Цель: учить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по алгоритму.
Задачи:
- формировать умение выбирать способ определения спряжения глагола;
- уточнить знания об особенностях глаголов 1 и 2 спряжения;
- развивать познавательную активность, умение работать в парах, группах, индивидуально;
- развивать умение анализировать и делать выводы;
- формировать интерес к урокам русского языка.
Ход урока
1. Организация учащихся
2. Игра на выбывание.
На слайде записаны слова:
- встала
- укрывает
- идёт
- умывается
- почистили
У. - Найди общий признак для этих слов.
Д. – Это глаголы.
У. – Докажите
Д. – Они отвечают на вопрос, что делает предмет и обозначают действие предмета.
У. – Обсудите в группах, как будут выбывать глаголы.
3. Проверка.
Ученики:
1 уч.- умывается- т. к. есть возвратная частица -ся, у других глаголов её нет
2 уч.- почистили – множественное число, остальные - в единственном числе.
3 уч.- встала - прошедшее время, остальные в настоящем времени
4 уч.- идёт – ударное окончание
Остаётся глагол укрывает
У. – Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
Д. – О глаголах.
4. Сообщение темы урока.
5. Работа по теме урока.
У. - А теперь мы встанем, задвинем стулья и потанцуем под музыку “Вальс снежинок”.
Звучит музыка, дети танцуют.
У - Внимание, все остановились, образовали пары и рассказали своему товарищу правила о правописании глаголов.
Дети рассказывают по плану:
1. 1-е и 2-е спряжение глаголов
2. Глаголы-исключения
3. Глаголы 2 лица ед. числа
4. Правописание тся и ться
5. Правописание частицы не с глаголами
(Учитель опрашивает несколько человек.
Например: Илья, какие правила рассказал тебе твой товарищ?
Илья: Моим товарищем был Марат, он рассказал, что...и т. д.)
6. Составление с глаголом укрывает предложений.
(Работа в группах)
Проверка задания.
7. Морфологический разбор глагола укрывает.
(работа в парах с товарищем по лицу)
Проверка. (на слайде)
8. Работа по карточке №1. (У детей на столе карточки с заданиями)
Поставь данные глаголы в форме 2 лица единственного числа настоящего времени. Глаголы запиши в 2 столбика по спряжениям.
Видеть, значить, стелить, строить, таять, брить, надеяться, ездить, гнать, держать, думать
Проверка. (на слайде)
9. Работа по карточке №2.
Исправь ошибки, выпиши только глаголы, определи спряжение.
Гаснит вечер, даль синеит,
Солнышко садица,
Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосица.
Пахнит мёдом, зацветаит
Белая гречиха.
Звон к вечерне из деревни
Долетаит тихо.
10. Словарная работа..
У. – Подбери синонимы к глаголу гаснет
Д - (темнеет, догорает )
У. Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо.
- Объясните значение слова вечерня
- (вечерняя - церковная служба у православных)
У. Нива колосится
- Объясните значение слова нива
Д. (засеянное поле, пашня)
11. Минутка отдыха.
На экране картинки поля, звучит песня Ю.Гуляева “Русское поле”.
У. - Поделитесь впечатлениями от увиденного.
Д. – (Так красиво бескрайнее поле. Испытываешь чувство гордости за свою Родину)
Дети выполняют задание в парах с товарищем по плечу.
12. Проверка (на слайде)
13. Игра “Замри”.
(Дети встают, заправляют стулья, танцуют под музыку, затем команда “Замри”.
Дети должны образовать группы из ...человек, сколько:
1. Спряжений у глагола
2. Времён имеет глагол
Глаголов-исключений 1 спр.
Глаголов-исключений 2 спр.
14. Работа по карточке № 3.
К данным устойчивым сочетаниям припиши близкий по смыслу глагол, определи спряжение:
- Точит лясы - ...
- Водит за нос - ...
- Гладит по головке - ...
- Мозолит глаза - ...
- Ломает голову - ...
Слова для справок: надоедать, обманывать, думать, болтать, хвалить
(Работа в группах)
Проверка.
14. Итог урока. Дом задание: с. 128, № 1, дописать
У – Кому был полезен урок?
- Чему ты научился?
А теперь оцените свои знания.
(Дети выбирают углы: “солнышко”, “солнышко выходит из-за тучки”, “тучку” и рассказывают друг другу, почему они это выбрали.
Учитель спрашивает:
- Расскажи, Даша, почему твой товарищ выбрал этот угол?
Даша:
- Моим товарищем был Вадим. Он считает, что ...)