Цель и задачи проекта
Цель: Создание единого пространства нравственно-патриотического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.
Задачи:
- Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
- Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
- Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ, так и в семье позитивного психологического климата.
- Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
- Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.
.Участники проекта:
- Дети
- Родители
- Воспитатели
- Музыкальный руководитель
Срок реализации проекта: с 1 сентября 2014 года по 8 мая 2015 года
Тип проекта: групповой, долгосрочный.
По содержанию: познавательный, художественно-творческий
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта обусловлена
социальной значимостью духовно-нравственного
развития личности ребенка, когда его восприятие
открыто к формированию духовно-нравственных
ценностей. Особую актуальность данная задача
приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе
дошкольного образования.
Проект «Моя семья» ориентирует на
взаимодействие с родителями: родители должны
участвовать в его реализации, в создании условий
для полноценного и своевременного развития
ребенка, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности. Привлечение родителей
к участию в образовательном процессе,
участниками всех проектов, независимо от того,
какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями. Работа в условиях
реализации новых ФГОС требует интеграции
семейного воспитания и дошкольного образования,
изменения стиля и форм взаимодействия
дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет
содействовать выработке общих принципов в
работе по развитию личности дошкольника,
формированию общего образовательного
пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Проблема исследования
- утрата семейных традиций при воспитании детей старшего дошкольного возраста, недостаток знаний о народных праздниках и играх;
- недостаток знаний у детей старшего дошкольного возраста о своей малой родине, о своей семье и о своих предках;
- недопонимание родителями значимости нравственно-патриотического и духовного воспитания не только в условиях ДОУ, но и в семье.
Гипотеза исследования
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если взаимодействие детей, родителей и воспитателей будет совместно.
Результаты исследования:
- Совместная работа воспитателей, музыкального руководителя, родителей и детей «Перспективное планирование познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год: с 1 сентября по 8 мая».
- Анкетирование
- Участие в конкурсах
Организация проекта
I этап
Цель: самосовершенствование по данной теме. Организация и проведение подготовительных работ для реализации мероприятий проекта.
Проводимая работа:
- Составление перспективного плана по реализации проекта;
- Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического и духовного воспитания детей;
- Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;
- Установление контакта не только с родителями, но и с близкими родственниками дошкольника;
- Установление контакта с детской библиотекой в городе по улице Текстильщиков, д. 21;
- Чтение народных сказок, пословиц и поговорок, заучивание их, употребление в режимных моментах. Чтение художественной литературы, стихов, разучивание песен, танцев на данную тему;
- Оформление тематического уголка, посвященного родному городу (карта области, государственный флаг, герб, гимн, познавательная литература о Вологодской области и г. Вологде, информация о наиболее значимой промышленности города)
- Прослушивание и разучивание на музыкальных занятиях текста Государственного гимна России;
- Подбор наглядного материала;
- Расширение и углубление знаний детей о своих предках;
- Оформление генеалогического древа совместно с родителями и старшими родственниками
В соответствии с гипотезой и проблемой исследования дети вместе с воспитателями и родителями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
- Разработать перспективный плана работы 2014-2015 на учебный год совместно с родителями и детьми;
- Изучить теоретические аспекты по данной теме;
- Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо»;
- Освоить разнообразные способы оформления древа;
- Изучить историю своей семьи;
Результаты исследования:
Оформление выставки «Генеалогическое
древо моей семьи»
Консультация для родителей «Традиции семьи»
Разработка анкет для родителей по
нравственно-патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
Оформление папки «Наши семейные традиции»
II этап. Организация исследования в рамках проекта: коллективный поиск нравственно-патриотического, духовного и художественно-творческого воспитания детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с семьей
Цель: организация и проведение мероприятий проекта.
Проводимая работа:
- Разработка сценариев праздников для детей и родителей, конспектов занятий по данной теме;
- Создание презентаций к тематическим занятиям и праздникам;
- Проведение мероприятий совместно с родителями;
- Участия в конкурсах, посвященных данной тематике;
- Организация и проведение заключительного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в ВОВ «Никто не забыт. Ничто не забыто».
III этап. Заключительный
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Презентация результатов исследовательской деятельности
- Осенний утренник в жанре фольклора «Осенний народный календарь». Руководитель: Купрешина Ольга Сергеевна, ведущая: Терентьева Ирина Юрьевна.
- Выделение в группе центра «Город, в котором я живу» (карта Вологодской области, книги, наборы с открытками и т.д.)
- Развлечение для детей и их родителей ко Дню матери «Тепло сердец для милых мам»
- Праздник Новый год
- Дегустация кулинарных изделий, изготовленных руками мамы (бабушки), с продолжением новогоднего утренника;
- Создание папки «Кулинарные изделия и рецепты наших мам»;
- Речевое развитие: тема «Новы год у ворот»;
- Развлечение «Прощание с елкой»;
- Месячник физкультурно-оздоровительной работы. Дни открытых дверей для родителей (с 17 по 25 февраля 2015)
- Открытое занятие для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Прогулка по родной Вологде»;
- Анкетирование для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные традиции»;
- Развлечение для детей и родителей «День защитника Отечества». Вручение подарков папам;
- Развлечение к дню 8 Марта;
- Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема: «Мудрое слово»;
- Рисование на тему: «Мои любимые папа и мама»;
- Открытое занятие для воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Добрые дела»;
- Выставка «Генеалогическое дерево семьи»;
- Участие в конкурсе «Усатый-полосатый»;
- Речевое занятие на тему «Боевые подвиги наших дедов, прадедов в ВОВ;
- Выставка книг к 70-летию Победы в ВОВ;
- Разучивание стихов и песен к празднику;
- Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Салют Победы»;
- Заключительное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Никто не забыт. Ничто не забыто»;
- Выставка рисунков к Дню Победы;
- Участие детей в концерте для ветеранов войны;
- Оформление поздравительных открыток для ветеранов;
- Участие детей в конкурсе рисунков, организованном библиотекой по адресу ул. Текстильщиков -21.