Урок изобразительного искусства "Изображение пространства. Правила линейной перспективы". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Цели и задачи: расширить и систематизировать знания учащихся о перспективе в изобразительном искусстве, познакомить с историей возникновения и развития  понятия перспектива, научить изображать пространство, используя правила линейной перспективы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Приложение 1. (на экране Слайд 1 – заставка презентации).

II. Беседа по теме урока

Сегодня мы продолжаем изучение пейзажа, как жанра. По какому принципу произведения искусства можно разделить на жанры? (в зависимости от того, что изображает художник).
На прошлом уроке  мы  сформулировали определение пейзаж.
Итак, пейзаж – это ...(изображение природы).
Что интересного из истории возникновения и развития жанра пейзажа вам запомнилось?

Сегодня предмет нашего разговора – перспектива. Приходилось ли вам раньше слышать это слово? Приведите примеры предложений со словом перспектива. Что означает слово перспектива в изобразительном искусстве? (ответы учеников).
Давайте обратимся к страницам учебника. На с.142 размещены иллюстрации, перемещающие нас в эпоху Древнего Египта. Прочитайте небольшой текст возле иллюстраций. Скажите, как изображали пространство мастера Древнего Египта? (никогда не показывалась иллюзия отдалённости, изображение было плоским, не вырывалось из плоскости стены, размер изображаемых фигур людей зависел от их социального статуса, фигура человека изображалась по канону – строгому правилу, принятому образцу).
Прочтите текст на с.143, рассмотрите иллюстрации. Что можно сказать об особенностях изображения в Древней Греции и в Древнем Риме? (человек изображался более правдоподобно, в движении, между фигурами появились пространственные связи, а пейзаж в более поздних римских росписях лишь украшал изображение, не был единым, легко переходил в узор).
Посмотрите на иллюстрацию, размещённую на с.144. В Средние века искусство стало преимущественно религиозным. Пространство иконы имеет свои законы. Оно приближается к молящемуся  человеку. За счёт чего так получается? (особенности обратной  перспективы).

Обратимся к слайдам презентации. Приложение 1

Давайте сформулируем понятие перспектива в изобразительном искусстве. Перспектива – это... (изображение пространства).( Слайд 2, А.М.Герасимов «Большак», 1912г.).
Слайд 3.В эпоху Возрождение в европейском искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Посмотрите на картину итальянского художника Паоло Учелло «Охота в лесу», написанную в 1460 году. Как художник выстраивает картину, как строит пространство? (Художник намечает линию горизонта. Отмечает на ней точку схода, проводит к ней линии от переднего края листа. Персонажей картины располагает вдоль этих линий, постепенно уменьшая их размер) Слайд 4.
Перед нами примеры пейзажей с одной точкой схода на линии горизонта
(Слайды 5-8 представляют нам фотографии с изображением перспективы;
 Слайды 9-11 показывают  нам произведения великого пейзажиста России Исаака Ильича Левитана). Учащиеся  под руководством учителя кратко комментируют увиденное).

Рассмотрим пример пейзажа с двумя точками схода (Слайды 12-13. В. Ван Гог «Сад с цветами», 1888 г ). Учащиеся  под руководством учителя кратко комментируют увиденное).

Работа парах:

Попробуйте  сформулировать правила линейной перспективы.
(Правила линейной перспективы:
– предметы по мере удаления становятся меньше;
– линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода.
(Слайд 14) слушаем выступления учащихся, которые аргументируют свою точку зрения.

Итак, представим, что пред нами лежит чистый лист бумаги. С чего мы начнём выполнять линейный рисунок пейзажа с одной точкой схода, применяя изученные нами правила линейной перспективы? Каковы ваши предложения? (Слайды 15 – 24).

Учащиеся предлагают:

  1. Проведём линию горизонта (желательно не на середине листа, чуть выше или ниже середины).
  2. Отметим на ней точку схода.
  3. Справа и слева  от края листа  проведём линии схода так, чтобы они встретились в точке схода на линии горизонта.
  4. Пусть слева на нашем рисунке с края от дороги будет располагаться полоска деревьев, справа – столбы линии электропередачи. Наметим первое дерево, первый столб.
  5. От их макушки проведём линии в точку схода, так мы определим высоту всех следующих деревьев и столбов.
  6. Теперь будем вписывать в получившийся размер столбы и деревья (надо предупредить учащихся, что нажим на карандаш должен постепенно ослабевать, это правила воздушной перспективы, подробное изучение которой состоится на следующем уроке).
  7. Добавляем в композицию  другие детали: облака, дорожки по бокам, травинки, ветви, провода, фактуру дороги, а может это река?
  8. Примеры подобных композиций на следующих слайдах (Слайды 25-26).

III. Практическая работа учащихся

Задание – создать линейную композицию, учитывая правила линейной композиции. Учащиеся работают индивидуально карандашом, предварительно выбрав горизонтальное или вертикальное положение листа.

IV. Итоговая часть урока

Импровизированная выставка. Закрепление изученного в ходе обсуждения работ.

Домашнее задание:

  1. Завершить линейный рисунок, начатый на уроке (можно поработать в тоне штриховкой, постепенно ослабляя силу нажатия на карандаш).
  2. Продолжить сбор материала для проекта «Мой любимый художник – пейзажист»
  3. Внимательно рассмотреть репродукцию картины П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» на с.145 в учебнике, ответить на вопросы на с.145, по желанию найти информацию о создании этого шедевра.

При подготовке урока были использованы  следующие Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (о перспективе)
  2. http://www.mir-kadrov.ru/?p=42 (о линейной перспективе)
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Уччелло Паоло
  4. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=20426 (Российский общеобразовательный портал).