Цели:
- Учить детей различать звуки “р” и “л” в слогах, словах и предложениях. Выделять их из ряда других звуков и слов на слух.
- Работать над формированием речевого дыхания.
- Учить детей работать над предложением:
- Определять количество и последовательность слов в предложении.
- Упражнять в практическом употреблении предлогов.
- Выделять в предложении короткое слово – предлог.
Оборудование: игра “33 богатыря”, пластиковые полоски для составления схемы предложения, картинки с изображением животных, полоски с картинками для выкладывания слов из букв, звуковые домики, лоточки с песком, картины-символы букв, мяч, магический круг.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Л: Назовите гласные звуки.
Д: А, о, у, и, э, ы
Л: Почему они называются гласными?
Д: Потому, что они поются и тянутся, произносятся без преград.
Л: Как называются звуки, которые произносятся с преградой?
Д: Согласные.
Л: Сядет тот, кто назовет согласный звук.
2. Сообщение темы занятия.
Л: Какой третий звук в слове кол?
Д: Звук “л”.
Л: Какой первый звук в слове рак?
Д: Звук “р”.
Л: Сегодня мы будем учиться различать звуки р-л.
- Произнесем звук “р”.
- Произнесем звук “л”.
- Чем отличаются звуки р-л?
Д: Когда мы говорим звук “р”, язычок дрожит или танцует. Когда говорим звук “л”, язычок прижимается к бугоркам за верхними зубами.
Л: Чем они похожи?
Д: Они оба согласные, твердые, звонкие.
3. Поиграем в игру “Кто внимательный”.
Л: Разделимся на две команды.
Это первая команда, это вторая.
Я вам буду читать слова.
- Первая команда встает, если услышит в слове звук “р”.
- Вторая команда встает, если услышит в слове звук “л”.
- Лак-рак.
- Рама-лама.
- Лов-ров.
- Юла-Юра.
- Ложки-рожки.
- Пир-пил.
- Укор-укол.
- Пруд-плут.
- Мир-мил.
4. Поиграем в игру “Какое слово лишнее”.
- Рама, рыба, лук, кора.
- Лампа, лайка, радуга, стол.
5. Д/и “Доскажи словечко”.
Л: Сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”. Я читаю стихи, а вы мне поможете досказать словечко.
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг,
Пики зеленые выставил... (лук)
Над лугами, над водой,
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная ... (радуга)
6. Поиграем в игру “Поставь правильно картинку”.
Л: У вас на столах лежат картинки.
- Переверните картинки.
- Назовите картинки.
- Картинки, в названии которых есть звук “р”, поставьте там, где картинка “радуга”.
- Картинки, в названии которых есть звук “л”, поставьте там, где картинка “лук”.
- Проверим, правильно ли мы поставили картинки на доске.
Д: Хором по командам называют.
7. Д/и “Найди домик для слова”.
- Волк
- слон
- баран
Л: Какой звук в слове:
Волк – “л”
Слон – “л”
Баран – “р”
8. Д/и “Напиши правильно букву”.
Л: Чем обозначаются звуки на письме?
Д: Буквами.
Л:
Буква Р- на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
А на что еще похожа буква “р”?
Д: На топор.
Л: Алфавит продолжит наш
Буква “л” - лесной шалаш.
На что еще похожа буква “л”?
Д: На крышу.
Л: Сейчас вспомним, как пишутся эти буквы.
Д: Прописывают буквы на песке.
9. Д/и “Волшебный круг”.
Тренировочные упражнения дыхательной гимнастики.
1) “Сдуем надувной мяч”
Л: Разведите руки в стороны, глубоко вдохните и выдыхайте весь воздух до конца. Сдуем огромный мяч.
2) “Круг”
Л: Подойдите к кругу. Здесь лежат слоги. Вы крутите стрелку.
Вы берете слог, на который указывает стрелка, читаете его.
Делаете вдох и произносите несколько раз: пла-пла-пла.
Крути, читай, вдохни, говори.
10. Д/и “Составь слово”.
Л: Перед вами полоски.
Назовите предметы, которые на них нарисованы.
Д: Называют: шар, лук...
Л: Теперь выложите эти слова из букв.
Д: Выкладывают.
Л: Читай, какая здесь буква? (“р”)
11. Д/и “Составь предложение”.
Л: Придумайте с этими словами предложение и составьте схему.
- Кто готов? Говори.
- Выбрать предложение и его разобрать.
Р: В лесу растет елка.
Л: Сколько слов в предложении?
Р: 4 слова.
Л: Назови короткое слово.
Какое второе слово в предложении? Какое четвертое слово в предложении?
Составление схемы предложения на доске.
Рыболов ловил в пруду рыбу.
12. Д/и “Дед-Словоед”.
Л: Поиграем в игру “Дед-Словоед”.
Вот предложение.
1) Прочитай его:
Рыболов ловил в пруду рыбу.
2) Сколько слов в предложении?
3) Назовите короткое слово. (в)
4) Запомните это предложение.
5) Когда вы закроете глаза, придет “Дед-Словоед” и съест какое-нибудь слово.
6) Закройте глаза.
Убираем слово, а дети отгадывают.
Л: Какое слово съел “Дед-Словоед”?
Д: “ловил”.
Л: Какой звук в этом слове? (л-л)
Прочитай предложение еще раз.
13. Д/и “Скажи предложение по кругу”.
Игра с мячом.
Л: Идите сюда. Встаньте в круг.
Каждый будет называть по одному слову из этого предложения.
14. Д/и “Кто кого ловит” или “Дополни предложение”.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Л: Рыбу ловит кто?
- Кротов ловит кто?
- Крыс ловит кто?
Д: Рыболов, крысолов, кротолов...
Л: У вас на столах лежат таблички со словами.
- Переверните таблички.
- Прочитайте слова.
Д: Читают: рыболов, кротолов, птицелов, зверолов...
Л: Поставьте таблички на нужное место.
На доске выставлена часть предложения.
- Рыбу ловит...
- Крыс ловит...
- Змей ловит...
Л: Даша и Дима, читайте предложение по очереди, а вы ставьте таблички на нужное место.
- Рыбу ловит рыболов.
- Дима читает предложение, а дети ставят недостающие слова к началу предложения.
Л: Давайте проверим, правильно ли мы поставили нужные слова.
Д: Читают предложения полностью все хором.
Л: Найдите слова, в которых есть звук “р” и звук “л”.
Д: Кротолов, крысолов, зверолов, рыболов.
Л: Выставляем слово на доску отдельно.
Читаем.
Давайте повторим чистоговорку:
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку уплыл улов.
15. Итог занятия.
Какие звуки мы учились различать?
Оценка знаний детей.