Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: закрепление двигательных, слуховых, речевых навыков.
Методы: словесный, игровой, наглядный.
Оборудование: бубен; зеленый и красный кружки; игрушка медведь; лексический и дидактический материал представлен в ходе занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Учитель-логопед: Какое сейчас время года? Почему вы так думаете?
2. Логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Лужи». Весной в плохую погоду идут дожди? (Да). После дождя на дороге остаются что? (Лужи). Поиграем в игру «Лужи».
Стихотворение | Движения под стихотворение |
Шлеп-шлеп-шлеп – иду по лужам. Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. Кап-кап-кап – мне зонтик нужен. Оп-оп-оп – вода по спинке. Буль-буль-буль – упала шапка. Ой-ой-ой, кругом вода. Да-да-да, себя как жалко. Одевайтесь в дождь всегда! |
Дети ритмично постукивают ладонями по
ногам. Ритмично притопывают ногами. Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз. Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям. Выполняют ритмичную пружинку. Ритмично кружатся. Ритмично кивают головой. |
3. Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.
Учитель-логопед: Предлагаю вам пойти в весенний лес и погулять в весеннем лесу. Гуляли, гуляли в лесу и заблудились. Когда заблудишься в лесу как нужно откликаться? (По имени, кликать АУ).
Учитель-логопед предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
4. Учитель-логопед: Кричали мы громко и нас услышали медведи. Учитель-логопед предлагает вспомнить сказку «Три медведя», а затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Используются одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?», «Кто спал в моей постели?», «Кто же был в нашем доме?» и т.д. Затем учитель-логопед предлагает детям самим произнести одну из фраз за медведя. Медведицу или медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
5. Различение близких по звуковому составу слов.
Учитель-логопед: Я буду называть разные слова, а вы, услышав правильное произношение слова поднимите зеленый кружок, неправильное произношение слова – красный.
Слова: весна, медведь.
6. Игра: «Тихо – громко»
Учитель-логопед: Пришли медведи домой и увидели нас. Страшно? Надо скорее убегать домой.
Дети становятся в круг друг за другом и идут по кругу. Учитель-логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.
7. Итог занятия
Учитель-логопед: Молодцы ребята, быстро убежали от медведей. Вот мы и снова в деском саду. Где мы гуляли? Кого встретили в весеннем лесу? Каким голосом говорил Мишутка? Каким голосом говорила Настасья Петровна? Каким голосом говорил Михайло Иванович? Как мы убегали от медведей?