Где есть поветрие на чтенье,
В чести там грамота, перо,
Где грамота, там просвещенье,
Где просвещенье – там добро.
П. Вяземский
Дошкольник старшего возраста, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Книга, дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности. От нас, педагогов, зависит, как сложатся у дошкольника первые “отношения” с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с ребенком и помогать осмысливать произведение. Приобщение ребёнка к книге, к чтению, позволяет заложить базовую основу его общей культуры. Ознакомление детей с основами книжной культуры выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ему быстро и заинтересованно познавать окружающий мир.
Цель:
- Познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием.
- Формировать бережное отношение к книге.
- Активизировать познавательную деятельность.
- Вызвать интерес к миру книги;
Задачи:
- Расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества;
- Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
- Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.
Ход занятия
Воспитатель: Группа-земляничка, ну ка не ленитесь. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям.
Сегодня я хочу начать своё занятие с загадки, послушайте:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)
Воспитатель: А чтобы узнать - правильно вы отгадали или нет, давайте заглянем в наш чёрный ящик: - правильно ребята, тут у нас с вами лежит книга, и сегодня мы будем говорить о книге, об истории создания книги.
Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку, какие яркие и красочные книги у нас в группе, есть большие, а есть совсем маленькие. Как вы думаете - а всегда ли книга имела такой вид? (Рассуждения детей)
Воспитатель: А давайте сейчас мы совершим путешествие в прошлое. Хотите знать, какие книги были в древности? (Ответы детей) Мы поговорим о тех древних книгах, которые мы никогда не видели.
Воспитатель: Послушайте о том, как появились первые книги:
- Очень давно, когда люди не знали, что такое бумага, они записывали слова - значки /иероглифы/ высекая их на камне. А также делали рисунки на камне-пиктограммы. Давайте подойдём к столу и рассмотрим плакаты. Приложение 1. Рисунок 1
- Потом из глубины веков до нас дошли книги на глиняных дощечках. Люди стали выдавливать надписи на мягкой глине тонкими деревянными палочками. На еще влажной и мягкой глине острой палочкой выдавливали слова – значки. Далее глиняную дощечку сушили и обжигали. Такие записи назывались клинопись. Одна страница глиняной книги была такой толстой, как теперь вся книжка. Такие книги хранили в больших деревянных ящиках. И такую библиотеку перевозили из одного города в другой на верблюдах. Пройдём и рассмотрим картины с такими дощечками. Приложение 1. Рисунок 2, 3.
Воспитатель: Представим, что мы жители далёких времён и сами проделаем такую же работу, как и в древние времена. Давайте пройдём к нашим столам, рассаживаемся. Задвигаемся за столы, спинки ровные. Практическая работа, каждому ребёнку раздаётся материал для работы – заранее подготовленные прямоугольники с пластилином и деревянные палочки. Дети пишут свои имена и делают рисунки на дощечках с пластилинографией. Спасибо ребята за творческие работы, у вас такие хорошие дощечки получились, давайте покажем нашим гостям, а кто хочет может подарить.
Воспитатель: Уважаемы гости, правда очень щедрые у нас воспитанники?(Ответы гостей)
- Продолжаем наше путешествие в прошлое. А вот древнерусские письма и документы процарапывали на бересте. Кто объяснит, что за материал – береста? (Ответы детей) Конечно ребята - это кора берёзы. Все старинные русские книги, документы называются берестяными. Приложение 1. Рисунок 4, 5. Обратите внимание, буквы на них не написаны, а процарапаны особыми инструментами, сделанными из костей. Важные государственные указы и грамоты писали на специально обработанной тонкой коже, пергаменте, который затем скатывался в трубочки – называются свитки. Приложение 1. Рисунок 6
Воспитатель: Мы многое уже узнали о пути книги из древнего мира, давайте проведём физкультминутку, и проведёт её Вероника, выходим на середину группы на ковёр:
Разминка.
Ветер дует на в лицо,
И качает деревцо
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо всё выше-выше.
Воспитатель: Спасибо Вероника. Возвращаемся к нашему путешествию в прошлое.
- И, наконец человечество изобрело бумагу. Как только появилась бумага, стали издавать, вернее, писать книги гусиными перьями, книги оформляли картинками. Приложение 1. Рисунок 7. Потому-то мы их называем рукописными. Посмотрите, как это выглядело. Воспитатель берёт перо, окунает в чернила и пишет несколько слов на бумаге.
Воспитатель: С тех пор уже не нужно было выписывать каждую букву. Как? Изготавливали буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывали их к бумаге и на ней отпечатывался текст, и рисунки.
Воспитатель: Хотите попробовать, как это было? (Ответы детей) Возвращаемся к нашим столам, рассаживаемся. Практическая деятельность: детям предлагается взять штамп с изображением буквы, окунуть в краску и отпечатать на книжках-малышках слова.
Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь, какие буквы, даже целые слова появились на бумаге. Но не только буквы так отпечатывали, но и картинки - давайте возьмём другие печати и посмотрим, что у нас получится? Дети берут печати с разнообразными картинками и продолжают свою работу в книжках-малышках. (Дети рассказывают какие картинки у них проявляются от штампов). У вас, ребята, получаются ваши именные книжечки, на создание одной странички уходит много времени. У нас остались ещё чистые странички, и мы будем каждый день продолжать заполнять наши книжки-малышки. Оставьте свои мини книжечки на своих столах, чтобы краска от печатей подсохла, выходите ко мне на свободное место, мы продолжим наше путешествие.
- А как вы думаете, много времени уходило для создания книги таким способом? (Ответы детей)
- Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. В наше время книги печатаются в типографиях, на печатных станках и теперь в наших магазинах очень много книжек. Посмотрите на плакаты. Приложение 1. Рисунок 8, 9.
Воспитатель: Поиграем в игру “Добавь словечко”, Добавляйте слова в рифму и по смыслу.
Есть у книжицы одёжка,
Называется - .... (обложка).Чтобы никому не сбиться,
Нумерованы.... (страницы).Книга – это мудрый труд,
Дети книги.... (берегут).Чтобы всё на свете знать,
Нужно книги нам .... (читать).
Воспитатель: - Вы узнали историю создания книг, а кто знает пословицы и поговорки про книги? Дети говорят пословицы и поговорки:
- Книга-источник знаний.
- Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
- Книжные страницы, похожи на ресницы-глаза открывают.
- Кто много читает-тот много знает.
- Золото добывают из земли, а знания из книг.
- Книга не пряник, а к себе манит.
Рассуждения детей, как они понимают их смысл. При затруднении в ответах, воспитатель помогает детям.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу, я надеюсь, что оно было для вас полезным. Что вам понравилось в нём? Что-то новое узнали, что? (Дети делятся впечатлениями) .
- Когда вы будете читать книгу, вспомните о том, как современная книга прошла долгий путь из высечения на камне и глиняных дощечках, и сколько труда было затрачено на ее создание. И тогда вы точно будете бережно относиться к книге.
- Спасибо, ребята, за ваше внимание и заинтересованность. Скажем нашим гостям-до свидание и приглашаем к нам ещё, для следующих путешествий.