Клуб путешественников «Как путешествует письмо?». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


УМК “Школа России”

Предмет: Окружающий мир

Автор учебника: А.А. Плешаков

Класс: 1

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:

  • образовательные: раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, сформировать понятия о разнообразии почтовых отправлений и средствах доставки корреспонденции, правилами написания письма, усвоить этапы путешествия письма, формировать умение строить условными обозначениями схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, расширить представление детей о жизни почтовых голубей;
  • развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся; развивать информационную грамотность учащихся; развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
  • воспитательные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

Формируемые УУД:

  • регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;
  • коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;
  • предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;
  • личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
  • познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: мультимедийный комплекс; презентация “Как путешествует письмо?”

Демонстрационный материал:

  • пословица “Семь дел в одни руки не берут”;
  • таблички с терминами “отправитель”, “адресат”, “бандероль”, “посылка”, “открытка”, "письмо", "штамп", "телеграмма", "индекс"; конверты, бандероль, посылка, открытки, коллекция марок; электронное приложение к учебнику; песня "Дед Мороз и дети" (Расскажи нам дед сколько тебе лет).

Раздаточный материал:

  • наборы “Путешествие письма” из Приложения в Рабочей тетради; написание индекса; листы-бланки для написания письма Деду Морозу;
  • памятки “Работа в группе”, “Правила переписки”; индивидуальные карточки успешности.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

Слайд 2 Дежурные выходят к доске и называют дату и первый урок по расписанию.

Учитель задаёт вопрос:

- Кто из вас когда-нибудь путешествовал?

- А для чего людям нужно путешествовать?

- Тогда всех можно записать в Клуб путешественников. Слайд 2

- Что необходимо человеку для путешествий? Слайд 3

Ученики объединены в группы по 5 человек.

- проверяют готовность учащихся к уроку и докладывают учителю: "Класс к уроку готов!"

- дети поднимают руки.

- выслушиваются ответы детей: чтобы узнать что-то интересное, познакомиться с другой страной,увидеть достопримечательности других городов

- дети называют: карта,деньги, продукты, паспорт, специальная одежа и обувь, самолёт, а главное - желание).

Личностные УУД: мотивация учения, самоопределение
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
- Кто помогает нам на наших уроках окружающий мир? Слайд 4

- Муравей вместе с нами учится читать и писать. О своих успехах он решил рассказать своему другу Муравьишке. Но тот живёт в другом городе.Что посоветуем Вопросику? Слайд 5

- Я предложила Муравьишке лист бумаги. Муравей удивился: „Как же мой листок попадёт к другу? Разве листок может путешествовать?“ Я ответила: „Просто листок — нет. Нужно, чтобы он превратился...“ Слайд 6 Угадайте, во что? Отгадайте загадку:

Сбоку марка и картинка
В круглых штампах грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое как птица,
Если хочешь
- За море умчится. Слайд 7

- Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик

 

- Oтправить СМС, позвонить по телефону или связаться по SKYPЕ.

 

 

 

- отгадывают загадку - ПИСЬМО

 

Познавательное УУД.

Коммуникативные УУД.

- Тема нашего урока "Как путешествует письмо?" Слайд 8

Что вы хотите узнать на уроке?

- Читает отрывок из стихотворения С.Маршака “Почта” и раздаёт детям конверты.

Помогает Почтальон Печкин. Слайд 9

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский почтальон. Слайд 10

 

 

- Что нужно сделать, чтобы письмо смогло путешествовать?

- Как надо подписать конверт. Написать куда и кому это письмо. Пойти на почту. Спросить у мамы, учителя. Отдать почтальону.

 
- Сегодня к нам на урок пришел Почтальон Печкин и принёс нам посылку.

Учитель предлагает объяснить смысл пословицы “Семь дел в одни руки не берут”.

