Советы классному руководителю при подготовке к родительскому собранию. Тема: "Жестокое обращене с детьми"

Разделы: Классное руководство


Маленький человек приходит в этот мир, еще не зная, что ожидает его здесь. До восемнадцати лет, по закону, он будет называться «ребенком», нуждающимся в повышенной социально-правовой защите. Будут ли соблюдаться здесь его права, предоставленные ребёнку международным и национальным законодательством? Какие люди встретятся ему и какую роль сыграют они в его судьбе? С кем ему придется общаться, пока он считается ребенком? На чью защиту он сможет рассчитывать в случае, если вокруг него окажутся люди, которые будут обращаться с ним грубо, цинично, жестоко? К кому уткнуться в колени и выплакать свою боль? А может быть, плакать уже поздно, поскольку сердце ожесточилось и осталось только желание мстить?

Что попадает под понятие «жесткое обращение с детьми».

Какая мера ответственности может быть?

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком?

Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы. Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие – действия (бездействие со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения. Психологическое (эмоциональное) насилие – это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Пренебрежение основными потребностями ребенка – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки жестокого обращения с детьми

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы: следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального  насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой  18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»; запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.); отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды. Пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»; систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Часто беседуя по данной проблеме с родителями, они искренне недоумевают: я же нечего такого не делаю, просто живу, как всегда и воспитываю своего ребенка, как могу и как умею. Но «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка, родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания. К тому же «мягкие» наказания, например,» шлепки. Особенно когда они входят в повседневно практику перестают корректировать поведение детей, что приводит к необходимости увеличивать силу физических воздействий.
В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто ребенок мишень. Его считают «особенным», отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д. он становится объектом агрессии членов семьи.

Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а считаются семейной традицией. Ребенок перенимает модели поведения взрослых и впоследствии таким же образом сам воспитывает своих детей. Дети, подвергшиеся жесткому обращению родителей, имеют особые черты: тяжелый характер, поведенческие трудности, физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии.

Последствия «обычных» физических наказаний (советы родителям).

  • довольно часто «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы.
  • физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка.
  • у взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде чем прибегать к насилию, стоит попытаться понять, с чем это связано.
  • когда ребенка наказывают физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию о том, что:
  • люди, которые вас больше всего любят – это те, которые вас бьют.
  • у вас есть право бить других членов семьи.
  • вы можете применять физическую силу по отношении к другим, когда другие методы не действуют.
  • многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к родителям.

Как предотвратить жестокое обращение с ребенком (советы для родителей):

– внимательно его выслушайте, дайте понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы и познакомьтесь с друзьями ребенка и их семьями;
– проверяйте всех взрослых окружающих ребенка: нянек, воспитателей, убедитесь в их профессионализме и квалификации;
– объясните ребенку разницу между допустимыми и недопустимыми видами прикосновений.
– во всех возрастах вниматель­но относитесь к желаниям, эмо­циям, поведению подростка.
– будьте готовы прояснять, уточнять, идти на переговоры. ("Давай обсудим, как организо­вать жизнь дома, чтобы были учтены и твои и мои интересы".)
– делитесь своими пережива­ниями, тем, что с вами происхо­дит в ответ на те или иные действия ребенка
– избегайте обобщающих стыдящих обращений. ("У тебя все­гда получается какая-то ерунда. Ты за что ни возьмёшься – всё только портишь")
– избегайте преувеличиваю­щих вину обращений ("У меня из-за твоих оценок случился сердечный приступ»)
– подбирайте для детей спортивные секции, летние лагеря, походы, в которых есть возможность конфликтовать и сотрудничать со сверстниками в прямом общении, а не виртуально – по телефону или Интернету.