Цели: повторить ранее полученные знания, сформировать навыки распознавания фонем в тексте, воспитать любовь к родному языку, показав его богатство и разнообразие. Викторина также является средством вовлечения во внеклассную работу по предмету всех учащихся класса.
Оргмомент: ученики делятся на команды и дают им названия, знакомятся с правилами викторины, способом подсчета очков (за каждое безошибочно выполненное задание начисляется 5 очков). Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Члены команды-победителя в качестве поощрения получают отличные оценки за работу на уроке.
Ход викторины
Командам выдаются поочередно карточки с заданиями, на выполнение каждого задания дается 5 минут.
Карточки.
Задание 1
Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.
Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.
_________________________________________
Задание 2
Теперь, наоборот, вам даны слова, а вы добавьте к каждому из них одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза – гроза.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.
_________________________________________
Задание 3
Теперь вам нужно в словах, которые мы вам дадим, заменить одну согласную фонему. Вот так: корж – морж.
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.
Задание 4.
Выпишите из стихотворения слова, в которых есть только звонкие согласные.
Целый месяц
Под дождем
Мокнет
Крыша,
Мокнет
Дом,
Мокнут листья
И цветы,
Мокнут лужи
И зонты,
Мокнут парки
И поля,
Мокнет
Мокрая
Земля,
И далеко от земли
Мокнут
В море
Корабли.
(В. Левин)
Задание 5
Выпишите из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные.
У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.
(В. Левин)
_________________________________________
Задание 6
Перепишите следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых согласные только звонкие, и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
_________________________________________
Ключи к заданиям.
Власть, каска, слон, пол, тепло, еда, кран.
Трубка, удар, ствол, склад, лампа, шарф, бусы, уксус.
Когти, будка (бурка), папка, губы (дубы), миска, лесок, палка, осел, горка, блин, доска, цвет, колено, мамочка.
Дождем, дом, лужи, земля, море.
Папы, кошка.
Петушок, катушка, пятка, копыто, сосиска. Голова, борода, грива, домовой, огороды. Остальные слова.
Использованная литература.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 класы. – М.: ООО “ГИД “Русское слово – РС”, 2004.
- Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5 – 7 кл./ Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. 43-е изд. - М.: Просвещение, 2003.