Интерактивные формы обучения географии в формировании познавательных универсальных учебных действий

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (237 кБ)


Интерактивные методы обучения реализуются во взаимодействии педагога и учащихся. К наиболее популярным методам относятся: ролевые и деловые игры, учебные дискуссии, проекты, мозговой штурм, кейс-метод, решение и составление различных занимательных задач, проблемные ситуации и другие.

Кейс-метод.

Это проблемно-поисковый анализ, позволяющий учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему.

Загрязнение океана.

Уже в течении нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом — как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3 млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после стирки воды с синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений увеличится на 40 миллионов кубометров.

Вопросы к кейсу.

  1. Сформулируйте проблему.
  2. Подумайте и назовите причины загрязнения океанов.
  3. Человек – друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас уже есть.
  4. Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана.
  5. Что можешь сделать ты?
  6. Вывод.

Проблемные ситуации.

Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

Пример.

У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.

Растения и животные выполняют двойную роль в жизни человека. Но если биологические ресурсы приносят кроме пользы еще и вред, то стоит ли их охранять.

Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?

Занимательные задачи.

Занимательные задачи непосредственно вызывают интерес и познавательную активность у учащихся. В некоторых задачах заложена проблема, чтоб решить другие задачи необходимо установить межпредметные связи. Решение этих задач активизирует мыслительную деятельность.

Пример.

Шла Великая Отечественная война. Однажды ранним утром во второй половине сентября 1942 г. мальчик Миша, посланный на разведку в тыл врага, обнаружил в роще у деревни скопления ремонтируемых фашистских танков. “Как объяснить потом командиру, где находятся танки, чтобы он направил сюда авиацию?” В это время на мальчика упала длинная тень от колокольни деревенской церкви – вставало, поднимаясь над рощей, солнце. Как раз по другую сторону церкви находились танки. “Название деревни я знаю,- обрадовался Миша, - осталось узнать немногое”. Вечером того же дня наши самолеты нанесли точный удар по вражеским танкам. Что сделал юный разведчик, чтобы определить местонахождение танков?

Герой Советского Союза А.В.Беляков, готовясь к полету через Северный полюс в Америку, сказал, что “во время полета мы будем придерживаться более удобного для нас счета времени по Гринвичскому меридиану. Но когда мы сядем в Америке и переставим свои часы на местное поясное время, то окажется, что при полете с Северного полюса были одни сутки продолжительностью в ...35 часов”

Из Ленинграда и из пункта на северном берегу озера Эдуард, расположенного в Африке, немного западнее озера Виктория, одновременно вылетели два самолета. Оба пункта отправления находятся на 300 восточной долготы. Самолёты летели с одинаковой скоростью вдоль параллелей на восток. Первый приземлился в Магадане, второй, отклонившись перед посадкой несколько к югу,- на берегу Маклая в Новой Гвинее (оба пункта расположены приблизительно на 1500 восточной долготы). Какой самолёт прилетит к месту назначения быстрее? Во сколько раз? Почему?

Мозговой штурм.

Во время мозгового штурма происходит цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву (озарению).

Правила участия в “мозговом штурме”:

  1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
  2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
  3. Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки – это мешает формулировать новые идеи.
  4. Приветствуются все дополнения и уточнения.
  5. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки высказывания.

Синквейн.

Синквейн – это японское пятистишие, требующие синтеза и анализа информации.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название синквейна, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-й строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-й строчке, обычно существительное.

Пример:

Миклухо-Маклай.

Человеколюбивый, справедливый.

Наблюдал, измерял, анализировал.

Доказал равенство рас.

Верно!

Литература.

  1. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии.- М.: Дрофа, 2006.
  2. Гавриченков А.Н., Кузина Е.Н. Методика внедрения в практическую педагогическую деятельность теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. – Союз журналистов России, Калуга, 2001.
  3. Горбатова О.Н. География. 6-11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2011.