Цели:
- совершенствовать работу родителей по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;
- скоординировать деятельность педагогического коллектива начальной школы и родителей;
- познакомиться с опытом семейного воспитания поведения на улицах и дорогах по правилам дорожного движения.
План занятия
1. Теоретическая часть «Пешеходом быть –
наука».
2. Педагогическая разминка «Правила и
безопасность дорожного движения».
3. Практическая часть «Взрослые и дети на улице».
4. Советы и памятка для родителей о правилах
поведения на улицах и дорогах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная беседа.
Наступил март. По-весеннему греет солнышко. На
улице так хорошо. Где-то ребятишки разбивают
тонкие льдинки на лужах, где-то пускают бумажные
кораблики…
Очень ответственное время – весна. Дети больше
бывают на улице, чаще пользуются транспортом. Не
лишне ещё раз напомнить младшим школьникам о
правилах поведения на улицах и дорогах, в
городском транспорте.
Мчатся по дорогам наших населённых пунктов
машины – грузовые, легковые. И с каждым годом их
становится всё больше и больше. Делается всё
возможное для того, чтобы дороги были
безопасными: постоянно обновляется их покрытие,
они оснащаются светофорами и знаками.
Однако статистика свидетельствует, что
количество случаев детского дорожного
травматизма неуклонно возрастает. Маленькие
дети играют на проезжей части, перебегают дорогу
в неположенных местах.
Незнание детьми элементарных правил дорожного
движения, равнодушное отношение к их поведению
со стороны взрослых, недостаточная
воспитательная работа педагогов – вот что
является причинами дорожно-транспортных
происшествий.
В младшем школьном возрасте, когда у ребёнка
формируются основы правильного образа жизни и
культуры поведения, он должен получить
элементарные сведения о правилах дорожного
движения и безопасного поведения на улице.
Значительная роль в этом отводится учителям
начальных классов: они знакомят ребят с
азбукой дорожного движения.
Для того, чтобы не было у нас происшествий, чтобы
дети не попали в беду, надо научить их слушать и
видеть, как «разговаривает» улица, в чём
состоит её «азбука», как надо вести на улице, как
уберечь свою жизнь среди потока машин.
2. Педагогическая разминка «Правила и безопасность дорожного движения».
Родители делятся на 3 команды по цветам светофора. Каждая команда отвечает на один вопрос из трёх предложенных.
1)
– Как называются эти знаки?
– Чёрный знак в красном кругу.
– Чёрный знак в красном треугольнике.
– Четырёхугольные синие знаки.
2)
– Как правильно ходить по тротуару?
– Как правильно идти по улице, если нет тротуара?
– С какого возраста разрешается езда на
велосипеде на улицах посёлка?
3. Практическая часть. Анкета для родителей «Взрослые и дети на улице»
–Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания и индивидуально подойти к каждому ребёнку.
*Много ли знаков дорожного движения знает Ваш
ребёнок?
– Много.
– Некоторые из них.
– Не знает вообще.
* Хорошо ли он знает дорогу домой и в школу?
– Хорошо.
– Не очень хорошо.
– Плохо.
*Вы идёте с ребёнком по улице. При этом:
– Всегда соблюдаете правила безопасного
поведения.
– Иногда нарушаете правила безопасного
поведения.
– Ходите так, как Вам кажется удобным.
*Умеет ли ребёнок правильно переходить улицу?
– Ребёнок знает и соблюдает правила перехода
улицы.
– Ребёнок не всегда правильно переходит улицу.
– Не умеет.
*Знает ли ребёнок сигналы светофора?
– Ребёнок знает сигналы светофора.
– Ребёнок иногда путает сигналы светофора.
– Ребёнок не знает сигналов светофора.
*Обращаете ли Вы внимание ребёнка на
неправильное поведение других людей на улице?
– Делаю это постоянно.
– Делаю это иногда.
– Не обращаю.
*Как ребёнок ведёт себя в городском
транспорте и на остановках?
– Ребёнок ведёт себя правильно и спокойно.
– Ребёнок ведёт себя неспокойно на остановке:
бегает и суетится, в салоне транспорта иногда
ведёт себя неправильно.
– Ребёнка опасно брать в поездку.
*Часто ли вы уделяете время на ознакомление
ребёнка с безопасного поведения на улице?
– Да, я часто объясняю ребёнку правила
безопасного поведения.
– Я иногда уделяю внимание этому вопросу.
– Очень редко.
*Считаете ли Вы успешной работу школы и классного
руководителя по ознакомлению детей с
правилами безопасного поведения?
– Да считаю.
– Знания и умения, приобретённые ребёнком в
начальной школе, недостаточны.
4. Советы родителям
У Вас на руках ребёнок.
Будьте осторожны: он закрывает Вам обзор улицы.
Вы везёте ребёнка на санках.
Будьте осторожны: санки могут опрокинуться, а ребёнок – попасть на проезжую часть.
Вы везёте ребёнка в машине.
Ребёнка следует посадить сзади на специальное кресло – сидение, предназначенное для перевозки детей.
Вы стоите с ребёнком на остановке в ожидании автобуса
Не приближайтесь к автобусу до полной его остановки: ребёнок может оступиться и попасть под колёса.
Вы входите с ребёнком в автобус.
Первым в салон входит ребёнок, затем взрослый, так как оставлять детей без присмотра нельзя даже на секунду.
Вы выходите из автобуса.
Первым выходит взрослый, затем ребёнок, так как он может оступиться и упасть со ступенек либо выбежать на дорогу.
Вы переходите с ребёнком проезжую часть, где нет светофора.
Переходите улицу по специальной разметке для пешеходов. Крепко держите ребёнка за руку.
Вы обходите с ребёнком стоящую машину.
Лучше отойти от неё подальше, так как машина закрывает обзор и ребёнок думает, что опасность ему не угрожает.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ 1. Необходимо не только учить детей
соблюдать правила движения, но и с самого раннего
возраста учить их наблюдать и ориентироваться.
Необходимо учитывать, что основной способ
формирования навыков поведения — наблюдение,
подражание взрослым и прежде всего родителям. 2. Находясь с ребенком на проезжей части дороги, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить ребенка там, где надо только наблюдать и соблюдать безопасность. 3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать его при попытке вырваться — это типичная причина несчастных случаев. 4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. 5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машины и мотоцикла издалека. Научите его всматриваться вдаль, быстро замечать транспорт. 6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять: какая машина идет прямо, а какая готовится к повороту. 7.Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу. 8. Запомните сами и передайте детям знание основных причин дорожно-транспортных происшествий. Вот они:
|
Комплексный подход к воспитанию дисциплинированного пешехода осуществится только в единстве семьи, детского сада и школы. Только он может дать ощутимый результат. И вы, родители, должны проникнуться важностью задачи обучения детей правилам поведения их на улице и дороге.
Литература
1. Козорезова Т.Г. «Пешеходом быть –
наука». Краснодар «Советская Кубань» 1997 год
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4 2008 год
3. Курамшинина О.Н., Железкина А.М. «Школа
оптимизма: внеклассные мероприятия, классные
часы» Москва «ВАКО» 2008 год
4. Извекова Н.А. «Букварь юного пешехода» №4
1980 год