- Объясняют смысл пословицы.  
3. Выявление места и причины затруднения.
У вас на парте лежат конверты. будем учиться их правильно оформлять.Учитель предлагает рассмотреть письма в конвертах, разные по размеру и цвету. Слайд 11

- Учитель рассказывает о почтовой бумаге (на чём можно писать письмо). Слайд 12

- Демонстрирует конверты для Авиа отправлений и простые. Слайд 13,14

- Почтовые открытки тоже можно использовать как коротенькое поздравление с праздниками. Слайд 15

 

 

- Исследуют конверты, находят на них место, где указывается фамилия и адрес ОТПРАВИТЕЛЯ и АДРЕСАТА; место индекса и почтовой марки.

Познавательное УУД:

общеучебные

Регулятивные УУД.

целеполагание

Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Знакомство с видами писем и с понятиями “отправитель”, “адресат”, “марка”, “индекс”

- Марка –это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Марки бывают очень интересными и красивыми. Многие люди их коллекционируют- это филателисты. Слайд 17

-Рассказывает о самой первой марке, которой исполнилось 175 лет "Чёрный пенни" и самой дорогой марке у филателистов - американская марка "Святой грааль" стоит 3 млн долларов. Слайд 18, 19, 20

 

 

- рассматривают альбом с коллекцией марок

 

 

Познавательные УУД

- Индекс-указатель, состоящий из шести цифр: первые три цифры - это код города, еще три - номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами - на конвертах есть образец - т.к. его расшифровывает специальная машина. Слайд 21

- Учитель сообщает, что письма бывают разные: письмо-извещение, заказное, рекомендательное, поздравительное и др. Подписанный конверт с маркой и указанным индексом от отправителя до адресата проходит целое путешествие. Слайд 22

- Знакомятся с написанием цифр на индексе и индивидуально упражняются в написании предложенного индекса нашего города

Приложение 4

- Из условных обозначений в конверте составляют схему доставки почтовых отправлений (наклеивают карточки в учбнике Окружающий мир).

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД.

Работа в учебнике с.64. Слайд 23

В Москве находится самая главная почта на Комсомольской площади - Главпочтампт. Слайд 24

Чтение рассказа "Почта"

- сверяют с доской

 

- ученица читает рассказ. Приложение 9

 
Игра "Помоги Незнайке"

б) Знакомство с видами почтовых отправлений.

Учитель обращается с толковому словарю.

Письмо - сообщение, предназначенное для обмена информацией между людьми. Его помещают в конверт.

Открытка - особый вид почтовой карточки для открытого письма.

Бандероль - небольшое почтовое отправление (книги, журналы, газеты) в бумажной обертке или пластиковом пакете.

Посылка - почтовое отправление для пересылки крупных и мелких предметов в специальной обертке.

Телеграмма - вид документа, определяемый способом передачи информации по каналам телеграфной связи. Чаще всего отправляют телеграммы срочные и простые. Срочная должна прийти к адресату за время до 3 часов, а простая — до 6 часов.

Штемпель -  применяющееся почтой устройство для получения ручным или механическим способом штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути.

 

 

 

- Исследуют почтовые отправления на доске и исправляют ошибки (соответствие карточки с рисунком подписи под ней)

Приложение 3

 
5. Реализация построенного проекта.
- Чтобы на конверте написать адрес и фамилию, имя и отчество отправителя и адресата, их надо точно знать .

- Что еще нужно сделать ребята? Слайд 25

Работа в группах по составлению инструкции "Как путешествует письмо"Слайд 26

Коллективная работа по плану-схеме (памятка)

- Приклеить марку и указать индекс.

- Восстановить последовательность действий отправителя письма

- Выступление капитана каждой группы.

- Сравнение схемы с эталоном. Приложение 6

- Делают выводы.

Познавательные УУД.

Коммуникативные

УУД: планирование, сотрудничество

6. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель напоминает об определённых правилах, существующих для переписки.Слайд 27

Просмотр фрагмента электронного приложения “Работа почты”.

