Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– совершенствование грамматических категорий,
работа над словообразованием;
– совершенствование навыка звукового анализа и
синтеза.
Коррекционно-развивающие:
– развитие связной речи;
– развитие логического мышления;
– развитие психических процессов: внимания,
мышления, творческого воображения;
– развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
– формирование нравственно-эстетических
ценностей, уважение к матери;
– развитие навыков межличностного общения;
– активизация родительского участия в жизни
детского сада.
Оборудование: «письма» со слогами, изделия прикладного искусства (гжель, хохлома, жостовская роспись, дымковская игрушка), контурное изображение барыни с приклеенной фотографией лица мамы, кисти, акварель.
Предварительная работа: разучивание с детьми пословиц и поговорок о матери, разучивание стихотворения Е. Трутневой «Что Родиной моей зовется?», разучивание русской народной песни «Калинушка».
Ход:
– Чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня говорить, нужно разгадать ребус:
Рис. 1
– Какое слово зашифровано? (Мама)
– С давних времен на Руси почитались родители. О
любви и уважении к отцу и матери народ придумал
много пословиц и поговорок.
– Какие поговорки о маме вы знаете?
- Отца с матерью почитать – горя не знать.
- Любящая мать – душа семьи и украшение жизни.
- Птица радуется весне, а младенец матери.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Без матери и отца изба не красна.
- Добрая мать добру и учит.
- Родная земля — матушка, чужая — мачеха.
– Во многих пословицах и поговорках говорится, что земля родная как матушка. Послушайте, какое стихотворение выучила Соня.
Евгения Трутнева
«Что Родиной моей зовется?»
Сидели в деревнях парни и девушки на завалинках, рассказывали сказки, небылицы, а чтобы узнать новости из других деревень, как вы думаете, что они делали? Телефонов не было, компьютеров тем более. Была почта, но не простая, а голубиная. Привязывали маленькую записочку к лапке голубя и выпускали. Посмотрите, к вам прилетели почтовые голуби с письмами. Записочка маленькая, слово целиком не поместилось. В письме первый слог слова, которым мы можем назвать маму. Прочитайте и подбирайте слова.
Игра «Мама, какая?»
(до…добрая, дорогая; кра…красивая, ве…веселая, вежливая, пре…прекрасная, лю…любимая, любящая, ста…старательная, вни…внимательная, за…заботливая, замечательная и др.)
– Молодцы. Замечательные, добрые слова вы
сказали мамам.
– А теперь мамы, расскажут нам, как ласково они
называют своих деток дома.
Мамы будут называть ласковые слова по очереди, а
ребята внимательно следить, чтобы слова не
повторялись. Какая мама последняя скажет слово,
та и победит.
– Как много ласковых слов сказали мамы, очень
приятно слышать такие слова.
– У каждой мамы есть имя, давайте вспомним, как
зовут маму. Назовем короткое имя и полное.
Игра «Как зовут мою маму?»
Ира – Ирина, Оля – Ольга….
После посиделок на завалинке, парни и девушки
водили хороводы и пели песни. Вставайте в
хоровод.
Русская народная песня «Калинушка».
В деревнях не только беседы беседовали и водили хороводы, но и занимались народным творчеством. Много разных видов прикладного искусства существует.
Керамика Гжели, изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот рисунок определяет стиль «Гжель».
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово. Роспись производится по чёрному фону. Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Хохлома – нижегородская декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи.
Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии. Еще очень много, разных видов творчества мы не назвали.
– Что бы узнать какой мы будем готовить мамам сюрприз, необходимо разгадать ребус:
Рис. 2
– Барыня.
– Молодцы, отгадали. Садитесь за столы, мы будем
раскрашивать маму – барыню.
Давайте узнаем, где, чья барыня.
Вспомните, какие узоры бывают на платье
дымковской игрушке (круги, волнистые линии,
полоски). Цвета яркие, насыщенные. Приступайте к
выполнению задания.
Дети выполняют роспись барыни-мамы и дарят мамам готовые работы.