Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
В рамках внеурочной деятельности осуществляется образовательная деятельность, отличная от классно – урочной деятельности. Она направлена на достижение планируемых результатов основной образовательной программы.
В базисном учебном плане обозначены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезное, а также проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.
Основными принципами деятельности во время внеурочной деятельности являются:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип добровольности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Из опыта работы можно утверждать, что в рамках внеурочной деятельности, можно решать следующие задачи:
- создавать благоприятные условия для развития ребенка;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников;
- стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка;
- оптимизировать учебную нагрузку.
Ученик является активным участником учебного процесса, а учитель организует и направляет его деятельность. Учитель не только дает учащимся знания, но и обеспечивает формирование и развитие познавательных интересов и способностей, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Формировать и развивать интересы и способности во время внеурочной деятельности лучше всего через игры: лексические, грамматические, фонетические, деловые. Игра помогает сделать внеурочное занятие более интересным и увлекательным.
Драматизацию сказок на английском языке широко используем во внеурочной деятельности. Это эффективное средство повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает преодолеть речевой барьер ребенка. В начальных классах драматизируем такие сказки как: The wooden house” (Теремок); “Three little pigs” (Три поросенка); “The hare and the tortoise” (Заяц и черепаха). В школе ежегодно проводится декада английского языка, во время которой учащиеся играют свои сказочные роли перед младшими учениками.
Подготовка сказок – творческая работа, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей, а также углубляет знания. Учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Чтение и драматизация сказок также замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру.
Во время проведения внеурочной деятельности также выполняем творческие проекты вне рамок изученных тем. Примерами подобной деятельности школьников могут служить мини-проекты, например: “Животное моей мечты”, “Необычные фрукты”, “Путешествие в будущее”. В свои проекты учащиеся включают кроссворды, головоломки, ребусы на закрепление изученного лексико-грамматического материала. Также учащиеся готовят поздравительные открытки к праздникам.
Важным компонентом внеурочной деятельности по английскому языку является организация участия школьников в дистанционных олимпиадах и всероссийских конкурсах: “Познание и творчество”, “Интеллект-экспресс”. Это позволяет им испытать свою конкурентоспособность, оценить свой уровень знаний.
Внеурочная деятельность по английскому языку способствует:
- формированию основ коммуникативной компетенции;
- способствует достижению личностных результатов, как целеустремленность, самостоятельность;
- развивает навыки коллективного взаимодействия.
Благоприятный психологический климат во время проведения внеурочной деятельности создаёт условия для развития ситуации успеха и дальнейшего самосовершенствования.