Учитель:

...Честь и слава почтальонам,
Утомлённым, запылённым,
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

- Почтальон - очень нужная и важная профессия!

Мы теперь знаем, как действовать при отправлении письма. Кому мы можем написать письмо в канун Нового года? Конечно, Деду Морозу. Слайд 28

Сейчас можем открыть посылку от него, которую принёс Почтальон Печкин.

В ней конверт для отправки ваших писем в Великий  Устюг - резеденцию Деда Мороза. Прочитаю адрес электронной почты и адрес Санта-Клауса в Лапландии. Слайд 29,30

Выберите для письма бланк, который вам понравился. Слайд 31

Напишите письмо вместе с родителями. Слайд 32

А затем терпеливо будете ждать ответ от Деде Мороза, т.к. писем у него от ребятишек приходит очень много.Слайд 33

Почтальон Печкин раздает памятки для изучения “Правила переписки”.

Приложение 10

Дети смотрят фрагмент.

 

 

 

 

 

Выставка рисунков детей.

Приложение 8.

 

Достают из посылки листы-бланки для написания письма. Приложение 1, Приложение 2

- рассматривают и знакомятся с содержанием

Выбирают понравившийся бланк

Познавательное УУД: логическое, общеучебные

Коммуникативные.

Физкультминутка.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Рубрика “Это интересно!” Слайд 34

Подумайте, каким образом много лет назад люди могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа.

“Птицы- вестники”

- Вы знаете, много сотен лет назад почтальоном был голубь. В прошлом, когда не было телефонов, радио, самолетов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и в Англии. Слайд 35, 36

 

Дети изучают слайды, слушают рассказ, подготовленный ученицей

Приложение 11.

Познавательное УУД: логическое, общеучебные
Из истории письменности "Виды почты".

Работа в парах. Соединить соответственно те предметы, которые совместно участвовали в доставке сообщения.

Голубь – небо.

Бутылка – вода.

Узелковое письмо

Содинить попарно картинки и подписи. Слайд 37, 38

Другие способы почтовых отправлений: глиняная дощечка, свиток – почтовая карета, треугольник – письмоносец во время войны, яндекс – электронная почта.

 

- соединяют попарно картинки.

Оценивают собственную учебную деятельность на индивидуальной карточке успешности

Приложение 5

Коммуникативные УУД: постановка вопросов
Работа по учебнику с.65 Слайд 39

- Учитель предлагает посмотреть на задание в учебнике на с.65.

- Какой вопрос можно поставить?

- На карточках поставьте цифру возле подходящего слова.

Такие виды почты уже в прошлом. Слайд 40

В современном мире с приходом компьютеров используется электронная переписка. Созданы электронные почты, смс сообщения. Слайд 41, 42, 43

- Выберите на лесенке успешности ступеньку - определите свою работоспособность на уроке.

- Определите по рисункам вид почтового отправления и найдите нужную цифру.

Самостоятельная работа.

Оценивают собственную учебную деятельность на индивидуальной карточки успешности.

Приложение 7

 
8. Рефлексия деятельности на уроке.    
- Что узнали на уроке? Слайд 44-56

- Чему научились на уроке?

- Где сможете применить свои знания?

- А что было сложным?

- Что показалось самым интересным?

- А как пословица “Семь дел в одни руки не берут” связана с нашим уроком?

- Молодцы! Слайд 57

Вручение детям бланков для написания дома письма Деду Морозу.

Дети отвечают, выражают свои мысли.

Повторяют основные понятия по слайдам.

Написать письмо Деде Морозу

- В группе у каждого было дело и мы выполняли задания дружно.

Работники почты могут доставить письмо в любую точку России и мира.

- А когда путешествует письмо- много работы и каждый делает свое дело, но дружной командой.

Регулятивные УУД: оценка

Личностные УУД:

Смыслообразование.