Данная методическая разработка предлагает проведение урока по английскому языку в 5 классе по теме “Типичный английский дом”, с применением технологии “развития критического мышления”. Урок разработан на основе УМК [ 1] .
Критическое мышление предполагает не осуждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является началом, а не завершением обучения.
На каждой из стадий урока используются свои методические приемы (стратегии) – “составление кластера”, “инсерт” (insert), “тонкие и толстые вопросы”, “синквейн” (cinquain), “эссе”. Данные приемы позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал.
Благодаря данной технологии интенсивно развивается умение работать с письменным текстом. У учащихся повышается самооценка, развивается рефлексия, появляется потребность в познании нового. Технология выводит учителя на обучение ребенка решать проблему.
Функции трех фаз технологии “развития критического мышления”
Вызов
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
- Информационная (вызов “на поверхность” имеющихся знании по теме)
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания
- Информационная (получение новой информации по теме)
- Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Рефлексия
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
- Информационная (приобретение нового знания)
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Во время урока необходимо достигнуть несколько задач и целей.
Дидактическая цель урока: активизация речемыслительной деятельности по теме “Типичный английский дом”, формирование благоприятных условий в рамках темы для развития самостоятельно мыслящей личности.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать совершенствование навыков устной речи на основе речевого образца;
- создание условий для развития умения аудирования с извлечением запрашиваемой информации;
Развивающие:
- развитие способности анализировать, обобщать, сравнивать и систематизировать полученную информацию;
- развитие интуитивных способностей;
- развитие умения работать с различными источниками информации;
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к культуре и национальным особенностям жителей других стран;
- формирование умения работать в коллективе, воспитание уважения к собеседнику;
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме.
Технология: развития критического мышления, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая .
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, раздаточный материал, и т.д.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце, так и по ходу его реализации;
- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями
- партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Познавательные УУД:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры;
- осознанное и произвольное построение диалогического речевого высказывания с использованием плана;
- свободное восприятие аутентичного аудиотекста.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь учителя;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- использование адекватных языковых средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
Предметные умения
- умение правильно понимать значение лексических единиц по теме.
- умение использовать лексических единиц по теме в заданной ситуации.
- умение строить краткие высказывания с использованием опор.
- умение составлять диалоги по теме.
- умение выделять запрашиваемую информацию из аутентичного аудиотекста.
Урок разработан с использованием четырех основных видов речевой деятельности, а также в разработке представлена организация контроля усвоения материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая
Ход урока
I. Вызов. Организационный момент, введение в атмосферу иноязычного общения.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся, создает атмосферу иноязычного общения.
Учитель:
- Good morning boys and girls. How are you? Today we have a lot of guests at the lesson. Please, greet our guests.
Учащиеся приветствуют учителя, включаются в речевую деятельность.
Учитель: постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайды №2 - 5
- Look at these pictures. What do you think we are going to speak about today?
- What is our lesson about?
Учащиеся высказывают предположение:
Houses, flats.
Учитель:
You’re right, our theme is “А typical English house”.
The main question is: What is a typical English house?
Let’s start with the things you know about it.
Учитель показывает фото, рассказывает о типах домов и их особенностях. Слайды №5 - 8
- What kinds of houses do you know?
- Would you like to know more about typical English houses?
Учащиеся делают предположения о теме и содержании урока. Отвечают на вопросы учителя:
blocks of flats, houses, castles, villas.
Задание №1. Кластер. Активизация ЛЕ. Учитель предлагает составить кластер, глядя на картинки и проанализировать его, используя ЛЕ. Слайд №9
We are going to speak what we know about different houses and make a cluster . Come to this table and choose the words to fill in your cluster. Stick the words around a general word.
Учащиеся самостоятельно составляют схемы, где от одного слова идет связь к другому (см. пример ниже).
- What can you tell us about each type of house?
