Урок-исследование по теме "Синергетический подход на уроках русского языка в 10-м классе. Орфография. Правописание сложных имен прилагательных"

Разделы: Русский язык


Цель урока: систематизировать знания учащихся по данной теме.

Задачи:

  • познакомить и углубить знания учащихся по данной теме;
  • повторить разделы языкознания;
  • р.р. уметь обобщить материал, полученный на уроке.

Ход урока

I. Работа творческой группы №5:

1) синтаксический и пунктуационный разбор предложения;

2) фонетический, словообразовательный, морфологический разбор слов из предложения;

3) работа по карточке (правописание приставок пре- и – при-);

4) словарная диктовка (правописание суффиксов имен прилагательных);

5) вопросы для повторения(5).

Тип урока: комбинированный.

Методы: аналитическая беседа, лингвистический анализ текста , ответы на вопросы. сингапурская методика преподавания.

Оборудование: применение ИКТ, перфокарты.

II. Новое на уроке.

Слово учителя. Сегодня тема урока “Правописание сложных имен прилагательных”. С ней вы встречались в шестом классе. Вопрос:

- Что вам известно об этом правописании?

- Они имеют слитное, дефисное и раздельное написание.

- Сложные имена прилагательные состоят из 2 – 3 слов.

- Образуются от сложных имен существительных (части света, оттенки цветов, при помощи сочинительной связи).

- Обратите внимание на интерактивную доску. На ней правописание сложных имен прилагательных.

Вопрос:

- Что вы получили новое для себя?

Ответ учащихся:

- Увидели, что тема намного распространена по сравнению с изучением ее в 6 классе.

- Нужно выучить орфографическое правило для ее грамотного правописания.

III. Закрепление нового материала.

1. Словарная диктовка с объяснением.

а) шарикоподшипниковый (шарикоподшипник) – (сложное существительное);

б) голубоглазый (одна из составляющих частей не употребляется);

в) нижеподписавшиеся (1 – часть наречие);

г) трехэтажный (1 часть – числительное);

д) научно-исследовательский институт (неоднородный признак);

е) сравнительно-исторический метод (неоднородный признак);

ж) Восточно-Европейская равнина (географическое название);

з) ильфо – петровский (имена – фамилии).

2. Работа по слайду №2.

3. Давайте обобщим тему “Правописание сложных имен прилагательных” при помощи структуры “КУИЗ – КУИЗ – ТРЭЙД” - “опроси – опроси – обменяйся карточками”. Напоминаю о том, что вы должны проверить и обучить друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

4. Работа с перфокартой.

- На доске написаны слова, необходимо заполнить условными обозначениями перфокарту. Условные обозначения:

+ - слитное написание слов;

- дефисное;

X – раздельное.

Затем проверка с объяснением и оценка за перфокарту.

А.

1. Народно хозяйственный;

2. Орехово зуевский;

3. Машинно моторный;

4. Редко населенный;

5. Северо западный.

В.

1. Изжелта – красный;

2. Прямо линейный;

3. Солнце защитный;

4. Сорока градусный;

5. Военно морской.

С.

1. Западно Сахалинская;

2. Каше образный;

3. Вице адмиральский;

4. Древне славянский;

5. Общественно политический.

Г.

1.Общественно полезный;

2. Жаро понижающий;

3. Водо сточный;

4. Темно палевый;

5. Прядильно ткацкий.

V. Подведение итогов урока.

Слово учителя. Ребята, сегодняшняя тема очень сложная, но необходимая. Я надеюсь, что вы получили орфографические знания в этой области. Вопрос, что вы запомнили?

Ответы учащихся:

- Углубили знания по теме “Правописание сложных имен прилагательных” в том, что они имеют подчинительную связь.

- Неоднородные признаки.

- Сложные имена прилагательные имеют исключения, на которые нужно обратить особое внимание.

VI. Домашнее задание: О.К. выучить, упр.220 (по заданию).

Этапы урока русского языка по теме “Правописание сложных имен прилагательных”

Этап урока Деятельность учеников Деятельность обучающихся
I.Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
II.Сообщение темы и цели урока. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на урок

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения заданий .

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит учащихся к выводу о полученных знаниях на уроке.

Записывают предложенное творческое задание на доске.

Записывают тему.

Отвечают на поставленную проблему, находятся в творческом поиске.

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в группах и парах, слушают друг друга, высказывают свое мнение.

Осуществляют: самооценку, самопроверку, взаимопроверку, предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы.