Тематическое занятие с родителями по правилам безопасного поведения детей на дороге "Внимание! Ребенок и улица"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями


Цели:

  • совершенствовать работу родителей по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;
  • скоординировать деятельность педагогического коллектива начальной школы  и родителей;
  • познакомиться с опытом семейного воспитания поведения на улицах и дорогах  по  правилам дорожного движения.

План занятия

1. Теоретическая часть «Пешеходом быть –  наука».
2. Педагогическая разминка «Правила и безопасность дорожного движения».
3. Практическая часть «Взрослые и дети на улице».
4. Советы и памятка для родителей о  правилах поведения на улицах и дорогах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная беседа.

Наступил март. По-весеннему греет солнышко. На улице так хорошо. Где-то ребятишки разбивают тонкие льдинки на лужах, где-то пускают бумажные кораблики…
Очень ответственное время – весна. Дети больше бывают на улице, чаще пользуются транспортом. Не лишне ещё раз напомнить  младшим школьникам о правилах поведения на улицах и дорогах, в городском транспорте.
Мчатся по дорогам наших населённых пунктов машины – грузовые, легковые. И с каждым годом их становится всё больше и больше. Делается всё возможное для того, чтобы дороги были безопасными: постоянно обновляется их покрытие, они оснащаются светофорами и знаками.
Однако статистика свидетельствует, что количество случаев детского дорожного травматизма неуклонно возрастает. Маленькие дети играют на проезжей части, перебегают дорогу в неположенных  местах.
Незнание детьми элементарных правил дорожного движения, равнодушное отношение к их поведению со стороны взрослых, недостаточная воспитательная работа педагогов – вот что  является причинами дорожно-транспортных происшествий.
В младшем школьном возрасте, когда у ребёнка формируются основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах дорожного движения  и безопасного поведения на улице.
Значительная роль в этом отводится  учителям начальных классов: они знакомят ребят с азбукой  дорожного движения.
Для того, чтобы не было у нас происшествий, чтобы дети не попали в беду, надо научить их слушать и видеть, как «разговаривает»  улица, в чём состоит её «азбука», как надо вести на улице, как уберечь свою жизнь  среди потока машин.  

2. Педагогическая разминка «Правила и безопасность  дорожного движения».

Родители делятся на 3 команды по цветам светофора. Каждая команда отвечает на один вопрос из трёх предложенных.

1)
– Как называются эти знаки?
– Чёрный знак в красном кругу.
– Чёрный знак в красном треугольнике.
– Четырёхугольные синие знаки.

2)
– Как правильно ходить по тротуару?
– Как правильно идти по улице, если нет тротуара?
– С какого возраста разрешается езда на велосипеде на улицах посёлка?

3. Практическая часть. Анкета для родителей «Взрослые и дети на улице»

–Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться  с опытом семейного воспитания и индивидуально подойти к каждому ребёнку.

*Много ли знаков дорожного движения знает Ваш ребёнок?
– Много.
– Некоторые из них.
– Не знает вообще.
* Хорошо ли он знает дорогу домой и в школу?
– Хорошо.
– Не очень хорошо.
– Плохо.
*Вы идёте с ребёнком по улице. При этом:
– Всегда соблюдаете  правила безопасного поведения.
– Иногда нарушаете правила безопасного поведения.
– Ходите так, как Вам кажется удобным.
*Умеет ли ребёнок правильно переходить улицу?
– Ребёнок знает и соблюдает правила перехода улицы.
– Ребёнок не всегда правильно переходит улицу.
– Не умеет.
*Знает ли ребёнок сигналы светофора?
–  Ребёнок знает сигналы светофора.
– Ребёнок иногда путает сигналы светофора.
– Ребёнок не знает сигналов светофора.
*Обращаете ли Вы внимание ребёнка на неправильное поведение других людей на улице?
– Делаю это постоянно.
– Делаю это иногда.
– Не обращаю.
*Как  ребёнок ведёт себя  в городском транспорте и на остановках?
– Ребёнок ведёт себя правильно и спокойно.
– Ребёнок ведёт себя неспокойно на остановке: бегает и суетится, в салоне транспорта иногда ведёт себя неправильно.
– Ребёнка опасно брать в поездку.
*Часто ли вы уделяете время на ознакомление ребёнка с безопасного поведения на улице?
– Да, я часто объясняю  ребёнку правила безопасного поведения.
– Я иногда уделяю внимание этому вопросу.
– Очень редко.
*Считаете ли Вы успешной работу школы и классного руководителя  по ознакомлению детей  с правилами  безопасного поведения?
– Да считаю.
– Знания и умения, приобретённые ребёнком в начальной школе, недостаточны.

4. Советы родителям

У Вас на руках ребёнок.

Будьте осторожны: он закрывает Вам  обзор улицы.

Вы везёте ребёнка на санках.

Будьте осторожны: санки могут опрокинуться, а ребёнок – попасть на проезжую часть.

Вы везёте ребёнка в машине.

Ребёнка следует посадить сзади на специальное кресло – сидение, предназначенное для перевозки детей.

Вы стоите с ребёнком на остановке в ожидании автобуса

Не приближайтесь к автобусу до полной его остановки: ребёнок может оступиться и попасть под колёса.

Вы входите с ребёнком в автобус.

Первым в салон входит ребёнок, затем взрослый, так как оставлять детей без присмотра нельзя даже на секунду.

Вы выходите из автобуса.

Первым выходит взрослый, затем ребёнок, так как он может оступиться и упасть со ступенек либо выбежать на дорогу.

Вы переходите с ребёнком проезжую часть, где нет светофора.

Переходите улицу по специальной разметке для пешеходов. Крепко держите ребёнка за руку.

Вы обходите с ребёнком стоящую машину.

Лучше отойти от неё подальше, так как машина закрывает обзор и ребёнок думает, что опасность ему не угрожает.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ

1. Необходимо не только учить детей соблюдать правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Необходимо учитывать, что основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым и прежде всего родителям.
Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на улице.

2. Находясь с ребенком на проезжей части дороги, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить ребенка там, где надо только наблюдать и соблюдать безопасность.

3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать его при попытке вырваться — это типичная причина несчастных случаев.

4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машины и мотоцикла издалека. Научите его всматриваться вдаль, быстро замечать транспорт.

6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять: какая машина идет прямо, а какая готовится к повороту.

7.Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

8. Запомните сами и передайте детям знание основных причин дорожно-транспортных происшествий. Вот они:

а) Переход перед близко идущим транспортом.
б) Переход улицы в неустановленном месте (это очень опасно и всегда ведет к беде).
в) Хождение по проезжей части улицы и дороги.
г) Игра на мостовой
д) Неправильный обход транспортных средств.

Комплексный подход к воспитанию дисциплинированного пешехода осуществится только в единстве семьи, детского сада и школы. Только он может дать ощутимый результат. И вы, родители, должны проникнуться важностью задачи обучения детей правилам поведения их на улице и дороге.

Литература

1. Козорезова Т.Г. «Пешеходом  быть – наука». Краснодар «Советская Кубань» 1997 год
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4 2008 год
3. Курамшинина О.Н., Железкина А.М. «Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы» Москва «ВАКО» 2008 год
4. Извекова Н.А. «Букварь юного пешехода» №4 1980 год