Инновации в деятельности учреждений дополнительного образования: готовимся к экзаменам DELF

Разделы: Иностранные языки


Использование в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий позволяет повышать профессионально-практическую направленность знаний и мотивацию обучающихся, а, следовательно, добиваться гарантированных результатов педагогической деятельности [1].
Подготовка к международному экзамену DELF является  одной из новых форм организации деятельности разновозрастных учащихся в дополнительном образовании.
Сегодня практически каждый учащийся стремится соотнести свои языковые знания с общеевропейской уровневой шкалой от А 1 – элементарный пользователь до С 2 – свободный пользователь и получить соответствующие Сертификаты, которые действительны пожизненно.
Введение европейских Стандартов повлекло за собой реформу общепринятых языковых компетенций. На сегодняшний день  основными компетенциями считаются:
- понимание иноязычной речи в различных ситуациях общения,
- понимание письменных текстов,
- письменная продукция учащегося,
- устная речь учащегося.
Данные компетенции были разработаны с целью унификации системы знаний, что не только стимулирует изучение иностранного языка, но и  обеспечивает единую систему оценок достигнутых знаний.
В соответствии с поставленной общей целью проведения экзамена, подготовительный курс по французскому языку на базе Дворца творчества детей и молодёжи (г. Саратов) призван решить ряд практических задач:

  • правильное определение уровня владения французским языком;
  • помощь учащимся в совершенствовании достигнутого уровня;
  • развитие предметных умений.

Что полностью соответствует требованиям ФГОС к предметным результатам обучения иностранным языкам [2].
С 2012 года двадцать учащихся объединения французского языка «Радуга» на базе городского Дворца творчества освоили подготовительный курс, успешно сдали экзамен и получили соответствующие сертификаты от уровня  Prim A 1.1  до уровня В 2 Junior  (среди которых: Бушуева С., Жупикова В., Зятикова А., Кушнир Л., Кузьмин М., Кузьмина У., Кочнев Я., Лелари А., Лодянова Л., Матвеева Н., Мелкумян Э., Милёхин С., Панов А., Полякова Н.,  Рябинина Я., Румянцева М., Сабиров М., Степухович М., Текферд А., Филатов А.).

Для наиболее объективной оценки продуктивных видов речевой деятельности разработаны шкалы оценивания, предлагаемые в специальных пособиях по подготовке к экзамену. На сегодняшний день мы сотрудничаем с двумя французскими издательствами Clé и Hachette и используем в работе такие учебники, как:
- «Les Loustics», Préparation à l`examen du DELF Prim A 1.1, Hachette Livre, 2013;
- «Les Loustics», Préparation à l`examen du DELF Prim A 1, Hachette Livre, 2013;
- Livre « DELF Prim A 1. Nouveau diplôme», Clé International, 2010;
- Livre « DELF Junior Scolaire A 2», Clé International, 2006;
- Livre «Préparation à l`examen du DELF Scolaire junior B 2», Hachette Livre, 2011.

И здесь, логично было бы обратиться к практике.
Во французском языке существуют определённые нормы и правила заполнения формуляров или написания писем. Обязательны: дата в верхнем правом углу, фразы обращения, приветствия, прощания, отсутствие красной строки, подпись в правом нижнем углу и т.д. Понять и запомнить всё это учащимся не просто. Поисково-прикладной характер тренировочных упражнений способствует процессу усвоения новых понятий. Так случилось на занятиях с упражнением «Une bouteille à la mer». Задание: «Представь, что ты нашёл в море старинную бутылку с письмом, написанным много лет назад. Вода и время смыли часть письма. Дополни недостающее». С каким желанием ребята стали восстанавливать письмо, наперебой предлагая потерянные фразы. А, ведь, это  были нормативные фразы приветствия, прощания и т.д., которые при обычных условиях никак не запоминались…

По мнению организаторов проведения экзамена, обязательными условиями успешности подготовки является:

  • сотрудничество;
  • добровольное включение в систему подготовки;
  • личный пример.

У нас таковым стал пример успешной сдачи экзамена первоклассником Мишей Сабировым, который занимался два года и набрал из 100 баллов – 97, это и пример экстерна, когда по результатам предварительного собеседования экзаменаторы предложили учащейся сдать уровень выше без предварительной подготовки. Речь идёт о старшекласснице Элене Кушнир. Это, конечно, и личный пример педагога. Когда на сайте педагогического университета «Первое сентября» в каталоге дистанционных курсов повышения квалификации  увидели объявление о  курсе «Готовимся к экзаменам DELF Junior», сразу же было принято решение подать заявку на участие. Сейчас, когда курс успешно завершён, освоен лекционный материал, сданы зачёты, появилось желание поделиться полученными знаниями с учениками, применив инновационный теоретический материал на практике.
В настоящее время, в соответствии с требованием Стандарта к метапредметным результатам, необходимо развивать и формировать у школьников способность осознанно принимать и сохранять цели и задачи осуществляемой учебной деятельности. В нашем случае, речь идёт о добровольном осознанном включении учащихся в систему подготовки.
Следует отметить также, что без сформированности данной компетенции становится невозможным и формирование другой – способности к оцениванию собственных образовательных достижений, поскольку эти достижения должны быть привязаны к целям.
Таким образом, актуальность организуемого курса по подготовке к международному экзамену заключается в соответствии идеи курса требованиям современного общества и государственного заказа – воспитание социально ориентированной личности, способной достойно жить и общаться в поликультурном социуме.

Список литературы.
1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.- 91 с.
2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2015.- 174 с.