Сценарий бала

Разделы: Внеклассная работа


Бал готовится заранее, за месяц все классы продумывают костюмы и пр. Действие происходит в празднично оформленных кабинетах и рекреации.

Необходимый реквизит и оборудование: микрофоны, музыкальное сопровождение, подсвечники и свечи.

Звучит классическая музыка. Устроители бала встречают гостей.

Классы собираются вместе у входа и проходят в зал по приглашению.

В зале звучит негромкая музыка.

I. Начало бала.

Постепенно приглушается свет, меняется музыка. Ведущий зажигает свечи.

1 ведущий

Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи

2 ведущий

От танца к танцу по невидимой дороге
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

1 ведущий Добрый вечер, дорогие друзья!

2 ведущий Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Нам выпала высокая честь быть ведущими первого школьного бала. Меня зовут Юлия, а мою партнершу Алия. (кланяются).

1 ведущий А сейчас давайте на несколько минут перенесемся в XIX век представим себе пышный бал. Потрескивая, горят свечи, и пара За парой грациозно движутся в менуэте. Кринолины, шелка, фигуры, затянутые в корсеты, соблазнительный и романтический запах духов.

2 ведущий По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.

1 ведущий На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей).

2 ведущий Участники бала: графиня (ф.и.о. кл. руководителя) со своим семейством!

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс, который придумывают сами. У каждого класса свой реверанс.

1 ведущий XIX век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи... Какие люди жили тогда? Как жили? О чём мечтали?

2 ведущий Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в XIX век, приглашаем побывать на великосветском бале, перелистать альбом истории XIX века, рукоплескать знаменитым певицам, актрисам, насладиться поэзией русского романса.

Учитель

Уважаемые дамы и господа! Как приятно видеть вас такими нарядными и жизнерадостными! Но как сказал Сент-Экзюпери, самое главное для глаз невидимо. Именно поэтому так важно уметь заметить в человеке это главное и сказать ему об этом.

Придворный этикет был настолько строг, что иногда кавалер не мог говорить со своей возлюбленной иначе, как издали и жестами. Изъясняться таинственными знаками было достаточно неудобно, а иногда и опасно, и находчивые дамы нашли весьма изящное решение: они приспособили для этой цели веер - непременный аксессуар костюма жительниц жарких стран. Так сложился целый язык, понятный только посвящённым.

Невзначай переложенный из одной руки в другую веер мог решить судьбу возлюбленного, высказать желание, назначить свидание, причем, с указанием точного времени и места.

Фразы:

— “Да” - приложить веер левой рукой к правой щеке.

— “Нет” – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

— “Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце.

— “Я вас не люблю” – сделать закрытым веером движение.

- “Приходите, я буду рада” – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки

— “Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого уха.

— “Молчите, нас подслушивают” – дотронуться закрытым веером до губ.

— “Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе, поманить.

— “Следуйте за мной” – похлопывание по ноге сбоку.

— “Верить ли вашим словам?“ – закрытый веер держать у левого локтя.

“Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе.

— “Убирайтесь прочь! Вон!” – резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд.

1 ведущий Сегодня мы окунемся в минувшую жизнь, в эпоху 19 века. Одна из примет 19 века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.

Звучат фанфары.

II блок

2 ведущий И, в соответствии с традицией бала, имею честь объявить первый церемониальный танец.

1 ведущий Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

2 ведущий

Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется полонез

1 ведущий Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.

2 ведущий Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!

III блок

2 ведущий Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала, кроме танцев, были развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.

Просим пройти, уважаемые гости, в следующий зал

1 вед. Добрый вечер, уважаемые слушатели!

2 вед. Здравствуйте, дорогие друзья!

1 вед. Сегодня мы с вами собрались, чтобы окунуться в чарующий мир романса.

2 вед. Русский романс... В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Романс - это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.

1 вед. Романсы часто коротки по объему, голос их негромок и обращен к небольшой аудитории слушателей.

2 вед. Они отличаются редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной.

1 вед. У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

2 вед. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий... О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила

1 вед. Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 века странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном “романском” языке. Отсюда и пошло название “романс”. Позже романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

2 вед. В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

1 вед. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

2 вед. Для многих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского “Бесприданница

Демонстрация видеоклипа “Романс “Нет, не любил он...”

1 Ведущий: Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

2 Ведущая: Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе “Дворянское гнездо”.

1 Ведущий: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

2 Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить “берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

1 Ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.

2 Ведущая: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

1 Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи...

Романс “Утро туманное”

IV блок

2 ведущий А сейчас мы приглашаем Вас в зал для танцев.

1 ведущий

Друзья, давайте танцевать, играть, шутить,
Такой закон царит сегодня в зале:
Не ждите, что бы мы Вас развлекали,
Вы сами можете всех нас развеселить!

2 ведущий Мы продолжаем наш бал и приглашаем вас на веселый, легкий, грациозный, изящный танец мазурку.

1 ведущий Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Фредерика Шопена, написавшего 58 мазурок.

2 ведущий Бальный танец XVIII-XIX веков, созданный на основе польских народных танцев. Исполняется в паре, в энергичном и горделивом характере, с продвижением по кругу.

Исполняется мазурка

V блок

Исторический: “Разделенная участь”

Оформление зала:

  • Мультимедийная доска
  • Портреты жен декабристов
  • Плакат “Я самая счастливая из женщин. А.Г.Муравьева”

1 ведущий В истории России много удивительных страниц и в каждом событии есть свои герои и антигерои. Но сегодня мы поведем рассказ о женах декабристов – хрупких, но твердых в своей воле, милых и благородных, необыкновенных красотой и душой женщинах!

