Урок биологии на тему "Иммунитет". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель урока: познакомить учащихся  с понятиями иммунитет, «вакцина», «предупреждающая  прививка»,  «лечебная сыворотка».

Задачи:

  • Образовательная – дать  определение иммунитета, виды иммунитета , разъяснить  суть иммунной  реакции и функции клеточного  и гуморального иммунитета; показать роль антител в обезвреживании антигенов.
  • Развивающая – умение  сравнивать  различные виды иммунитета, развивать  познавательный  интерес, умение сравнивать и обобщать.
  • Воспитательная – формировать ответственное отношение к своему  здоровью, обоснование  необходимости  прививок с целью  профилактики  появления  инфекционных   заболеваний.

Оборудование: табл. «Кровь», схема кровообращения со схемой  лимфатической  системы, портреты Л.Пастера и И.И.Мечникова.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

II. Проверка  домашнего  задания

Установить  соответствие:

1) Транспортируют  кислород.
2) Борются с бактериями.
3) Участвуют в свертывании крови. 
4) Содержатся в плазме. 
5) Растворимый белок в плазме.   
6) Красные безъядерные клетки.
           А. Тромбоциты
           Б. Фибриноген
           В. Соли кальция
           Г. Лейкоциты
           Д. Эритроциты     
           Е. Гемоглобин

III. Изучение  нового материала

Иммунология –  бионаука, изучающая  защитные  реакции организма, направленные на сохранение его строительной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.

Сообщение  ученика о возникновении  иммунологии (Приложение 1)   

Иммунитет – способность организма защищать собственную целостность и биологическую  индивидуальность.

Врожденный  естественный  иммунитет характерен  для  новорожденных  детей. Когда  ребенок ещё  находится в утробе своей матери, через плаценту в его организм поступают  антитела, защищающие его от тех  болезней, которыми  переболела  его мать до беременности  или от болезней, от которых она была  вакцинирована.

Искусственно  активный  иммунитет –  антиген вводится  в вакцине (иммунизация), организм генерирует иммунный  ответ  на  антиген. Иммунитет может быть  пожизненным (вакцина против полиомиелита) или  временным (столбняк).Искусственно пассивный иммунитет: готовые антитела (антисыворотки) вводят в организм в виде инъекций заболевшему  человеку. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное  заболевание. Такую лечебную сыворотку  применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.  Однако после некоторых заболеваний иммунитет не вырабатывается, например, ангина, которой  человек может заболеть несколько раз.

Теорию предупреждения болезней с помощью вакцинации разработал французский ученый Луи Пастер. Он предложил вводить здоровому человеку ослабленные (или убитые) микробы, которые не могут вызвать серьезного заболевания, но делают его невосприимчивым к инфекции. С его именем связано появление многих вакцин от различных  болезней, например вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности может наступить смерть.

Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства.

Антигены – природные и синтетические  соединения, способные вызывать  иммунный ответ. Могут быть частью бактерий, вирусом или ядами.

Антитела – белки, синтезируемые в организме в ответ на присутствие антигена. Б-клетки образуют  антитела. Пример: в крови появился яд – токсин, на него антителом вырабатывается антитоксин. Антитоксины нейтрализуют токсин, образуя комплекс антиген – антитело. Физиологическая сущность иммунитета – обеспечивать Б- и Т- клетками.

Вакцина – культура ослабленных  микробов  или их ядов.

Лечебная  сыворотка – препарат антител, образовавшихся  в  крови  животного, которое раньше было заражено  этим возбудителем.
Лимфоциты: Б –клетки – вырабатывают  антитела, разносимые током  крови по организму. Т –клетки – сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусами или бактериями. Т – клетки выделяют особые  вещества,  вызывающие  гибель бактерий и вирусов. Системой органов иммунитета являются:  лимфатические узлы, костный мозг, тимус.

Историческая справка (сообщение  учащегося). (Приложение 2)

В 1983 году учёные  обнаружили  новое   инфекционное  заболевание  поражающее  иммунные  системы  организма – СПИД – синдром приобретенного иммунно-дефицита. Возбудителем СПИДА  является  вирус (ВИЧ).  Вирус  СПИДА  избирательно  поражает  лимфоциты  крови, вырабатывающие  антитела против  инфекционных  заболеваний. При  этом  резко   снижается  защита организма от микробов, что приводит к воспалительным  процессам  различных  органов и систем. Развитие  тяжелых воспалительных болезней  и  злокачественных опухолей  является  причиной  смерти  больных СПИДом. Вирус СПИДа  от  зараженного  человека  здоровому  передается через  кровь, нестерильные  медицинские  инструменты и половым  путём.  Профилактикой СПИДа является  соблюдение  следующих правил:  исключение  случайных половых связей;  использование  для  инъекций  одноразовых  шприцов.

IV. Закрепление (тестовое  задание).

1. В лечебной сыворотке содержатся

А) витамины
Б) антитела
В) ферменты
Г) гормоны

2. Вакцина содержит

А) готовые антитела
Б) витамины
В) убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни
Г) гормоны

3. Иммунитет обеспечивается

А) эритроцитами
Б) тромбоцитами
В) лейкоцитами
Г) кардиомиоцитами

4. Естественный приобретенный иммунитет возникает после

А) введения вакцины
Б) введения лечебной сыворотки
В) болезни
Г) прививки

V. Домашнее  задание:  п 15, подготовить сообщение на тему « Работы Луи Пастера».