Цель: приобщение детей к истокам традиционной русской культуры через историю народного земледельческого календаря и православные праздники, пословицы и поговорки.
Задачи:
- Углублять знания детей старшего дошкольного возраста о народном православном календаре, о народной культуре, её прошлом и настоящем, о различных аспектах народного быта.
- Помогать детям ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных православных праздников и народных игр.
- Способствовать усвоению нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закреплённых в традиционной народной культуре.
- Развивать у детей навыки устной речи.
Важнейшими принципами проектной деятельности являются:
- интеграция воспитательно-образовательного процесса;
- обращение к подлинным образцам фольклора.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации – 4 месяца, с 30 октября 2014 года до 28 февраля 2015 года. Кратковременный.
Организация проекта
1 этап: Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
Проблемы исследования:
При подготовке к осеннему утреннику: «Народный календарь», который проводился в конце октября, мы заметили, что детям было очень интересно узнать об осенних народных православных праздниках. Календарь состоял из 6 страниц. Дети с удовольствием рассказывали пословицы и поговорки, выразительно читали стихи, с восхищением и удивлением принимали на утреннике всё то, что для них было сюрпризом. Активно участвовали в народных играх и драматизации по потешке «Сорока-белобока».
Ведь именно новое: красочно иллюстрированный «Народный календарь» по осенним праздникам, народные костюмы и игры, чтение стихов, поговорок и пословиц, обеспечили детям позицию творца и внесли неожиданность.
Побеседовали с родителями и детьми за чашечкой чая с очень вкусными пирогами, которые нам для праздника испекли наши повара. Когда все разошлись, воспитатели, посоветовавшись, решили, что детям и родителям очень интересна эта тема. Потому что, общаясь потом, дети ещё не раз спрашивали о Святых Петре и Павле, рассматривали рисунки календаря, вспоминали приметы и пословицы, просили поиграть в народные игры.
Гипотеза исследования выдвигалась в ходе чтения книги «Народный месяцеслов», из рассказов воспитателя о народных играх, в которые они так любят играть. Из бесед с детьми мы поняли, что дети очень заинтересовались тем, есть ли зимой народные православные праздники, пословицы и поговорки о других временах года и какие народные православные праздники бывают весной. В соответствии с проблемой и гипотезой именно здесь и начинается формирование навыков исследовательской, познавательной деятельности. В осенне-зимние вечера мы устраивали в группе посиделки, вместе пели знакомые уже детям и полюбившиеся песенки, частушки, играли в забытые народные игры.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателей поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1. Познакомиться с историей возникновения
русского народного календаря (земледельческого).
2. На основе проведения праздников:
а) Осенний «Народный календарь» 29 октября 2014 г.
б) Нового года с последующим продолжением в
группе 29 декабря 2014 г., где гостями к ним пришли
Снегурочка и почтальон Печкин (родители: мама
Саши Заварина и папа Володи Киселёва).
Дети, не успевшие прочитать стихи, которые
готовили для Деда Мороза, прочитали их в группе у
ёлочки Снегурочке и Почтальону Печкину. Также
мамы приготовили для детей сюрпризы. Они своими
руками по собственным рецептам испекли красивые
и вкусные торты, пироги, бисквиты, печенье, вафли
и т.п.
Все пили чай и дегустировали кулинарные изделия,
сделанные руками мам. Дети веселились, играли в
народные игры вместе с родителями и все остались
очень довольны происходящим.
3. Дети решили научиться играть в другие народные игры.
4. Выучить пословицы, поговорки других сезонных времён года.
5. Больше узнать о православных праздниках нашего русского народа и запомнить даты, когда они отмечаются и в какое время года.
Результаты исследования:
- Совместная работа воспитателей, детей и родителей: «Перспективное планирование познавательно-игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год.
- Анкетирование для родителей: «Какие семейные традиции бывают в проведении народных православных праздников в вашей семье?»
- Совместная работа родителей и детей, принятие участия в конкурсе «Красивая Матрёшка – народная русская игрушка-сувенир».
2 этап. Организация исследования.
- Коллективный поиск истории народного земледельческого календаря. Православного календаря.
- Коллективная работа «Природные явления».
- Коллективная работа «Погода меняется».
- Речевое развитие детей: «Заучивание пословиц и поговорок».
- Творческая познавательная деятельность детей: аппликация, коллективная работа «Птичья столовая».
- Организация совместных подвижных, хороводных народных игр со словами.
- Перспективное планирование познавательно-игровых занятий по народному и православному календарю.
3 этап.
- Презентация результатов проектной деятельности.
- Масленица (19 февраля) с приглашением родителей.
- Выставка совместных рисунков «Родители и дети».
- Конспекты занятий.
- Фотографии
Библиография:
- Н.Е. Вераксы «Комплексные занятия по программе от «0» до школы».
- Н.В. Микляева «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». ООО «ТЦ Сфера» 2013 г.
- Г.Д. Рыженков «Русский народный календарь (месяцеслов). М.: Современник. 1991 г.
- И. Полуянов «Месяцеслов». Северо-западное книжное издательство. 1973 г.