Цель: составить алгоритм правописании безударных гласных е, и в личных окончаниях глаголов и пользоваться им;
Задачи урока:
- Создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.
- Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
- Учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину; учиться ставить учебные задачи; учиться организации работы в парах и в группах; научиться без ошибок писать личные окончания глаголов; научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки; учиться контролировать и оценивать себя.
Оборудование: Презентация урока на слайдах
- материал для составления алгоритма: (части таблицы алгоритма, выполненные на листах);
- карточки – 3 варианта (3 уровня сложности);
- карточки с ударными гласными в окончаниях глаголов;
Тип урока: проблемно-поисковый
Ход урока
1. Оргмомент
Настрой на работу. (сл.1)
Я умею думать, я умею рассуждать
Что полезно для работы,
То и буду выполнять.
У меня получится и у тебя тоже.
Послушайте загадку. Какая часть речи могла так сказать о себе?
Что без меня предметы,
Лишь названья –
А я приду,
Все в действие придет. (сл.2)
– Дайте определение глаголу. (Вывод)
2.Формулировка темы, цели урока
Послушайте сказку.(сл.3,4,5)
Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город
прилетел огромный дракон и потребовал
привести ему на съедение нескольких лилипутиков.
Трусишки вытолкнули близнецов –У и –Ю и
сказали: «ЕШЬ!» «ЕШЬ!»
«Да я уж ЕМ!ЕМ!»– улыбнулся дракон, завязывая на
шее салфетку. Но самые смелые
глагольчики-лилипутики не испугались дракона,
они крикнули: «ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ чего
захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город
сожрут!
С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе
Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом
городе Второспряженске.
На столах у вас ребята листочки с вопросами.
Работаем в группах.
– Что такое спряжение глаголов? (сл.6)
– Как определить лицо глагола? (сл.7)
– Сколько спряжений у глагола?
– Различаются ли окончания глаголов в
зависимости от спряжения? ( сл.8)
– Какова тема нашего урока? (сл.9)
Цель урока: составить алгоритм правописания безударных гласных е-и в личных окончаниях глаголов.
3. Чистописание
Минутка чистописания. (На доске запись: -ать,
-ять, -ить) (сл.10)
– Посмотрите запись в тетрадях.
Что она означает?
– Запишите цепочку до конца строки.
4. Игра-эстафета (по рядам раздаются листы со словами-глаголами, надо дописать окончание и передать соседу)
ползёшь лежим цветёт сидишь летит сохраните
ведёт шуршит уйдёт найдём
– Правописание данных личных окончаний глаголов
вызвало у вас затруднение?
– Почему? (окончания во всех глаголах ударные)
Вывод: если окончание ударное – пишем то, что слышим. Глаголы 1 спряжения легко отличить от глаголов 2 спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением. (сл.11)
5. Постановка проблемы
1. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (На
доске запись: Тише ед-шь – дальше буд-шь.)
(сл.12)
– Какие гласные буквы надо написать
в личных окончаниях глаголов?
Появляется запись:
– Какие у вас есть предложения? (ребята высказывают свои гипотезы)
2. – А сейчас мы запишем несколько слов.
Кол-т, свет-т, приход-шь, начина-те, паш-м (у доски работают два ученика на разных частях доски, остальные учащиеся записывают слова в тетради в столбик)
– Сравните, как написали слова ребята на доске.
– У вас есть решение данной проблемы?
6. Решение проблемы. Составление алгоритма.
А) Работа со словами, записанными на доске и в тетради.
– Какие окончания в словах: ударные
или безударные? (безударные)
– Что нужно знать, чтобы правильно написать
гласную в безударном личном окончании глаголов?
(спряжение)
– Как определить спряжение? (по неопределенной
форме глаголов)
- Кол-т – колоть – 1 спряжение – пишем Е
- Свет-т – светить – 2 спряжение – пишем И
- Приход-шь – приходить – 2 спряжение – пишем И
- Начина-те – начинать – 1 спряжение – пишем Е
- Паш-м – пахать – 1 спряжение – пишем Е
(исправляем ошибки на доске, а остальные учащиеся исправляют ошибки у себя в тетрадях)
Б) Составление алгоритма. (На доске строится
алгоритм по ходу ответов детей на вопросы)
– Что мы должны сделать в первую
очередь? (ставлю ударение и определяю, какое
окончание: ударное или безударное?)
– Если окончание безударное, то ставим глагол в
неопределенную форму.
– Если неопределенная форма глагола
оканчивается на ИТЬ, то это второе
спряжение и пишем –И.
– Если неопределенная форма
оканчивается не на ИТЬ, то это первое
спряжение и пишем –Е.
– А если окончание ударное? (Что
слышим, то и пишем)
7. Физминутка для глаз
8. Работа над пословицей
- Тише ед-шь – дальше буд-шь.
- Ед__шь – ехать – 1 спряжение – пишем – Е
- Буд__шь – быть – 1 спряжение – пише Е
– В каком слове гласная обозначает два
звука?(едешь: [й] [э] ( сл.13)
Напишите пословицу по памяти.
Вывод: Неопределённая форма глагола помогает
определить спряжение, если у глагола безударное
окончание. (сл.14)
9. Выполнение упражнения 5, стр. 89
10. Выполнение задания на отдельных листочках по 3 уровням сложности:
1 уровень. Запишите глаголы в неопределенной форме и определите спряжение.
- Ставят –
- Вяжет –
- Бегаю –
- Тянут –
- Носит –
2 уровень. Запишите имена существительные в неопределенной форме глаголов и определите спряжение.
- Игра –
- Мороз –
- Свет –
- Холод –
- Подход –
3 уровень. Запишите фразеологизмы глаголами неопределенной формы и определите спряжение.
- Бить баклуши –
- Витать в облаках –
- Зарубить на носу –
- Держать язык за зубами –
- Держать в голове –
11. Итог урока
– Для чего нужно уметь определять
спряжение глаголов с безударными личными
окончаниями?
– Что для вас на уроке было выполнить легко?
– А что вызвало трудность?
Домашнее задание по выбору:
Упр.2 стр.88
Упр.5 стр.87
Слайд 15,16