Конкурс грамотеев

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познавательные:
    • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
    • добывать и преобразовывать информацию.
  • Коммуникативные:
    • организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
    • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
    • корректировать свое мнение, уметь признавать его ошибочность.
  • Регулятивные:
    • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
    • находить и исправлять ошибки.
  • Личностные:
    • вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям;
    • идти на взаимные уступки.

Оборудование:

  • Медали бумажные для награждения команд (по количеству участников)
  • Сувениры для награждения: линейки или блокноты (по количеству участников)
  • Карточки «Деление на команды» (по количеству участников)  <Приложение 1>
  • Карточки – названия команд: «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА»  <Приложение 2>
  • Карточки «Разложи» – 2 набора в двух конвертах  <Приложение 3>
  • Карточка «Разминка» – 1шт.  <Приложение 4>
  • Карточки «Куда подевались звуки» – 2шт.  <Приложение 5>
  • Карточки «Измени слово» – 2шт.  <Приложение 6>
  • Карточки со словами для конкурса капитанов – 12шт.  <Приложение 7>
  • Карточки «Предлагает Слоговик» – 2шт.  <Приложение 8>
  • Карточки «Загадки» – 2шт. <Приложение 9>

На доске:

1) Карточки со словами для «Конкурса капитанов», спрятанные за крылом. <Приложение 7>
2) Карточки со словами для деления на команды, перевёрнутые лицом внутрь. <Приложение 1>
3) Таблица для внесения результатов, начерченная мелом.

Название команды
(карточку повесить после деления на команды)

Название команды
(карточку повесить после деления на команды)

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   

7

   

итог

   

Подготовка кабинета:

1) Поставить для команд 2 «квадратных стола» (каждый стол – две парты, сдвинутые вместе)
2) На столы положить 1-2 ручки, 1-2 простых карандаша.
3) До начала конкурса ученики садятся за столы в произвольном порядке.

I. Вступление

– Сегодня мы проведём необычный урок русского языка. Давайте устроим конкурс грамотеев!

1. Деление на команды.     <Приложение 1>

На доске:

шина      свеча     лужи     часто        камыши
пища      ножи     начало  малыши   час
наши      чайка     мыши   щавель     ежи
туча        шипы    роща      дача         жизнь

– Для начала разделимся на команды. Подойдите к доске и снимите одну карточку.
– Прочитайте слово. Есть ли в нём «опасное» место? (жи – ши, ча – ща)
– Подойдите ко мне дети, у которых слова с сочетаниями жи – ши. Сядьте за первый стол. Ваша команда так и будет называться: «Жи-ши».

Повесить на доску в таблицу название команды.    <Приложение 2>

– Подойдите ко мне дети, у которых слова с сочетаниями ча – ща. Сядьте за второй стол. Ваша команда будет называться: «Ча-ща».

Повесить на доску в таблицу название второй команды.    <Приложение 2>

2. Выбор капитанов

– Выберите капитана команды.
– Назовите его.

3. Правила конкурса

– Сейчас вы будете выполнять задания. За каждый правильный ответ команда получает 3 очка. В конце подсчитаем результаты и узнаем победителя.

II. Конкурсы

1) Разложи <Приложение 3>

Положить на каждый стол конверт с наборами карточек.

[о]

[и]

[й’]

[в]

[ч’]

[л]

[у]

[р]

– Чтобы определить тему нашего занятия, выполните первое задание. Разложите карточки на две группы. Как только закончите, поднимите руку.
– Как вы разделили карточки? (гласные и согласные)
Кто закончит раньше и выполнит задание правильно, получает 3 очка. Другая команда получает 2 очка. Учитель заносит оценки в таблицу.

– Итак, тема нашего занятия: «Звуки. Слог. Сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши».

2) Разминка       <Приложение 4>

– Для начала проведём разминку. Я задаю вопрос. Кто знает ответ, поднимает руку.

Учитель зачитывает вопросы. Правильный ответ – 3балла, неправильный – слово передаётся другой команде.

– Ответьте на вопросы: [2]

  1. В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов? (Один слог)
  2. В слове три согласные и три гласные. На сколько слогов можно разделить это слово? (На три слога)
  3. В слове два звука. Сколько слогов? (Неизвестно, может быть один или два)
  4. В словах клён, клоун по три согласных звука. А по сколько слогов в каждом слове и почему? (Клён – один слог, т.к. один гласный; клоун – два, т.к. два гласных.)
  5. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? (Нет, кот – один слог, мяу – два слога)

Учитель заносит оценки в таблицу. max – 3 балла. Подсчёт общих баллов за два конкурса.

