Цикл диагностических занятий по выявлению уровня адаптации ребенка к обучению в 5-м классе

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (231 кБ)


Проблеме школьной адаптации в современной психологической практике и теории уделяется довольно много внимания, однако, чаще всего это касается вопроса адаптации младших школьников в первом классе на ступени перехода из ДОО в начальную школу. Проблеме школьной адаптации в пятом классе внимания уделяется гораздо меньше, хотя переход из младшей школы в среднее звено также является стрессогенным для ребенка, так как значительно изменяются условия обучения, требования, объем получаемых знаний.

На сегодняшний день существуют разработанные и апробированные программы психологического сопровождения и коррекции процесса адаптации пятиклассников, которые имеют своей целью облегчить вхождение пятиклассников в новую школьную жизнь. Как правило, эти программы рассчитаны непосредственно на время обучения в 5 классе или первое полугодие.

Однако, мы считаем, что процесс адаптации в 5 классе можно облегчить, если начать профилактическую и коррекционную работу уже в младших классах.

Мы выделили следующие психологические причины дезадаптации в пятом классе:

- низкая мотивация учебной деятельности;

- неадекватная самооценка;

- высокий уровень тревожности;

- несформированность коммуникативных навыков.

Рассмотрим каждую причину подробнее.

Достаточный уровень учебной мотивации необходим для успешного овладения знаниями, так как если ребенку не интересно учиться, любые усилия педагогов будут бесполезны.

Адекватная самооценка является одним из факторов эффективности любой деятельности, так как позволяет правильно оценивать и соотносить свои возможности и поставленные задачи. Дети с низкой самооценкой часто неинициативны, не верят в свои силы, боятся браться за сложные учебные задачи, а дети с завышенной самооценкой, наоборот, часто переоценивают свои возможно и терпят неудачи.

Тревожность можно рассматривать и как состояние, и как черту личности. Ситуативная тревожность является нормальной в различных непривычных или угрожающих ситуациях, а вот личностная тревожность может быть сформированной чертой личности, и человек будет постоянно испытывать негативные эмоции даже в обыденности, когда нет особых причин для волнения. Тревожные дети особенно тяжело переносят смену условий обучения.

Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков необходим для адекватного общения со сверстниками и педагогами.

Все перечисленные компоненты могут быть диагностированы уже в начальной школе и на основании результатов диагностики может быть выделена “группа риска” младших школьников, у которых могут возникнуть проблемы с адаптацией в среднем звене. Сюда входят дети с низким уровнем учебной мотивации, тревожные дети, дети с неадекватной самооценкой и несформированными коммуникативными навыками.

Нами был разработан цикл диагностических занятий, которые могут быть проведены в 3-4 классе для выявления уровня психологической готовности ребенка к обучению в среднем звене.

Цикл состоит из четырех занятий, занятия могут быть включены в качестве диагностического блока в программы профилактики и коррекции школьной дезадаптации.

Первое занятие имеет своей целью диагностику уровня школьной мотивации. В качестве методик были использованы две методики: опросник “Направленность на приобретение знаний” и методика “Направленность на отметку”. Методика предложена Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой. Учащимся по опроснику дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Необходимо внимательно прочитать утверждение и из двух ответов нужно выбрать один (а или б) и написать рядом с вопросом, в конце предложения. Отвечайте, долго не раздумывая, помните: нет “хороших” или “плохих” ответов. По методике “Направленность на отметку” также дается ряд вопросов, нужно ответить на них, поставив в соответствующей ячейке знаки “+” (“да”) или (“нет”). Для этого на занятии используются специальные бланки и мультимедийная презентация с вопросами методик.

Второе занятие посвящено диагностике самооценки. Для диагностики самооценки также использованы две методики. Первая методика - “Лесенка”. Показываем ребенку лесенку в 10 ступенек и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Например: “Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка”.

Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

На третьем занятии проводилась диагностика тревожности с помощью методики “Многомерная оценка детской тревожности” (МОДТ) Е. Е. Ромицыной.

Эта психодиагностическая структура многомерной оценки включает 10 параметров-шкал, позволяющих дать дифференцированную оценку тревожности у детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. На основании результатов, полученных по этим 10-ти шкалам представлялось возможным получение информации о структурных особенностях тревожности конкретного ребенка или подростка по четырем основным направлениям психологического анализа:

  • оценке уровней тревожности, имеющих непосредственное отношение к личностным особенностям ребенка (1, 3 и 7 шкалы);
  • оценке особенностей психофизиологического и психовегетативного тревожного реагирования ребенка в стрессогенных ситуациях (9 и 10 шкалы).
  • оценке роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка особенностей его социальных контактов (в частности – со сверстниками, учителями и родителями) (соответственно – 2, 4 и 5 шкалы);
  • оценке роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка ситуаций, связанных со школьным обучением (6 и 8 шкалы)

Таким образом, методика позволяет оценить как общую, так и школьную тревожность.

Четвертое занятие – диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков. Используются методики:

Методика “Ковёр” Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Психолог делит детей на 4 произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые набором всевозможных фигур, выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп. Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

Инструкция: “Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры, надо работать дружно и слаженно.” Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут соорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

Задание “Дорога к дому” (модифицированный вариант методики “Архитектор-строитель”) Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата. Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом

Таким образом, представленный цикл позволяет диагностировать все основные проблемы адаптации к последующему обучению.

Список литературы.

  1. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2005. - N 12. - С.30-33.
  2. Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2001. - N 33. - С.8-9 4.
  3. Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 9. - С.12-17 5.
  4. Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // Начальная школа. - 1994. - N 1. - С. 16-18; N 8. - С. 4-8.
  5. Истратова О.Н.: Справочник психолога начальной школы. - Ростов на/Д: Феникс, 2006.
  6. Коблик Е.Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.- 122с.
  7. Меттус Е. В. Программа "Преемственность. Адаптация - 5" / Е. В. Меттус // Завуч начальной школы. - 2010. - N 1. - С. 28-36. –
  8. Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - N 41. - С.8-9 11.
  9. Прихожан А. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. - N 12. - С.12.