“В детстве у меня не было детства”.
Антон Павлович Чехов
Как разорвать круг повседневности? Как помочь своему организму адаптироваться к замкнутому кругу? Как научиться понимать себя, своих детей? И самый главный вопрос: где взять то, самое важное и неуловимое – время?
В своих наблюдениях пыталась уловить суть непонимания себя и своих близких. “Жизненная гонка”, на высоких скоростях, заставляет нас жить и работать в ускоренном темпе.
В первую очередь теряется связь с нашими детьми. Постоянная нехватка времени, минимизировала нашу совместную деятельность. Они общаются в саду со сверстниками, воспитателями. Но нет такого важного фактора для полноценного развития ребенка – как общение с родителями. Сокращены и совместные мероприятия, прогулки, и самое печальное – совместные игры.
Работая в детском саду, начала искать суть данной проблемы для многих семей. Ритм современной жизни заставляет нас постоянно бежать. Мы учимся быстро отдыхать или не отдыхать вообще. Нескончаемый круговорот – работа, дом, работа дома. Человек постоянно находится в напряженном состоянии, стрессе и как следствие – полное непонимание друг друга. В реальности, для большинства людей, все происходит незаметно. В дальнейшем это может привести к неутешительным последствиям, трагедиям в отношениях с окружающими нас людьми.
Понимание отдыха у всех разное. Многие считают, что придя домой с работы и сев на диван перед телевизором, начинается отдых. Как правило, это иллюзия, наш организм не знает такой формы отдыха. Для начала хотелось бы научить многих методам “короткого” отдыха, релаксации и восстановления жизненных сил.
Упражнения на релаксацию. Прослушать спокойную и расслабляющую музыку, закрытыми глазами в течение 5 минут. Сконцентрироваться на отдыхе, например, представьте, что вы у красивого озера, солнечные лучи согревают вас, слышите пение птиц, растут красивые цветы. Вы неподвижны, наслаждаясь покоем.
Дыхательные упражнения. Закрыть глаза. Вдох (носом) – медленно набирать воздух, сопровождая свои действия мыслями “Я набираю счастье” или “Я набираю здоровье”. Выдох (ртом) – “Я выдыхаю усталость” или “Я выдыхаю гнев” и т.д.
Прогулка на свежем воздухе. 10 минут в день, ежедневно, баловать себя прогулкой, например в парке, или, если есть такая возможность, в обеденное время, возвращаясь с работы.
Расслабляющие ванны и чашечка чая (15-20 минут), после тяжелого рабочего дня, приведут вас в порядок, избавят от усталости. За 20 минут вы не успеете сделать всю домашнюю работу. Но этого времени вполне хватит на то, чтобы дальнейшие дела не доставили еще большего стресса.
Если вы чувствуете раздражительность, усталость, гнев, вы расстроены, не спешите сразу разговаривать с окружающими вас людьми, а уж тем более с ребенком. Вспомните правила короткого” отдыха, и затем, приведя себя в норму, уделите время на игры и общение с ребенком.
Существуют пять основных правил проведения игр и общения с ребенком.
- Каждый ребенок такой, какой он есть.
- Положительная оценка любого достижения.
- Взрослый не “над”, а “рядом” с ребенком.
- Недопустимы упреки за неуспех.
- Уважение и доброжелательное отношение к каждому ребенку.
Возможные варианты совместного вечера.
Уважаемые мамы и папы! Вы – самые важные учителя для своего ребенка. Сколько бы лет нам не исполнилось, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье.
Хотелось бы поделиться с вами опытом общения с ребенком дома, познакомить с играми, которые не требуют большого количества времени, но для вашего ребенка они покажутся долгими и интересными, а главное совместно с мамой.
Для чего нам фасоль, горох, гречка? Разве только для приготовления пищи? Нет. С их помощью можно очень весело поиграть. В миску или контейнер (они должны быть широкими и не глубокими) насыпать например фасоль, спрячьте в ней некие маленькие игрушки (из киндера). Предложите ребенку помочь вам найти все спрятанные игрушки и заодно посчитать их. Вы, делая домашнюю работу, одновременно занимаетесь всесторонним развитием своего ребенка. Элемент сюрпризности – вызывает положительные эмоции у малыша, к тому же он упражняется в счете, в ходе пальчиковой игры активизируется моторика рук.
Лепите из соленого теста. Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, цвета. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Экологически чистый материал, можно доверить даже очень маленьким детям. Простой рецепт для изготовления теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды. Можно добавить пищевые красители, чтоб придать необходимый цвет. Чтобы сохранить поделку, необходимо подсушить ее на батарее 2-3 дня.
На Руси дарили фигурки из соленого теста на Новый Год, обжигали в печи и раскрашивали. В домашних условиях тоже делают обжиг. Духовку нагревают 120-150 градусов, на противень подстелить хлопчатобумажную ткань, т.к. бумага прилипает. Время обжига 30-60 минут, в зависимости, от толщины изделия.
Игры с картинками, например, лото, в магазинах сейчас огромный выбор и на разные темы: “Эмоции”, “Животные”, “Цвет и форма” и т.д. Они способствуют развитию речи, пополняют словарный запас ребенка.
Если не успели купить, не отчаивайтесь, любую картинку, найденную, например, в журнале разрежьте на части (чем меньше возраст ребенка, тем меньше частей картинки). Задание - собрать целую картинку из частей.
Предложите ребенку, в игровой форме, построить из конструктора дом для зайки или лисички и др.
Нетрадиционные техники рисования завораживают детей. Способствуют развитию творческой, мыслительной деятельности. Учатся создавать образы не с помощью надоевших карандашей, а с помощью новых для них техник. Монотипия – складываем лист бумаги пополам, разворачиваем, на одной половине листа рисуем, складываем лист пополам и прижимаем, получается картина. (“Осень в лесу”). Оттиск или отпечаток - рисунки с помощью разных вещей: своих пальчиков и ладошек, листьев, на сегодняшний день существует множество штампов и печатей для рисования (“Осенние листья”). Батик - рисунок на ткани (“Узоры”). Способ “Тычка” - рисуем ватными палочками или сухой кистью (“Котенок”).
Помните! Семья и внутрисемейные отношения – основные факторы, влияющие на полноценное и всестороннее развитие ребенка. Он испытывает потребность быть принятым, получить поддержку и внимание.
Для того чтобы оценить и перестроить привычные отношения со своими близкими, родными, многие родители согласились вести краткий дневник событий. В котором они ежедневно записывали свои достижения в общении, как друг с другом, так и со своими детьми.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что иногда, необходимо вовремя осознать то, что кому-то вы очень сильно необходимы. Иногда, мы можем найти в себе силы и разорвать тот самый “круговорот”. Ведь именно из-за него, нам так не хватает времени, на тех, кто является самым ценным для нас. “В театре жизни единственные настоящие зрители — дети” (Владислав Гжещик – польский сатирик).