Урок-исследование по теме "Именительный падеж имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Урок русского языка в 4 классе по теме “Именительный падеж” проводится в форме урока-исследования по программе “Школа России”. Исследовательская деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к учению. На уроке применяются различные формы работы: загадки, рассказ о птицах, работа в группах, в парах, самостоятельная работа с толковым словарём, создается проблема на уроке, для её решения учащиеся самостоятельно формулируют цель и определяют задачи. Презентация, используемая на уроке, помогает активизировать познавательный интерес.

Цель: познакомить с особенностями имён существительных в именительном падеже.

Задачи:

  • установить особенность имён существительных в именительном падеже;
  • развивать связную речь; внимание, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; умение анализировать, классифицировать; развитие навыков самооценки, самоконтроля оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание;
  • воспитывать трудолюбие, любовь к природе, уверенность, стремление к успеху, аккуратность, культуру общения.

Ход урока

1. Оргмомент.

Вот и снова наш звонок,
Пригласил нас на урок.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.

- Повернитесь к ним лицом. Поздоровайтесь кивком головы. Молодцы!

- Давайте настроимся на работу, а в начале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Вы все такие красивые, нарядные. Пусть этот урок всем принесёт радость и удачу!

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

2. Введение в тему урока

Мотивация.

- Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое?

- Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы).

- Сегодня вы будете исследователями.

- Скажите, а где можно добывать информацию? ( в книгах, в энциклопедиях, в словарях)

- А дайте узнаем лексическое значение этого слова в толковом словаре Ушакова.

- Наши предположения оказались верными ли нет.

Актуализация знаний. 

Я тетрадь свою возьму
И наклонно положу.
Сяду прямо не согнусь.
Ноги вместе под партой поставлю
Наклонив тетрадь слегка
Держит левая рука
Правой ручку надо взять
Приготовились писать.

- Скажите, а зачем мы вспомнили правила расположения тетради?

- Правила посадки за столом?

3. Актуализация знаний. - Для того, чтобы провести исследование, нам нужно подготовиться к нему. Вспомним некоторые понятия.

- Что такое подлежащее?

- Что оно обозначает?

- А исследование мы проведем в какой стране?

Прочитайте это стихотворение. В нем спрятан ключ к этому замку. Мы должны выразительно прочитать это стихотворение, придумать название. Тогда мы достанем этот ключ и им откроем дверь в страну какую? (В страну Имя Существительное). Исследование мы проведем в стране Имя существительное. Открываем, а тут нас встречает кто? (Дедушка Имя Существительное).

Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он делает чудеса. Под его руководством мы сегодня будем исследователями.

Настрой паровозика.

Минутка чистописания. Массаж рук. Буквосочетания

4. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем две буквы. Первая является суффиксом в слове отметка. Какая это буква ?

Д. Это буква к.

У. Вторая буква – окончание отметка. Какая это буква ?

Д. Это буква а.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду :

КА ККАА

Д. В каждой следующей ячейке этого ряд количество букв увеличивается на одну.

У. Напишите данный ряд букв в указанной последовательности

Настрой паровозика.

Разминка для глаз.

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по красному кругу пробежим,
И по синему глазами вниз.
Зелёную восьмёрку нарисуем быстро,
И по светло – коричневому вверх – вниз, влево - вправо

А теперь на красный быстро,
Словно стрелочка часов;
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше – Будь Здоров.

Повторить словарные слова по словарю.

Словарная работа.

(учащиеся выполняют самостоятельно по диску)

- Консультанты просмотрите выполнение работы и доложите её результаты.

- А теперь составим графическое изображение на компьютере. (ученик самостоятельно составляет график)

Работа с экологическим панно.

- Найдите из слов словарное слово, с которым мы познакомились вчера.

- Какое исследование вы провели дома? Что узнали интересного? (рассказ о пользе рябины, знакомство с рецептами, дарение рецептов гостям)

- Отчёт о работе

Эти рецепты я хочу подарить всем ребятам и нашим гостям.

- Спасибо за познавательную информацию. Оцените работу своего товарища.

5. Изучение нового материала. Работа над темой урока.

