юлия Чепалова, Евгения Медведева-Арбузова, Никита Крюков, Алексей Петухов, Евгений Дементьев, Александр Легков)
Нажимаем кнопку “Олимпийцы”.
- Сегодня мы познакомимся с одним из Олимпийских чемпионов – российским лыжником Александром Легковым. На зимней Олимпиаде, проходившей в Сочи в 2014 году, Александр выиграл гонку на 50 км свободным стилем.
Знакомимся с Олимпийским чемпионом, российским лыжником – Александром Легковым.
- Александр родился 7 мая 1983 года в городе Красноармейске Московской области в спортивной семье. Мать, Ирина Николаевна Легкова — преподаватель физкультуры в школе. Отец, Геннадий Викторович Легков, занимался футболом и русским хоккеем. Старший брат, Виктор Легков, был биатлонистом.
- 5 марта 2010 года Легков получил благодарность Президента Российской Федерации — за заслуги в развитии физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх XXI Олимпиады 2010 года в Ванкувере.
- 24 февраля был награждён Орденом Дружбы — за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в городе Сочи.
- Имеет спортивное звание - Заслуженный мастер спорта России, которое присвоили ему после успешных выступлений на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в городе Сочи (17 февраля 2014 года).
- Ежегодно, в составе российской сборной, Александр участвует в Кубках Мира, где занимает лидирующие позиции.
- Участвовал в пяти Чемпионатах мира. В 2007 году, на Чемпионате мира в Саппоро (Япония), в эстафетной гонке 4 по 10 км, в составе команды, занял 2 место.
- Так же, выступал на трёх зимних Олимпиадах. На Олимпиаде в Ванкувере (Канада) в скиатлоне (лыжная гонка двумя стилями поочерёдно – сначала 15 км классическим стилем, затем, поменяв лыжи и палки в специально отведённом месте, спортсмены бегут ещё 15 км) остановился в шаге от пьедестала, заняв 4 место…
- И вот – долгожданная ПОБЕДА на зимней Олимпиаде в Сочи! Только воля к победе, стремление преодолевать трудности и быть успешным, многолетние тренировки и упорство помогли выиграть Александру! И, несомненно, гордость за Россию и любовь к отечеству! Зная, что за него болеют и переживают не только его родные и близкие, но и вся страна – он не мог проиграть!
На последнем слайде вставлен видеоролик “Финиш Олимпийского чемпиона – Александра Легкова”.
Информация об Александре Легкове исчерпана, и мы выходим из этого раздела с помощью красной кнопки в левом нижнем углу слайда и возвращаемся на “Главное меню” (слайд №2).
- А теперь мы с вами сыграем! Давайте разделимся на две команды (выбираем двух капитанов и они выбирают себе команды).
- Внимание! Каждой команде я буду задавать вопросы по очереди. За правильный ответ – 1 балл. Какая команда ответит на большее количество вопросов и наберёт, тем самым, большее количество очков – та команда и выиграла! Мне нужен помощник – секретарь (выбрать желающего ученика) – он будет вести счёт игры. Самые активные игроки команды будут награждены отличной оценкой!
IV. Заключительная часть урока.
Нажимаем на кнопку – облачко с вопросительным знаком.
В тесте всего 12 вопросов, в каждом вопросе 4 варианта ответа. Команды отвечают поочерёдно. Даём право отвечать команде одни раз, если ответ – неправильный, то право на ответ переходит другой команде.
Пользуясь протоколом игры-тестирования, выставляем баллы за правильные ответы.
Тест.
На слайде появляется сначала вопрос, нажимаем “далее” - появляются 4 варианта ответа.
При ответе, нажимаем на красную кнопку напротив варианта ответа. Результат – моментальный. Если правильный ответ – то выходит слайд с аплодисментами, вы нажимаете на красную кнопку в левом нижнем углу и переходите к следующему вопросу. Если ответ неправильный – то выходите на другой слайд, и тоже жмёте на красную кнопку в левом нижнем углу, и возвращаетесь снова к этому вопросу для того, чтобы вторая команда дала вам свой вариант ответа. Если же и вторая команда ответила неправильно – то вы, в третий раз, вернувшись к этому вопросу, уже сами нажимаете на правильный ответ (правильные ответы написаны ниже) и только потом переходите к следующему вопросу.
Кнопка перехода следующему вопросу кнопка возврата к слайду с вопросом
Правильные ответы к тесту:
1. C 2. С 3. В 4. D 5. D 6. B 7. C 8. A 9. D 10. D 11. D 12. B
Если результаты команд одинаковые – ничья! Победила ДРУЖБА!
РЕФЛЕКСИЯ.
Отметьте и оцените активных ребят (тех, кто правильно называл ответы).
(“Две звезды, одно пожелание”)
- Кто из ребят может поделиться тем, что нового вы узнали сегодня на уроке? (дать возможность 2-3 обучающимся высказаться в устной форме).
- Ребята, у вас два смайлика. На смайлике, показывающем “Класс!”, на обратной стороне, напишите то, что вам понравилось на уроке, а на другом смайлике – то, что не понравилось. Кто написал положите смайлики в корзинки: в “Корзинку успеха” - смайлики с тем, что вам понравилось, а в “Корзинку пожеланий” - смайлики с тем, что не понравилось или с тем, что хотите пожелать.
- Домашнее задание: Узнать, кто из российских лыжников становился Олимпийским чемпионом в лыжных гонках, начиная с 1993 года? Информация об Олимпийских чемпионах – имя, фамилия, где, когда и в какой дисциплине (в какой гонке) завоевал звание Олимпийского чемпиона?
- Спасибо за урок. До свидания.