Урок окружающего мира "Кто такие насекомые?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: формировать представление учащихся об отличительных особенностях строения насекомых.

Предметные результаты:

  • научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых;
  • получат возможность понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

УУД:

  • Регулятивные: будут учиться формулировать и удерживать учебную задачу.
  • Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта).
  • Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии (работа в малой группе) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Личностные результаты: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Оборудование: презентация, карточки для работы в группе, Окружающий мир: электронное приложение к учебнику “Окружающий мир” А.А. Плешакова (CD), учебник “Окружающий мир.1 класс” А.А. Плешаков, с.32-33, рабочая тетрадь к учебнику, перчаточные куклы, Вохринцева С.В. Методическое пособие с наглядным материалом. Окружающий мир. Насекомые.

Презентация.

Ход урока

1. Организационный момент, настройка на урок.

Прозвенел звонок и смолк – 
Начинается урок. 
Вы за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели. 
Пожелайте успехов глазами.
И вперед, за новыми знаниями! 

2. Мотивация. Беседа.

Посмотрите, к нам сегодня на урок снова пришел Муравей Вопросик. Слайд 1. Странно, почему он так взволнован? (Получил письмо.) А от кого же это письмо? Как узнать? ( Нужно прочесть адрес.) Но здесь не указаны ни адресат, тот, кому предназначается письмо, ни адресант – кто отправил это письмо. Вот почему наш Вопросик не может его прочесть, ведь воспитанный человек никогда не станет читать чужие письма. Может, все-таки откроем, а вдруг там что-то важное? (На листе бумаги загадка.)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ...
(Лето)

А какое сейчас время года, ребята? По каким признакам вы это определили? (Похолодало, чаще идут дожди, стали дни короче, многие птицы улетели в теплые края.) Почему же улетели некоторые птицы? ( Нечем питаться, насекомые пропали.) Встань те, кто любит лето. А вот великий русский поэт А.С. Пушкин лето не очень любил (портрет) и вот какие строки написал о нем в одном из стихотворений:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Так о чем же мы сегодня будем говорить, вернее, о ком?

3. Актуализация знаний.

Вот и Мудрая Черепаха к нам пришла. Слайд 2.

Какое странное слово она нам сегодня принесла, давайте вместе прочтем. А что оно означает? Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией. Русское слово насекомое, первоначально “(животное) насечённое, с насечками”, которые отделяют одну часть от другой. Слово “насекомое” впервые упоминается в памятниках русского языка в XVIII веке, в словарях появилось с 1731 года.

Насекомые - самые разнообразные и многочисленные обитатели нашей планеты. Размеры тела насекомых от 0,2 мм до 30 см и более. По состоянию на август 2013 года учёными описан 1 070 781 вид насекомых. Слайд 3.

Насекомые так важны для человека, что даже на гербах некоторых городов появились их изображения, сохранились египетские иероглифы с изображением пчел, а еще древние египтяне верили, что жук скарабей приносит удачу и богатство в дом. Но о народных приметах мы поговорим позже.

Мудрая Черепаха приготовила для вас загадки. Слайд 4.

1.

Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит, сядет и укусит (комар).

2.

На потолке я сижу,
По стене я хожу.
И жужжу возле уха -
“Любимая” ... (муха)

3.

От цветка на цветок
Я, жужжа, перелетаю
Выпиваю сладкий сок
Словно солнышко сияю,
Не - пчела, как карамель,-
Полосатый, толстый (шмель)!

4.

Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком (пчела)

5.

Над цветком порхает, пляшет.
Веером узорным машет (бабочка).

6.

Над прудом гибкая лоза,
На ней повисла ...
(стрекоза).

7.

Этот житель плетет
Серебристые сети.
Только иголку в его
Не отыщешь пожитках,
Есть у него лишь
Красивая белая нитка. (паук).

Физкультминкутка.

Спал жучок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.

4. Объяснение нового материала.

Ребята, посмотрите внимательно и ответьте на вопрос, сколько лапок у этих животных?

Пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Кузнечики совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки с их помощью плавают. Итак, у насекомых 6 ног, т.е. три пары.

А теперь давайте попробуем назвать части тела насекомых (голова, грудь, брюшко...)

В чём же особенность строения тела насекомых? (тело разделено)

Итак, тело насекомого состоит из 3 частей.

Внимательно посмотрите на голову насекомых, что расположено на ней? (Усики)

Носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

Посмотрите, у меня на столе губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых? (похожи на то, как питаются насекомые)

Челюсти кузнечика (рисунок), которыми он откусывает траву, действуют как кусачки.

Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.

Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка.

Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других животных? Что помогает их передвижению (крылья)?

Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка)

5. Закрепление изученного. Слайд 5.

Все ли из представленных животных являются насекомыми? Какие признаки насекомого отсутствуют у паука?

Муравей Вопросик тоже сомневается, что он является насекомым. Сайд 6.

