Закрепление знаний о глаголе. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: учить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по алгоритму.

Задачи:

  • формировать умение выбирать способ определения спряжения глагола;
  • уточнить знания об особенностях глаголов 1 и 2 спряжения;
  • развивать познавательную активность, умение работать в парах, группах, индивидуально;
  • развивать умение анализировать и делать выводы;
  • формировать интерес к урокам русского языка.

Ход урока

1. Организация учащихся

2. Игра на выбывание.

Презентация.

На слайде записаны слова:

  • встала
  • укрывает
  • идёт
  • умывается
  • почистили

У. - Найди общий признак для этих слов.

Д. – Это глаголы.

У. – Докажите

Д. – Они отвечают на вопрос, что делает предмет и обозначают действие предмета.

У. – Обсудите в группах, как будут выбывать глаголы.

3. Проверка.

Ученики:

1 уч.- умывается- т. к. есть возвратная частица -ся, у других глаголов её нет

2 уч.- почистили – множественное число, остальные - в единственном числе.

3 уч.- встала - прошедшее время, остальные в настоящем времени

4 уч.- идёт – ударное окончание

Остаётся глагол укрывает

У. – Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Д. – О глаголах.

4. Сообщение темы урока.

5. Работа по теме урока.

У. - А теперь мы встанем, задвинем стулья и потанцуем под музыку “Вальс снежинок”.

Звучит музыка, дети танцуют.

У - Внимание, все остановились, образовали пары и рассказали своему товарищу правила о правописании глаголов.

Дети рассказывают по плану:

1. 1-е и 2-е спряжение глаголов

2. Глаголы-исключения

3. Глаголы 2 лица ед. числа

4. Правописание тся и ться

5. Правописание частицы не с глаголами

(Учитель опрашивает несколько человек.

Например: Илья, какие правила рассказал тебе твой товарищ?

Илья: Моим товарищем был Марат, он рассказал, что...и т. д.)

6. Составление с глаголом укрывает предложений.

(Работа в группах)

Проверка задания.

7. Морфологический разбор глагола укрывает.

(работа в парах с товарищем по лицу)

Проверка. (на слайде)

8. Работа по карточке №1. (У детей на столе карточки с заданиями)

Поставь данные глаголы в форме 2 лица единственного числа настоящего времени. Глаголы запиши в 2 столбика по спряжениям.

Видеть, значить, стелить, строить, таять, брить, надеяться, ездить, гнать, держать, думать

Проверка. (на слайде)

9. Работа по карточке №2.

Исправь ошибки, выпиши только глаголы, определи спряжение.

Гаснит вечер, даль синеит,

Солнышко садица,

Степь да степь кругом – и всюду

Нива колосица.

Пахнит мёдом, зацветаит

Белая гречиха.

Звон к вечерне из деревни

Долетаит тихо.

10. Словарная работа..

У. – Подбери синонимы к глаголу гаснет

Д - (темнеет, догорает )

У. Звон к вечерне из деревни

Долетает тихо.

- Объясните значение слова вечерня

- (вечерняя - церковная служба у православных)

У. Нива колосится

- Объясните значение слова нива

Д. (засеянное поле, пашня)

11. Минутка отдыха.

На экране картинки поля, звучит песня Ю.Гуляева “Русское поле”.

У. - Поделитесь впечатлениями от увиденного.

Д. – (Так красиво бескрайнее поле. Испытываешь чувство гордости за свою Родину)

Дети выполняют задание в парах с товарищем по плечу.

12. Проверка (на слайде)

13. Игра “Замри”.

(Дети встают, заправляют стулья, танцуют под музыку, затем команда “Замри”.

Дети должны образовать группы из ...человек, сколько:

1. Спряжений у глагола

2. Времён имеет глагол

Глаголов-исключений 1 спр.

Глаголов-исключений 2 спр.

14. Работа по карточке № 3.

К данным устойчивым сочетаниям припиши близкий по смыслу глагол, определи спряжение:

  • Точит лясы - ...
  • Водит за нос - ...
  • Гладит по головке - ...
  • Мозолит глаза - ...
  • Ломает голову - ...

Слова для справок: надоедать, обманывать, думать, болтать, хвалить

(Работа в группах)

Проверка.

14. Итог урока. Дом задание: с. 128, № 1, дописать

У – Кому был полезен урок?

- Чему ты научился?

А теперь оцените свои знания.

(Дети выбирают углы: “солнышко”, “солнышко выходит из-за тучки”, “тучку” и рассказывают друг другу, почему они это выбрали.

Учитель спрашивает:

- Расскажи, Даша, почему твой товарищ выбрал этот угол?

Даша:

- Моим товарищем был Вадим. Он считает, что ...)