Цели и задачи урока.
- Дидактическая: создать условия для повторения основных лексики и словообразования, для сложных случаев орфографии, формировать навыки для выполнения заданий в формате ОГЭ.
- Развивающая: способствовать умению классифицировать орфограммы, а также умению комплексной работы с текстом
- Воспитательная: способствовать привитию интереса к русской истории и культуре с использованием возможностей компьютерных технологий.
Оборудование: мультимедиа, словари (Толковый, Этимологический, Словообразовательный).
Ожидаемые результаты: отработать задания ОГЭ и ЕГЭ, требующие классификации орфограмм, выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ; повторение понятий ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ слова, МНОГОЗНАЧНОСТЬ и ОДНОЗНАЧНОСТЬ, СИНОНИМИЯ, СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО, СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА, СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Ход работы
1. Постановка целей работы.
Учитель. Сегодня мы с вами продолжим наше повторение, и если на предыдущих уроках мы с вами в основном вспоминали орфографию, то сегодня мы будем вспоминать понятия и из других разделов языка. Напомните мне, какие бывают эти разделы (Морфология, морфемика, фонетика, синтаксис,лексика.....). Молодцы! Итак, начнем мы с орфографической разминки
2..Орфографическая разминка. Списать только слова с непроверяемой гласной в корне, вставляя пропущенные буквы. Какие слова и почему остались не выписанными? Данный вид работы позволяет отработать задания ОГЭ и ЕГЭ, требующие классификации орфограмм корня. В итоге учащиеся называют все три типа орфограммы в корне: проверяемая гласная, непроверяемая гласная, чередующаяся гласная.
Арх..тектура, впеч..тление, иску...тво, пан..рама, п..рспектива, в..ртикаль, уд..вляться к..лос...альный, а\онсамбль. сим..метричность, бл..стательный, прост..раться,.
Учитель.У нас не выписаны следующие слова ВПЕЧАТЛЕНИЕ, УДИВЛЯТЬСЯ и БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ, ПРОСТИРАТЬСЯ. Почему? Какие же здесь у нас типы орфограмм (проверямые гласные и чередующиеся гласные). Давайте проверим себя с помощью электронной доски.
Что же, переходим к следующему этапу.
3. Прогнозируем. Текстоведение.
Учитель: На какую тему будет текст, где можно использовать эти слова? (текст об архитектуре, о каком-то здании) Давайте попробуем создать фрагмент текста: 1 вариант составляет сложносочиненное предложение, а второй вариант - сложноподчиненное с использованием трех слов из данного списка (слова можно менять, использовать формы и однокоренные слова).
Идет заслушивание предложений и обсуждение.
4. Лексическая работа
Учитель Теперь, ребята, мы с вами выполним следующие задания.
Архитектор
1. Найти в толковом словаре значение данного слова. Однозначное оно или многозначное? Русское или заимствованное?
2. Подобрать синоним - исконно русское, устаревшее слов - к данному слову.
3. ЗОДЧИЙ, подобрать однокоренные слова, попробовать составить словообразовательное гнездо
Лексическая работа. Для толкования слова АРХИТЕКТОР необходимо воспользоваться толковыми словарями- учащиеся вспоминают понятие ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ слова, МНОГОЗНАЧНОСТЬ и ОДНОЗНАЧНОСТЬ, СИНОНИМ. Параллельно затрагиваем проблемы происхождения слова, поскольку слово архитектор является заимствованным (при наличии в классе этимологического словаря можно даже уточнить, когда это слово пришло в русский язык), а до него существовало слово ЗОДЧИЙ. Следующий этап работы - словообразовательный. Данный вид заданий позволяет вспомнить понятие словообразовательного гнезда, способов словообразования.
5. Работа с текстом.
Учитель “Как вы думаете, о каком памятнике архитектуры пойдет у нас речь - до Петровского или после?” Звучат версии в пользу первого варианты.
На доске слайд с храмом Василия Блаженного.
Учитель :Давайте проверим себя. Назовите это здание правильно (“Покровский собор”), где он находится, когда и при каких обстоятельствах создавался?
Справка Собор Покрова Пресвятой Богородицы, также называемый собором Василия Блаженного – один из известнейших памятников древнерусской культуры. До XVII века обычно назывался Троицким, т.к. первоначальный деревянный храм был посвящен Святой Троице. Находится на Красной площади в Москве.
6. Работа с текстом. Списать данный текст, вставляя пропущенные буквы. На данном этапе проводится комментированное списывание, когда учащиеся по очереди комментируют вставленные буквы.
Иван Грозный в пр..казал построить этот собор в память о взяти.. Казан.. и побед.. над Казанским ханством. 2) Строился этот храм (в) течени.. шести лет. 3) (В)начале была построе..на деревя..ная церковь Святой Троицы, потом сам Покровский собор.
4) Л..генда гласит, что создатель (создатели) собора по приказу Ивана Грозного были ослепле..ны, что(бы) н..где больше не смогли построить подобного храма.
5) В 1588 году к храму была пр..строе..на церковь Василия Блаженного, построе..ная в честь блаженного Василия, который не боялся упр..кать самого царя в неправых делах.
7. Выполнение тестовых заданий.
Учитель. Теперь мы с вами попробуем выполнить тестовые задания в формате ОГЭ по данному тексту. Делать будем пока вместе, вспоминая правила.
Из текста выписать слово, где выбор гласной в приставке зависит от смысла “присоединение к чему-то.” (пристроена)
Из текста выпишите слово-исключение из правила “Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных” (деревянный).
Замените слово НЕПРАВЫЙ в словосочетании неправых делах на более современный синоним (НЕПРАВИЛЬНЫХ, НЕСПРАВЕДЛИВЫХ).
Выписать основу первого предложения (Иван Грозный приказал-построить не входит, поскольку делают другие люди)
Сколько основ в четвертом предложении.
Проанализировать данное предложение и выписать только те цифры над запятыми, которые обозначают выделение причастного оборота..(1)
В 1588 году к храму была пр..строе..на церковь Василия Блаженного, (1) построе..ная в честь блаженного Василия, (2) который не боялся упр..кать самого царя в неправых делах.
Дом. Задание.
Учитель .Данный текст является повествованием. Неслучайно мы вспоминаем это понятие, поскольку на следующем уроке мы будем повторять типы и стили речи. Необходимо повторить эти понятия и в тетради написать небольшой текст-описание архитектурного российского памятника любой эпохи.
Итого урока - заполнение анкеты.
Рефлексия.
Что абсолютно нового узнал я сегодня на уроке?
- Что я забыл?
- Какие сведения вызвали интерес?
- Какие задания вызвали трудности?
- Какие понятия стоит повторить еще раз?