Проект нравственно-эстетической направленности на тему "Народный земледельческий календарь с детьми старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Социальная педагогика


Цель: приобщение детей к истокам традиционной русской культуры через историю народного земледельческого календаря и православные праздники, пословицы и поговорки.

Задачи:

  • Углублять знания детей старшего дошкольного возраста о народном православном календаре, о народной культуре, её прошлом и настоящем, о различных аспектах народного быта.
  • Помогать детям ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных православных праздников и народных игр.
  • Способствовать усвоению нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закреплённых в традиционной народной культуре.
  • Развивать у детей навыки устной речи.

Важнейшими принципами проектной деятельности являются:

  • интеграция воспитательно-образовательного процесса;
  • обращение к подлинным образцам фольклора.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Срок реализации – 4 месяца, с 30 октября 2014 года до 28 февраля 2015 года. Кратковременный.

Организация проекта

1 этап: Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

Проблемы исследования:

При подготовке к осеннему утреннику: «Народный календарь», который проводился в конце октября, мы заметили, что детям было очень интересно узнать об осенних народных православных праздниках. Календарь состоял из 6 страниц. Дети с удовольствием рассказывали пословицы и поговорки, выразительно читали стихи, с восхищением и удивлением принимали на утреннике всё то, что для них было сюрпризом. Активно участвовали в народных играх и драматизации по потешке «Сорока-белобока».

Ведь именно новое: красочно иллюстрированный «Народный календарь» по осенним праздникам, народные костюмы и игры, чтение стихов, поговорок и пословиц, обеспечили детям позицию творца и внесли неожиданность.

Побеседовали с родителями и детьми за чашечкой чая с очень вкусными пирогами, которые нам для праздника испекли наши повара. Когда все разошлись, воспитатели, посоветовавшись, решили, что детям и родителям очень интересна эта тема. Потому что, общаясь потом, дети ещё не раз спрашивали о Святых Петре и Павле, рассматривали рисунки календаря, вспоминали приметы и пословицы, просили поиграть в народные игры.

Гипотеза исследования выдвигалась в ходе чтения книги «Народный месяцеслов», из рассказов воспитателя о народных играх, в которые они так любят играть. Из бесед с детьми мы поняли, что дети очень заинтересовались тем, есть ли зимой народные православные праздники, пословицы и поговорки о других временах года и какие народные православные праздники бывают весной. В соответствии с проблемой и гипотезой именно здесь и начинается формирование навыков исследовательской, познавательной деятельности.  В осенне-зимние вечера мы устраивали в группе посиделки, вместе пели знакомые уже детям и полюбившиеся песенки, частушки, играли в забытые народные игры.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателей поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1. Познакомиться с историей возникновения русского народного календаря (земледельческого).
2. На основе проведения праздников:

а) Осенний «Народный календарь» 29 октября 2014 г.
б) Нового года с последующим продолжением в группе 29 декабря 2014 г., где гостями к ним пришли Снегурочка и почтальон Печкин (родители: мама Саши Заварина и папа Володи Киселёва).
Дети, не успевшие прочитать стихи, которые готовили для Деда Мороза, прочитали их в группе у ёлочки Снегурочке и Почтальону Печкину. Также мамы приготовили для детей сюрпризы. Они своими руками по собственным рецептам испекли красивые и вкусные торты, пироги, бисквиты, печенье, вафли и т.п.
Все пили чай и дегустировали кулинарные изделия, сделанные руками мам. Дети веселились, играли в народные игры вместе с родителями и все остались очень довольны происходящим.

3. Дети решили научиться играть в другие народные игры.

4. Выучить пословицы, поговорки других сезонных времён года.

5. Больше узнать о православных праздниках нашего русского народа и запомнить даты, когда они отмечаются и в какое время года.

Результаты исследования:

  • Совместная работа воспитателей, детей и родителей: «Перспективное планирование познавательно-игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год.
  • Анкетирование для родителей: «Какие семейные традиции бывают в проведении народных православных праздников в вашей семье?»
  • Совместная работа родителей и детей, принятие участия в конкурсе «Красивая Матрёшка – народная русская игрушка-сувенир».

2 этап. Организация исследования.

  1. Коллективный поиск истории народного земледельческого календаря. Православного календаря.
  2. Коллективная работа «Природные явления».
  3. Коллективная работа «Погода меняется».
  4. Речевое развитие детей: «Заучивание пословиц и поговорок».
  5. Творческая познавательная деятельность детей: аппликация, коллективная работа «Птичья столовая».
  6. Организация совместных подвижных, хороводных народных игр со словами.
  7. Перспективное планирование познавательно-игровых занятий по народному и православному календарю.

3 этап.

  1. Презентация результатов проектной деятельности.
  2. Масленица (19 февраля) с приглашением родителей.
  3. Выставка совместных рисунков «Родители и дети».
  4. Конспекты занятий.
  5. Фотографии

Библиография:

  1. Н.Е. Вераксы «Комплексные занятия по программе от «0» до школы».
  2. Н.В. Микляева «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». ООО «ТЦ Сфера» 2013 г.
  3. Г.Д. Рыженков «Русский народный календарь (месяцеслов). М.: Современник. 1991 г.
  4. И. Полуянов «Месяцеслов». Северо-западное книжное издательство. 1973 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3