Игровое занятие по русскому языку "Бой эрудитов"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Повторение и обобщение знаний учащихся по основным разделам базового курса русского языка
  • Развитие познавательного интереса к русскому языку, воспитание потребности изучать его.

Оборудование: раздаточный материал с заданиями, красочные плакаты с высказываниями о русском языке,

Подготовительный этап: учащимся необходимо придумать название, девиз и логотип команды.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Представление команд.
  3. Разминка.
  4. Конкурс “Исправленное меню” + работа с залом.
  5. Конкурс Фразеологизмы + работа с залом.
  6. Конкурс “Аукцион синонимов”
  7. Конкурс “Знай грамматику!” + работа с залом
  8. Конкурс “Четвертое лишнее”.
  9. Литературный экспромт.
  10. Подведение итогов.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Ведущий: Сегодня в нашем зале встречаются сильнейшие, знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! У нас две команды, в каждой большие знатоки, находчивые остроумные любители русского языка. Пожелаем им удачи! Судить их будет строгое жюри.

Ведущий: Так поприветствуем наши команды.

Входят 2 команды. Представление: название, девиз.

Задание 1. Разминка

Ведущий: Отвечаем быстро на вопросы. У кого больше ответов, тот и победитель. (за каждый правильный ответ 1 балл)

Оппонент зла Добро
Учебный час Урок
Топливо из леса Дрова
День недели после дождичка Четверг
Болотная невеста журавля Цапля
Никто его не видывал, но все его слышали Эхо
Ваши первые ботинки Пинетки
Любимый вид спорта кенгуру Бокс
Словесная дуэль Спор
Она строить и жить помогает Песня
Зубная печать пломба

-Алиса из страны Чудес:
“Когда я буду герцогиней,
то все будут есть без перца.
Перец - значит перечить,
Соль – насолить,
Горчица – огорчить,
От лука – лукавить”.
А от чего добреют?

Что нужно есть, по мнению Алисы,

Чтобы подобреть? (сдоба)

- “Семь пядей во лбу” - какой должен быть этот лоб размером?

(Пядь – 18см. 7 на 18)

- Сколько музыкальных нот?

(Семь)

Назовите их. ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

Придумайте слова, в которых дважды встречается название нот.

(фамилия, сирена, доля, домино, фасоль, помидор, синтаксис, доверенность, усмирение, премия, чередование, переносица).

2. Конкурс: “Исправленное меню”

Ведущий: Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, оформите грамотно меню:

  1. Бул..н кури...ый с фрикадельками.
  2. Ра...ольник с к...лбасой.
  3. Котлеты сви...ые.
  4. П...льмени.
  5. Шамп...ньоны в яич..но...масл...ом соусе.
  6. К...мпот груш...во...алыч...вый.
  7. Кисель клюкв...ый.
  8. Коври...ка ржа...ая.
  9. П...рожное б...сквитное.
  10. Пиро...ки с печ...нкой.

Ответы:

  1. Бульон куриный с фрикадельками.
  2. Рассольник с колбасой.
  3. Котлеты свиные.
  4. Пельмени.
  5. Шампиньоны в яично-масляном соусе.
  6. Компот грушово-алычовый.
  7. Кисель клюквенный.
  8. Коврижка ржаная.
  9. Пирожное бисквитное.
  10. Пирожки с печенкой.)

Игра со зрителями.

Ведущий: Поиграем в шарады:

Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй,
А в целом – школьный столик твой. (парта)

Предлог стоит в моем начале.
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (задача)

Только два предлога,
А волос в них много. (ус)

Первое – нота
Второе – игра.
Целое встретишь у столяра. (долото)

3 Конкурс: Фразеологизмы.

Ведущий: Вот зритель нам сейчас поможет конкурс объявить.

Отгадаем загадки – складки.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет...................... До корней волос.

Он в этот час, как говорится,
Готов ............................ Сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера,
Когда......................... Баклуши бил с утра.

- Как называются выражения, которые мы добавили? Фразеологизмы.

Задание. У вас рисунки, которые помогут вам вспомнить известные фразеологизмы. Объясните их происхождение.

Спустя рукава (рис.4) означает “трудиться неохотно, небрежно”. Раньше старинная русская одежда была с длинными рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение “работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно”.

Ахиллесова пята (рис.3) – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетимида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.

На воре шапка горит (рис.5) - Происходит от старинного анекдота. Искали вора и не могли найти, обратились к знахарю. Он повел потерпевших на базар и вдруг крикнул в толпу: “Поглядите, на воре шапка горит!” Какой –то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. Вот так и говорят с тех пор о человек, который невольно выдает себя нечаянным словом или движением.

От доски до доски (рис.6) - В старину переплет книги делали не из картона, а из досок, обтянутых кожей. Выражение “от доски до доски” означает от начала до конца.

Дамоклов меч (рис.1) - Дамокл – приближенный сиракузского тирана Дионисия, завидовавший его богатству и счастью. Чтобы проучить завистника, Дионисий посадил его на свое место, повесив над ним на конском волосе острый и тяжелый меч. Испуганному Дамоклу он объяснил, что этот меч – символ опасностей, которым постоянно подвергается властитель. Выражение, став фразеологизмом, обозначает нависшую угрозу, постоянно угрожающую опасность.

