Цели:
- уточнение представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;
- отработка умения распознавать однокоренные слова и выделять корень;
- закрепление умения работать со словарём, учебником, карточками; навыков контроля и самоконтроля, самооценки;
- обогащение словарного запаса детей и воспитание интереса к родному языку.
Ход урока
1. Орг. момент. (Слайд 1)
а) Приветствие учителя
б) Приветствие друг друга:
- Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева.
2. Самоопределение к деятельности.
- Определить тему вы сможете, посмотрев на эти картинки. (Слайд 2)
- Что у них общего?
3. Актуализация знаний.
На доску вывешивается надпись “Корень”.
- Какое его основное лексическое значение? (Работа со словарём: “Корень – главная (важная) часть чего-либо”.)
- Какое это слово, если у него столько значений?
Работа с пословицей: “Корень ученья горек, а плод сладок”.
- Почему так говорят? (горек – труден; тяжело учиться, зато знаниями пользоваться приятно)
И мы сейчас будем трудиться...
4. Чистописание.
Прописывание длинной петли вверх и вниз в буквах д, з, в и предложения “В некотором царстве, в некотором государстве...”
5. Введение в тему урока.
- Где мы встречали такое предложение? (в сказке...)
- Что это? (зачин)
Послушайте сказку. (Слайд 3)
- О каком корне будем говорить на уроке? (корне слова)
6. Работа по теме урока.
Составление кластера:
- Что такое “корень”? (Слайд 4)
1) Если от него рождается слово, мы можем ответить что это? (главная часть слова)
ИГРА “Садовник”:
На доске таблички с корнями “бег”, “ход”, “вар”.
- Выращиваем слова из корней ( по рядам).
Читаем правило в учебнике на с. 48.
2) Какова роль в слове? (передаёт основное значение) (Слайд 4)
ИГРА “Третий лишний” (Слайд 5)
(Слайд 6 )
3) Как находить корень? (подобрать однокоренные слова) (Слайд 7)
ИГРА “Найди корень” по рядам.
(Слайд 8) – результат подбора однокоренных слов.
4) Как увидеть корень? (Слайд 9)
Читаем правило с. 51. (найти общую часть)
5) Как обозначить? (Слайд 10) (дугой)
- Обозначьте корень.
Физкультминутка.
6) Для чего их надо находить? (Слайд 11)
а) Работа у доски:
- Разбей на группы слова “мороз, гладкий, скользкий, лёд”.
б) Работа с учебником (упр.125)
- Жужжащее чтение.
- Задание 1 читает ученик.
- Подбор проверочных слов к безударной гласной.
(Вывод: для того, чтобы правильно вставить безударную гласную.)
(Слайд 12) – составленный кластер.
7. Закрепление.
а) Проблемные задания (Слайды 13,14,15)
б) Игра “Рассели гостей” (Слайд 16)
8. Итог урока.
а) Работа с рефлексивными карточками.
б) Прикрепление парашютиков одуванчика на стенд: жёлтых (“Я понял материал урока!”), белых (“не совсем понял”, “что-то не понял...”), чёрных (“ничего не понял”).