3) Куда подевались звуки?      <Приложение 5>

Команды получают одинаковые карточки с заданиями.

Содержание карточки:

№3. КУДА ПОДЕВАЛИСЬ ЗВУКИ

Звонят во все колокола.
Буква о –     ______ 
Звук [ o ] –    ______

– Задание про гласные. [1]

Нужно сосчитать, сколько букв «о» и сколько звуков [о] в предложении: Звонят во все колокола. (В предложении 5 букв «о», а звуков [о] нет, так как все звуки [о] находятся в слабой, безударной позиции и заменяются звуками [а].)

После выполнения задания учитель заносит оценки в таблицу. max – 3 балла.
Подсчёт общих баллов за три конкурса.

4) Измени слово     <Приложение 6>

Команды получают разные карточки с заданиями.

Содержание карточки №1: Содержание карточки №2:

№4. ИЗМЕНИ СЛОВО

№4. ИЗМЕНИ СЛОВО

1-я команда

2-я команда

балка
гости
горка
бить
блеск
дрова
жили

пыль
том
тоска
суп
Тима
шаль
шесть

– А теперь с нами играют согласные. [1] На какие группы они делятся? (Звонкие – глухие, твёрдые – мягкие)
– Игроки первой команды читают свои слова с начальным звонким звуком, а игроки второй команды должны заменить начальный согласный парным глухим и сказать полученное слово.

Затем команды меняются ролями.
За правильный ответ – 3 балла, меньшее количество баллов – за ошибки.
Подсчёт общих баллов за четыре конкурса.

5) Конкурс капитанов     <Приложение 7>

– А теперь конкурс капитанов. Капитаны, выходите к доске. [1]

На доске вперемешку карточки с одно-, двух- и трёхсложными словами.

сорока     ложка      чайник
слон        урожай    самолёт
попугай  стройка    кровать
автобус   кукла        конь

– Звуки образуют слоги. Как узнать, сколько в слове слогов?
– Капитан команды «Жи – ши» собирает слова из двух слогов, а капитан команды «Ча – ща» – из трёх слогов.

За правильный ответ – 3 балла, меньшее количество баллов – за ошибки.
Подсчёт общих баллов за пять конкурсов.

6) Предлагает Слоговик     <Приложение 8>

Команды получают разные карточки с заданиями.

Содержание карточки №1:    Содержание карточки №2:

№6. ПРЕДЛАГАЕТ СЛОГОВИК

№6. ПРЕДЛАГАЕТ СЛОГОВИК

 1-я команда

2-я команда

дом –  _____________________
сад –   _____________________
дуб –  _____________________
лист – _____________________
куст – _____________________
мак –  _____________________
блины –  _____________________
грибы –  _____________________
звери –   _____________________
кони –    _____________________
гвозди – _____________________
двери – ______________________

– Слоговик предлагает командам задания. [1]
– Команде «Жи-ши» изменить слова так, чтобы в них было два слога. Команде«Ча – ща» изменить слова так, чтобы в них был только один слог.

За правильный ответ – 3 балла, меньшее количество баллов – за ошибки.
Подсчёт общих баллов за шесть конкурсов.

7) Загадки       <Приложение 9>

Команды получают одинаковые карточки с заданиями.

Содержание карточки:

№7. ЗАГАДКИ

Мы – проворные сестрицы –                                                 Мы ходим ночью, ходим днём,
Быстро бегать мастерицы.                                                     Но никуда мы не уйдём.
В дождь – лежим,                                                                   Мы бьём исправно каждый час,
В снег – бежим,                                                                      А вы, друзья, не бейте нас. ___________
Уж такой у нас режим. ____________

Пьёт бензин, как молоко,                                                      У неё во рту пила,
Может бегать далеко.                                                            Под водой она жила.
Возит грузы и людей,                                                            Всех пугала, всех глотала,
Ты знаком, конечно, с ней? _____________                       А теперь в котёл попала. _____________

– Каждая команда получает листок с загадками. [2] Напишите отгадки. Будьте внимательны! Отгадками являются слова с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща».
(Лыжи, машина, часы, щука)

За правильный ответ – 3 балла, меньшее количество баллов – за ошибки.
Подсчёт общих баллов за семь конкурсов.

III. Подведение итогов

Подсчёт общих баллов за все конкурсы. Награждение команд призами.

Литература:

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М., «Просв.», 1996г., с.14,15, 24, 35.
  2. Волина В.В. Весёлая грамматика. М., «Знание», 1995г., с.25, 57