2 ведущий Восстание декабристов 14 декабря 1925 года, увы, закончилось печальным итогом – арестован 121 человек, из них пятеро казнено, остальные отправлены на каторгу или в ссылку.

1 ведущий Аресты начались уже на следующий день, основную массу доставили в Петропавловскую крепость в январе 1825 года.

2 ведущий Никита Муравьев – лидер Северного общества арестован еще 20 декабря, его увезли от беременной жены, двух малолетних детей и стариков-родителей. Первое сообщение он шлет из Москвы.

(За столом сидит Никита Муравьев и пишет письмо своей жене Александре Григорьевне)

“Мой добрый друг, я прибыл сюда сегодня в 8 часов утра. Было очень холодно, но благодаря предусмотрительности твоей, мой ангел, и отца я перенес холод великолепно. Крепко обними мать, отца и детей. Тебя же целую так, как люблю. Помни о твоем обещании беречь себя: мать семейства в твоем положении имеет священные обязанности, и, чтобы их исполнять, прежде всего, нужно чувствовать себя хорошо!”

1 ведущий 26 декабря арестанта доставляют в Петропавловскую крепость с указанием посадить под строжайший арест, дать, однако, бумагу.

2 ведущий К следствию по делу декабристов привлекли 579 человек, к разжалованию привлечено 1700 человек, в том числе и родственники приговоренных. Неудивительно, что многие дворянские семьи жили в постоянном страхе. Пол всей стране в печах каминов горели письма, дневники, протоколы.

1 ведущий Князь Шереметьев отрекся от сына: “Если мой сын участвовал в том заговоре, я не хочу более его видеть, прошу его не щадить”.

2 ведущий Мать Сергея Волконского так же исправно. Как до ареста сына, исполняет обязанности статс-дамы, живет в царском дворце и обедает с Николаем 1, отправившим ее сына на каторгу.

1 ведущий Всякое проявление сочувствия рассматривается как антиправительственный акт. Разным было отношение к декабристам не только окружающих, но и очень близких людей. На момент ареста 23 декабриста были женаты. 11 жен декабристов совершили путешествие, которое сам царь считал ужасным.

Звучит романс А.Рыбникова “Я тебя никогда не забуду”

Сцена 1 (На сцену выходит Екатерина Трубецкая и Николай 1)

2 ведущий Княгиня Трубецкая, дочь графа Лаваля. Она выросла в богатстве и роскоши, она видела Рим и Грецию, но первая поехала за мужем в Сибирь.

Николай 1 Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.

Княгиня Трубецкая Согласна.

Николай 1 Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено.

Княгиня Трубецкая Согласна.

Николай 1 Не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем.

Княгиня Трубецкая Согласна.

Николай 1 Свидание с мужем только в арестантском платье.

Княгиня Трубецкая Согласна.

Николай 1 Ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же, не дай бог, убьют, власти ответственности не несут.

Княгиня Трубецкая Согласна. Я готова пройти семь верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу – отправьте меня сегодня же!

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Пусть смерть мне суждена -
Мне нечего жалеть.
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть.
Покинув Родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обед в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг. – я слез не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!

( уходят)

1 ведущий Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня. Когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.

2 ведущий 11 замечательных, сильных духом, преданных женщин, разных по социальному положению и материальной обеспеченности, по характеру и культурному уровню совершили подвиг. Дав перед алтарем клятву в верности своим мужьям, они выполнили ее.

1 ведущий После того как сняли кандалы с заключенных, Бестужев из них сделал всем женам кольца на вечную память и написал: “И не стыдно ли было падать нам духом, когда слабые женщины возвышались до прекрасного идеала геройства и самоотвержения? Поистине, когда я думаю об этом, я пропитываюсь умиротворяющим душу восторгом!”

2 ведущий

Пленительные образы. Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь подобное встречали.
Их имена забыться не должны.

Звучит “Вальс цветов” из балета Чайковского “Щелкунчик”

IV блок

2 ведущий Пышный зал заблистал и ликуют мечты. И воздушная кружится пара. Перед каждым из нас расцветают цветы. Это все продолжение бала.

1 ведущий Юля, какой еще бальный танец мы не называли?

2 ведущий С середины XIX века широкое распространение получил танец “Полька”.

1 ведущий Полька? Бальный танец? А где она родилась, тоже в Польше, как и полонез? Полька – в Польше.

2 ведущий А вот и нет. Полька – это чешский танец. Родина его – Богемия. Из Богемии он попадает в Вену, затем в Париж. В переводе обозначает “половина”.

1 ведущий А..., я поняла. Так как танец исполняется парами, то у каждого танцующего есть вторая половина, так?

2 ведущий Совершенно верно, польку, как и вальс, танцуют, и по сей день.

Дамы и господа! Полька!

(Звучит полька. Все танцуют.)

1 ведущий Мы благодарим всех гостей за участие в нашей танцевальной игре. Хочу напомнить вам, уважаемые дамы и господа, что есть праздник в нашей душе или нет, зависит в основном от нас самих. Не разрешайте себе плохое настроение – это неприлично.

2 ведущий Скользя по невидимой дорожке времени от танца к танцу мы вернулись в век нынешний.

Время быстротечно. На востоке бледнеет небо. У парадного подъезда ждут кареты. У наших барышень стоптались туфельки.

1 Ведущий Кавалеры устали от блеска красоты.

2 Ведущий: Дамы и господа! Вот и окончен наш блистательный бал! Пришло время расставания. Благодарим всех за участие в бале.

1 Ведущий Мы благодарим вас за этот чудесный праздник и приглашаем на заключительный танец бала. Менуэт!

(все танцуют менуэт)