Давайте ему поможем вместе с Мудрой Черепахой.

Работа с учебником.

Раскройте учебник на с.32, прочитайте задание под картинкой. Правильно, четвертое животное – насекомое.

(Хорошо читающий ученик зачитывает справку о насекомом, изображение на доске.) Крупное хищное насекомое с приспособленными для хватания пищи передними конечностями. Достигает 42—52 мм (самец) или 48—75 мм (самка) длины. Богомолы — насекомые с достаточно хорошим зрением, и они замечают любое волнение. Кроме того, богомолы единственные из всех насекомых могут заглянуть себе за спину. Днем они держатся на высоких травах или кустах растений, приподнявшись, словно на ходулях, на четырех задних ногах и высоко приподняв грудь с "молитвенно" сложенными ногами. А ночью они интенсивно охотятся на насекомых.

Какой знак вы видите на полях учебника (с.33)? Работаем в паре. Вспомните правила работы в паре.

6. Экологическая сказка. Вред или польза?

Собрались как-то на лесной опушке медведь, лягушка и птичка-мухоловка. Стали судить да рядить, какое насекомое самое важное. Медведь и говорит: “ Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек”. А лягушки и птичка-мухоловка отвечают: “ Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми”. Как вы думаете, ребята, что решили животные?

И люди спорят о вреде и пользе насекомых. Слайд 7.

Колорадский жук нападает на кусты картофеля и томатов, съедая листья. В результате не образуются плоды, и куст погибает.

Некоторые комары переносят такие заболевания, как: малярия, москитная лихорадка, а мухи и тараканы — возбудителей желудочно-кишечных заболеваний.

Пчёлы - основные опылители почти всех цветковых растений. Но велика также польза, приносимая пчелами в борьбе с различными вредными насекомыми в полях, фруктовых садах и т. д. Дело в том, что выбирая из цветов весь нектар, которым могли бы питаться и вредные насекомые, пчелы лишают последних возможности существования.

Лидером по истреблению вредных насекомых считаются рыжие муравьи. Когда они роют подземные ходы, то при этом рыхлят почву, обогащают органическими удобрениями, перемешивают землю и разносят семена, а красный краситель кармин получают из кошенили, маленькие личинки которой вы видите.

Значит, насекомых необходимо охранять, ведь в главном законе нашей страны, Конституции Российской Федерации, написано об этом. Посмотрите, вот и Мудрая Черепаха с Вопросиком помогают бабочке. А мы, люди, должны сохранять природу, беречь насекомых. Слайд 8.

Физкультминкутка.

Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко

Обратимся снова к учебнику. Посмотрите на Муравья Вопросика, он тоже решил позаботиться о насекомых. Давайте придумаем сказочную историю по этой картинке.

Теперь пора проверить ваши знания (выполнение заданий из электронного приложения к учебнику).

7. Странные вопросы. Слайд 9.

1. Где у кузнечика ухо? (Орган слуха у него находиться в голенях передней пары ног.)

2. Кто трижды родиться, прежде чем стать взрослым? (Бабочка: яичко, гусеница, из куколки – бабочка.)

3. Без какого насекомого не сможет двигаться танк? (Без гусеницы)

4. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Она гибнет)

А еще с насекомыми связаны народные приметы, по которым можно предугадать погоду.

Муравьи в августе увеличивают муравейники - жди ранней и холодной зимы. Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют, его открытым оставляют - к теплой зиме. Жуки летают вечером - к хорошей погоде.

8. Рефлексия

- Работая в паре, соберите мозаику (на каждой парте разрезные картинки из пособия С.В. Вохринцевой). Назовите, что у вас получилось.

Кто же такие насекомые? Перечислите их признаки.

9. Итог урока. Слайд 10.

Продолжите фразу.

  • Я сегодня узнал...
  • Мне было интересно...

Спасибо за урок! Вы сегодня молодцы!

Печатные пособия.

1. Плешаков А.А. Окружающий мир / А.А. Плешаков // Сборник рабочих программ “Школа России”. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

2. Э.Н. Золотухина, В.А. Попова, Л.Ф. Костюнина, А.В. Коровина. Планирование учебной деятельности. Рабочие программы. Окружающий мир. Волгоград, 2012.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.

5. Вохринцева С.В. Методическое пособие с наглядным материалом. Окружающий мир. Насекомые -1,2.Екатеринбург: Страна Фантазий, 2008.

Интернет-ресурсы.

  1. http://my-child.su/preschool/28-zagadki/137-z-summer
  2. http://hit-plus.ru/prim/nasekomiye.html
  3. http://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-dlya-klassa-kto-takie-nasekomie2.html
  4. https://urok.1sept.ru/articles/560386/
  5. http://infourok.ru/material.html?mid=6669
  6. http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/110616
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Насекомые
  8. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1735
  9. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-babochku.html