- Что записано у меня на доске? – Предложение. Какая цифра стоит в конце предложения? Что предлагается выполнить? Разобрать предложение по членам.

Утром Таня подошла к окну. (все дети записывают в тетрадь)

Работа в паре. Просигнализировать.

- Какой частью речи является подлежащее? (имя существительное)

- В каком падеже употреблено имя существительное? 

- Выберите из схем помощников. (В именительном)

-Сформулируйте тему урока. Именительный падеж.

- Какие задачи поставите перед собой? ( познакомиться с особенностями И.П., узнать что-то новое об И.п.,)

- А, что вы уже знаете об И.п.? (отвечает на вопросы Кто? Что? )

- Вывод. Итак, какой вывод можно сделать? (Имя Существительное в И.п. в предложении бывает подлежащим.)

- Что можно сказать об имени существительном, которое стоит в И.п.? Каким членом предложения является? (имена сущ. в И.п. в предложении являются подлежащим)

6. Работа по учебнику.

А) - Правильный ли мы сделали вывод, давайте проверим себя по учебнику на стр.42 (чтение правила).

- Вспомним правила обращения с книгой? Зачем мы должны беречь учебник?

- Какие задачи вы ставили перед собой на уроке?

(Узнать новое об именительном падеже и запомнить особенности существительных в И. падеже, правильно определять Им. падеж)

- Что узнали нового? (в предложении – подлежащим, сущ. в И.п., никогда не употребляется с предлогом)

Б) Упр. 74 – Запись предложений с комментированием.

- Назовите синонимы. (буран – вьюга, ветер – вихрь).

- Назовите имена существительные, которые стоят в И.п.

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по –разному, но имеют близкое значение.

В) Работа в группе. упр. 75

- Составить и записать предложения из данных слов.

1 группа: Составьте и запишите предложение из данных слов.

Привели, на, следы, охотника, полянку.

2 группа: Составьте и запишите предложение из данных слов.

По, рябчик, разгуливал, ней.

3 группа: Составьте и запишите предложение из данных слов.

Склёвывал, петушок, лесной, последние, ягодки.

- Вспомним правила работы в группе

Правила работы в группе:

  1. Говори спокойно и ясно.
  2. Слушай внимательно товарища.
  3. Обращайся к другу по имени.
  4. Говори по очереди.

- Как сейчас приходится нашим птичкам? (очень тяжело)

- Почему? – Чем мы можем помочь?

- Какая акция проходила в нашей школе? “Покормите птиц зимой!”

- Оцените работу групп?

7. Запись предложений в тетради. Каждая группа диктует предложение, которое она составила.

  • 1 группа Следы охотника привели на поляну.
  • 2 группа По ней разгуливал рябчик.
  • 3 группа Петушок склёвывал последние лесные ягоды.

- Указать падеж выделенных имён существительных.

8. Выступление по презентации. “Рябчик” (рассказывает самостоятельно ученик)

9. Подведение итогов урока.

Слайд 13.

- Наше исследование завершилось.

- Так что же нового мы сегодня узнали об Им. падеже?

- Употребляются ли имена существительные в Им. п. с предлогами?

- Каким членом предложения являются существительные в им падеже?

Слайд 14 – кластер

Завершаем наше исследование стихотворением.

Слайд 15 (чтение стихотворения)

Я именительный падеж, 
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю, 
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы - кто? и что?
Ни с кем не спутает никто!

10. Домашнее задание. Слайд 16

Упражнение 3. Стихотворение про именительный падеж выучить наизусть.

Слайд 17.

Снег-снежок. Песня.

- Что нового узнали из этого урока?

(- Что в И.п. никогда не бывает предлогов, в предложение чаще бывает подлежащим. В.п. в предложение бывает дополнением.

11. Рефлексия

- У кого есть буквы? Выйдите! – Какое слово получилось? СПАСИБО

- Этим словом я благодарю вас за урок. Мне было приятно находится в классе, где светились ваши глаза, радовали ваши улыбки.

- У нас есть традиция. Гостей без подарка не отпускать. Мы дарим вам ангелов – хранителей. Пусть хранят они вас от всех невзгод и приносят только счастье.