Цель:
- Познакомить детей с историей развития письменности. Закреплять и уточнять представления детей о свойствах камня и глины.
- Активизировать познавательную деятельность, пробуждать интерес детей к историческим событиям, желание как можно больше узнать о прошлом человечества. Развивать речь, расширять словарь детей, приучать к самостоятельности суждений и ответов. Развивать творческое воображение, фантазию, пантомимические навыки.
- Воспитывать любознательность, устойчивое внимание, умение выслушивать сверстников, не перебивая.
Материал: проектор, дощечки для лепки, глина, речной камень, палочки-клинышки, мокрые салфетки, обруч, запись мелодичной музыки.
Предварительная работа: изготовление игрушек из глины, раскрашивание готовых изделий, рассматривание глиняной посуды.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы умеете хорошо отгадывать загадки. Попробуйте отгадать мою загадку.
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка. (Тетрадь)
Воспитатель. Для чего нужна тетрадь? А вы знаете, как и на чем писали первобытные люди? (Высказывания детей.) Сегодня мы отправимся в прошлое и поговорим о том, как писали много-много лет назад. а как мы можем попасть в прошлое? Я предлагаю отправиться в прошлое на машине времени. (Дети “проходят” через обруч.)
Рассказ воспитателя. Самые древние письмена, дошедшие до нас, написаны на камне. Это наскальные рисунки. Первобытные люди жили в каменных пещерах. Слайд 1,2. Ученые нашли много пещер, стены которых покрыты рисунками. Там были нарисованы мамонты, олени, буйволы, первобытные охотники с копьями, стрелами, каменными топорами. Писать люди тогда не умели, но уже умели рисовать. Слайд 3,4,5 В рисунках люди отражали события своей жизни. Некоторые рисунки были даже раскрашены – краски получали из растертых цветных камней, использовали сажу, которую брали в костре. Тысячи лет наскальные рисунки заменяли древнему человеку письменность. Ученые нашли каменные столбы, покрытые множеством черточек. Слайд 6. Они догадались, что перед ними письмо, письмо из прошлого. Ученые научились понимать языки давным-давно исчезнувших народов. Слайд 7.
Прочитав все, что было вырезано на каменных столбах, они установили, что некогда были великие государства. Здесь строились города, дворцы, храмы. Потом приходили воины из другого государства и разрушали эти города. На развалинах строили новые города. Обо всем этом поведали нам каменные столбы, испещренные письменными знаками. Знаки сохранились на столбах потому, что они были выбиты на камне долотом. Врезанные в камень строки – самое долговечное письмо.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, легко ли было писать на камне? Почему?
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам оправиться в нашу лабораторию и рассмотреть и сравнить между собой камни и глину.
Воспитатель. Как вы думаете, что прочнее? (Ответы детей.) Можно ли изменить форму предложенных природных материалов? (Воспитатель предлагает нажать на камень, глину.)
Воспитатель. Где осталась ямка от пальца? Какая глина? (Мягкая.) Какой камень? (Твердый.) Можно ли камень поцарапать? Можно ли поцарапать ногтем? Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остался ли след? Легко ли поцарапать камень? (Камень прочный, его нелегко поцарапать.) Легко ли было древним людям писать на камне?
Затем воспитатель предлагает детям по очереди взять в руки камень, глину – попробовать помять, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны.
Воспитатель. Изменил ли форму камень? Можно ли отломить от него кусочек? Какой камень? (Твердый, из него ничего нельзя слепить, нельзя разделить на части.) Чем глина отличается от камня? (Глина мягкая, делится на части, меняет форму, из нее можно лепить.) Ребята, вспомните, что происходит с вашими поделками, когда они высыхают? (Они становятся твердыми.)
Воспитатель. Я предлагаю вновь продолжить наше путешествие.
Психогимнастика. | |
Чтобы быстрее оказаться в нужном месте, | |
Наденем волшебные башмачки | имитируют надевание Постучите каблучками и скажите: |
“Волшебные башмачки, несите нас!” | педагог включает мелодичную музыку Руки расставьте в стороны, как птицы. |
Летим, теплый ветер нас обдувает. | |
Смотрим на землю с высоты | рука над глазами |
Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. | |
Давайте немного на них покачаемся | пружинка |
Облака как ватные, нам приятно, легко. | |
Полетели дальше | перемещение по всей группе |
Вот мы и добрались. | садятся на стульчики |
Воспитатель. Более 100 лет назад археологам при раскопках удалось обнаружить дворец. Кто знает, кто такие археологи? Слайд 8,9. (Археолог – это ученый, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам их жизнедеятельности, археолог проводит раскопки.) В этом дворце было много комнат. В одной из них узкая щель вела в подземелье. Там в больших глиняных чашах находились обычные тоненькие кирпичики, покрытые мелкими строчками знаков, похожих на клинья. Слайд 10. Такое письмо называли клинописью. Писать на мягкой глине очень удобно. Потом эту табличку, совсем как кирпичик, обжигали в печи, и она становилась легкой и прочной. Только если нужно было срочно отправить письмо, а ждать было некогда, когда табличку обожгут, да пока она остынет, то такое срочное письмо сушили на солнце.
Необожженные глиняные таблички служили школьникам тетрадями. Слайд 11. Представьте, как проходили занятия в школе тех времен. Перед учителем сидят 8–10 учеников. У каждого чашка с хорошо размешанной глиной. Ученик берет комок глины, разминает, кладет в деревянную рамочку и аккуратно мокрой ладонью разглаживает. Тетрадь готова, можно писать. Писали на них заостренными палочками.
Воспитатель. А вы хотите попробовать написать на таких табличках?
Работа детей. Письмо на глиняных табличках заостренными палочками.
Воспитатель подводит итог занятия. На чем писали первобытные люди? Чем они выдалбливали знаки на камне? Позднее не чем стали писать древние люди? Легко вам было писать на глиняных табличках? Удобно ли такое письмо? Благодаря людям какой профессии мы узнали о древней письменности?