II. Осмысление. Активизация знаний по теме.
Задание №2. “Тонкие” и “толстые” вопросы. Развитие навыков аудирования, чтения с выбором информации. Ученикам предлагается прослушать и прочитать текст, предварительно просмотреть новые слова [1; упр.№ 1-2 с.51] . Слайд №10. Заполнить таблицу (“толстые”, “тонкие” вопросы). Слайды №11
Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме “тонких” и “толстых” вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на “тонкие” и “толстые” вопросы.
“тонкие” вопросы | “толстые” вопросы |
1. Is there a garden near a block of flats ? 2. Where are cottages built ? 3. Is there a central heating in a semi-detached house? etc. |
1. Are you agree that semi-detached houses more comfortable than flats ?
Why ... ? 2. What is the most important idea of the text? 3. What is the difference between cottages and semi-detached houses? 4. If you had a lot of money would you buy a cottage? Why ... ? etc. |
Задание №3. Метод “Инсерт” (insert).
Учащимся предлагается отметить в тексте V, - ,+, ? , при чтении:
I – interactive: самоактивизирующая "V" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
R – reading
T – thinking
При чтении текста учащиеся на полях или полоске бумаги расставляют пометки. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу “Инсерт”, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
V | + | _ | ? |
cottage | semi-detached house | central heating | attic |
Учащиеся зачитывают результатов таблицы.
После работы с текстом формулируют развернутый ответ на главный вопрос урока: What is a typical English house? Дают свое описание типичного английского дома. Слайд №12
Задание №4. Физкультминутка: http://www.youtube.com/watch?v=Vgyer0IauyQ.
Задание №5. Совершенствование навыков аудирования и диалогической речи. Слушают запись, сравнивают фото на слайде и отвечают на вопрос: какой дом принадлежит мальчику и его отцу?
Отвечают на вопрос при этом, зачитывают слова, которые им помогли при прослушивании [1; упр.№2 с.52] . Слайд №13
Составляют свой собственный диалоги на основе прослушанного.
Рефлексия
Задание №6. Обобщение пройденного материала. “Синквейн”.
Учитель предлагает составить “синквейн” и проанализировать его, используя ЛЕ по теме и речевые клише. Слайд №14
We are going to sum up what we know about houses and make “cinquain”.
1 строка | одно слово – существительное, тема | House |
2 строка | два прилагательных, раскрывающих тему | Small, nice |
3 строка | три причастия или глагола, описывающие действия | Protecting, teaching, helping |
4 строка | целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме | It’s so warm |
5 строка | слово-резюме (личное отношение, эмоции) | My home |
Учащиеся составляют свой синквейн и анализируют его используя речевые клише.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель просит учащихся высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности. Совместно с детьми определяет насколько выполнены запланированные задачи и цели. Выставляет оценки. Задает домашнее задание.
- Have we answered your question? There were some mistakes which you repeated several times...
- Our lesson is coming to the end. You worked hard. Today we discussed about English houses, read the text, listened and made dialogues, And now I want to know:
What have you learnt today?
What did you like most?
What was the most difficult?
What was the easiest?
Обучающиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока и высказывают свое мнение о ходе урока.
Домашнее задание: “Написание эссе” по теме “Дом моей мечты”, развитие и совершенствование навыков письменной и монологической речи.
Учитель задает домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению.
Свободное письмо на заданную тему. Ученики пишут письмо для того чтобы понять, что они думают по данной теме. Письмо должно включать самостоятельные мысли, выражать индивидуальность и оригинальность, а также нести дискуссионный аспект.
Учащиеся могут проиллюстрировать свои эссе рисунками.
Сокращения:
- ЛЕ – лексические единицы
Литература.
- В. Эванс, Дж Дули, О. Подоляко и другие, УМК “Английский в фокусе 5”; М.; Просвещение, 2013
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие/ И.В. Муштавинская. - СПб: КАРО, 2009.-144с.
- Копытова Н.Е. Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка. http://novokik.ning.com (Интернет-ресурс).