Урок по русскому языку "Правописание безударных гласных е/и в личных окончаниях глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цель: составить алгоритм правописании безударных гласных е, и в личных окончаниях глаголов и пользоваться им;

Задачи урока:

  • Создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.
  • Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
  • Учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину; учиться ставить учебные задачи; учиться организации работы в парах и в группах; научиться без ошибок писать личные окончания глаголов; научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки; учиться контролировать и оценивать себя.

Оборудование: Презентация урока на слайдах

  • материал для составления алгоритма: (части таблицы алгоритма, выполненные на листах);
  • карточки – 3 варианта (3 уровня сложности);
  • карточки с ударными гласными в окончаниях глаголов;

Тип урока:   проблемно-поисковый

Ход урока

1. Оргмомент

Настрой на работу. (сл.1)

Я умею думать, я умею рассуждать
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
У меня получится и у тебя тоже.

Послушайте загадку. Какая часть речи  могла так сказать о себе?

Что без меня предметы,
Лишь названья –
А я приду,
Все в действие придет. (сл.2)

– Дайте определение глаголу.  (Вывод)

2.Формулировка темы, цели урока

Послушайте сказку.(сл.3,4,5)

Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон  и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки вытолкнули  близнецов –У и –Ю и сказали: «ЕШЬ!» «ЕШЬ!»
«Да я уж ЕМ!ЕМ!»– улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.
Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: «ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут!
С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске.

На столах у вас ребята листочки с вопросами. Работаем в группах.

– Что такое спряжение глаголов? (сл.6)
– Как определить лицо глагола? (сл.7)
– Сколько спряжений у глагола?
– Различаются ли окончания глаголов в зависимости от спряжения?    ( сл.8)
– Какова тема нашего урока? (сл.9)

Цель урока: составить алгоритм правописания безударных гласных е-и в личных окончаниях глаголов.

3. Чистописание 

Минутка чистописания. (На доске запись: -ать, -ять, -ить) (сл.10)
– Посмотрите  запись в тетрадях. Что она означает?
– Запишите цепочку до конца строки.

4. Игра-эстафета (по рядам раздаются листы со словами-глаголами, надо дописать окончание и передать соседу)

ползёшь лежим цветёт сидишь летит сохраните ведёт шуршит уйдёт найдём
– Правописание данных личных окончаний глаголов вызвало у вас затруднение?
– Почему? (окончания во всех глаголах ударные)

Вывод: если окончание ударное – пишем то, что слышим. Глаголы 1 спряжения легко отличить от глаголов 2 спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением. (сл.11)

5. Постановка проблемы

1. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (На доске запись: Тише ед-шь – дальше буд-шь.) (сл.12)
– Какие гласные буквы надо написать в личных окончаниях глаголов?

Появляется запись:

– Какие у вас есть предложения? (ребята высказывают свои гипотезы)

2. – А сейчас мы запишем несколько слов.

Кол-т, свет-т, приход-шь, начина-те, паш-м (у доски работают два ученика на разных частях доски, остальные учащиеся записывают слова в тетради в столбик)

– Сравните, как написали слова ребята на доске.
– У вас есть решение данной проблемы?

6. Решение проблемы. Составление алгоритма. 

А) Работа со словами, записанными на доске и в тетради.

– Какие окончания в словах: ударные или безударные? (безударные)
– Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глаголов? (спряжение)
– Как определить спряжение? (по неопределенной форме глаголов)

  • Кол-т – колоть – 1 спряжение – пишем Е
  • Свет-т – светить – 2 спряжение – пишем И
  • Приход-шь – приходить – 2 спряжение – пишем И
  • Начина-те – начинать – 1 спряжение – пишем Е
  • Паш-м – пахать – 1 спряжение – пишем Е

(исправляем ошибки на доске, а остальные учащиеся исправляют ошибки у себя в тетрадях)

Б) Составление алгоритма. (На доске строится алгоритм по ходу ответов детей на вопросы) 
– Что мы должны сделать в первую очередь? (ставлю ударение и определяю, какое окончание: ударное или безударное?)
– Если окончание безударное, то ставим глагол в неопределенную форму.
– Если неопределенная форма глагола оканчивается на ИТЬ, то это второе спряжение и пишем –И.
– Если неопределенная форма оканчивается не на ИТЬ, то это первое спряжение и пишем –Е.
– А если окончание ударное? (Что слышим, то и пишем)

7. Физминутка для глаз

8. Работа над пословицей

  • Тише ед-шь – дальше буд-шь.
  • Ед__шь – ехать – 1 спряжение – пишем – Е
  • Буд__шь – быть – 1 спряжение – пише Е

– В каком слове гласная обозначает два звука?(едешь: [й] [э] ( сл.13)
Напишите пословицу по памяти.
Вывод: Неопределённая форма глагола помогает определить спряжение, если у глагола безударное окончание. (сл.14)

9. Выполнение упражнения 5, стр. 89

10. Выполнение задания на отдельных листочках по 3 уровням сложности: 

1 уровень. Запишите глаголы в неопределенной форме и определите спряжение.

  • Ставят –
  • Вяжет –
  • Бегаю –
  • Тянут –
  • Носит –

2 уровень. Запишите имена существительные в неопределенной форме глаголов и определите спряжение.

  • Игра –
  • Мороз –
  • Свет –
  • Холод –
  • Подход –

3 уровень. Запишите фразеологизмы глаголами неопределенной формы и определите спряжение.

  • Бить баклуши –
  • Витать в облаках –
  • Зарубить на носу –
  • Держать язык за зубами –
  • Держать в голове –

11. Итог урока

– Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
– Что для вас на уроке было выполнить легко?
– А что вызвало трудность?
Домашнее задание по выбору:
Упр.2 стр.88
Упр.5 стр.87

Слайд 15,16

Приложение 1