Семь пятниц на неделе (рис.2) - Так говорят о том, кто часто меняет свои решения.)

Игра со зрителями.

Ведущий: Подскажите фразеологизм.

  • Близко - рукой подать.
  • Медленно в час по чайной ложке.
  • Обманывать – морочить голову.
  • Быстро – во весь дух.
  • Замолчать – прикусить язык.
  • Пожелать удачи – ни пуха ни пера.

4. Конкурс. “Аукцион синонимов”

Ведущий: Очень много слов у нас, но часто пополняем свой запас мы иноязычными словами.

Задание: Найдите синонимы иноязычным словам.

Ведущий читает слова, команды подбирают синонимы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Контракт- договор.
  • Ситуация - положение.
  • Коммюнике - соглашение.
  • Лозунг – призыв.
  • Антракт - перерыв.
  • Монумент- памятник.
  • Коммерция - торговля.

5. Конкурс: “Знай грамматику!”

Ведущий:

1. От названий городов образуйте слова, обозначающие жителей этих городов.

  • Москва - москвич.
  • Тула - туляк.
  • Одесса - одессит.
  • Волгоград - волгоградец.
  • Екатеринбург - екатеринбуржец.
  • Братск - братчанин.
  • Тбилиси - тбилисец.
  • Баку – бакинец.
  • Киев - киевлянин.

2. Образуйте правильные формы слова в родительном падеже:

  • Абрикосы - абрикосов
  • Сапоги - сапог
  • Носки - носков
  • Килограммы - килограммов
  • Армяне - армян
  • Казахи - казахов
  • Рельсы - рельсов
  • Гусары - гусар
  • Партизаны - партизан
  • Гусли - гуслей

Игра со зрителями

Ведущий: Отгадаем кроссворд.

В первом слоге каждого слова находится гласная о, не проверяемая ударением. Впишите эти слова по данным ниже определениям, это вам запомнить их правописание.

1. Горящая кучка хвороста.

2. Пищевые продукты, помещенные в закрытые банки для предохранения от порчи.

3. Число каких – либо предметов.

4. Головка капусты.

5. Музыкальный клавишный инструмент.

6. Старинный продолговатый сосуд для стирки белья.

7. Отвар из фруктов и ягод с сахаром.

8. Кушанье из рубленного или молотого мяса в виде лепешки.

9. Застывшая масса из порошка бобов какао с сахаром.

10. Роговое образование на конечностях некоторых млекопитающих.

11. Утолщение кожи от трения или давления.

12. Лопатка с загнутыми боковыми краями.

13. Задняя часть судна.

14. Рабочий костюм, соединение куртки и брюк.

15. Кусок пробки или пера, прикрепленный к леске удочки.

16. Металлический денежный знак.

Ответы:

1.Костер. 2. Консервы. 3.Количество. 4. Кочан. 5. Рояль. 6. Корыто. 7. Компот. 8. Котлета. 9. шоколад. 10. Копыто. 11 Мозоль. 12. Совок. 13. Корма. 14. Комбинезон. 15. Поплавок. 16. Монета.

Конкурс: “Четвертое лишнее”

Ведущий: Обратимся к нашим плакатам с высказываниями о русском языке.

А.И. Куприн писал: “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”

Обратимся к произведениям литературы.

Задание: Каждой команде дается по четыре отрывка, найдите четвертое лишнее и объясните почему.

1 2
По улицам слона водили Зима! ..Крестьянин, торжествуя,
Как, видно, напоказ. На дровнях обновляет путь;
Известно, что Слоны Его лошадка, снег почуя,
В диковинку у нас. Плетется рысью как – нибудь...
   
Было у отца три сына: Проказница – Мартышка,
Два умных, а третий – дурак. Осел, Козел да косолапый
  Мишка затеяли квартет...
Иван – царевич, что невесел,  
Буйну голову повесил? Кто виноват из них, кто прав-
Ложись спать, утро Судить не нам.
Вечера мудренее. Да только воз и ныне там.
   
Сивка – бурка, вещая каурка, встань Тут Воробей, случась,
передо мной, как лист перед травой! Промолвил им: “Друзья!
  Хоть вы охрипните,
  Хваля друг дружку-
  Вся ваша музыка плоха..”

Первый отрывок, т.к. это басня, а остальные сказки.

Первый отрывок, т.к. это стихотворение, а остальные басни.

Конкурс. Литературный экспромт.

Ведущий: Подходит к завершению наш турнир. Мы увидели, насколько интересен и сложен наш язык. Но он богат, красив и выразителен. Русский язык – это язык художественной литературы и публицистики. С помощью него можно создать картины природы, выразить любовь, нежность, досаду, ужас, восторг и другие чувства.

Задание: Сейчас нашим участникам предстоит инсценировать басни И.А. Крылова.

1.”Ворона Лисица”

2. “Стрекоза и Муравей”

Ведущий: Пока команды готовятся, послушайте стихотворение С.Абдулла Выучи русский язык.

Чтец 1.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник.
Если нуждаешься в твердой опоре, -
Выучи русский язык!

Чтец 2.

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!

Инсценировки басен.

Жюри подводит итоги.

Литература.

1. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000

2. И.М. Подгоецкая Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.. – М.: Просвещение, 1985

3. А.Т. Арсири, Г.М. Дмитриев. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз. 1989