Оценка результатов межпредметных достижений в процессе обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (72 МБ)


1. Особенности оценки метапредметных результатов.

В рамках нового образовательного стандарта содержание языкового образования ориентировано на компетентностно-деятельностный подход, который предполагает создание условий для овладения комплексом образовательных компетенций:

метапредметных, общепредметных и предметных. Перед учителем стал вопрос: что “дать ученику, а что вырастить?” Понятно, что надо дать ему образовательную среду, озвучить проблему, вооружить способами действия и пустить в самостоятельное плавание. И здесь возникло сомнение, ведь мои ученики могут и не выплыть самостоятельно. Обучение в нашей школе носит коррекционно-развивающий характер, оно для детей с заболеванием опорно-двигательной системы, для детей-инвалидов с последствиями перенесённого ими заболевания (ДЦП).

Когда приходят сомнения, следует провести анкетирование. Лично мне анкета помогает не только изучить обстановку, готовность учащихся, но и погружает их в проблему. Ответы на вопросы анкеты отражают уровень владения общеучебными способами деятельности. Ответами на вопросы были: “Да-Нет”

Вопросы анкеты:

1. Ты любишь читать тексты на английском языке?

2. Ты часто обращаешься к словарю, чтобы понять текст?

3. Ты легко находишь ответы на вопросы в тексте?

4. Ты умеешь создать “ свой” текст с опорой на ключевые слова?

5. Ты умеешь находить нужную информацию на английском языке, пользуясь интернет-ресурсами?

6. Ты любишь участвовать в разработке краткосрочных проектов?

Вопросы анкеты были помещены в тетради учеников и мы возвращаемся к анкете достаточно часто, чтобы мотивировать их стремление овладеть универсальными способами деятельности. Дети ждут, что их достижения будут отмечены учителем. Об этом не следует забывать, ведь с компьютером учитель может сегодня создавать замечательные дипломы, грамоты, благодарственные письма и даже фильмы, рассказывающие о достижениях своих учеников.

Нам нравится устраивать церемонии награждения. И пусть всё будет как на вручении “Оскара”: красная дорожка, фанфары, дипломы и подарки!

Считаю, что эта работа позволит решить ещё одну задачу: формировать познавательную и личностную рефлексию у школьников. Пусть они наполняют свои портфолио интересными работами, дипломами, благодарственными письмами от учителя и красивыми фотографиями на память, которые я делаю и дарю им.

2. Какой он, современный урок?

Сегодня много пишут и говорят о том, каким должен быть современный урок.

Мне показалась близкой такая мысль: “не составлять план урока, а сценировать его”. Должна сказать, что мысль эта не нова. В далёкие 70-е, тогда ещё начинающая свою педагогическую деятельность, я слушала речь директора школы №1 города Челябинска Владимира Караковского на августовском педсовете.

Вот тогда он и сказал, что учитель на уроке - это актёр, сценарист и режиссёр, всё в одном лице. И это правильно, ведь мы готовим сценарий урока, распределяем роли, учитывая интересы и возможности наших учеников, помогаем им готовить свои роли. А роли у наших учеников на уроке самые разнообразные. К примеру, в 7-х классах мы закончили тему: “Достопримечательности Лондона”.

На протяжении 8 уроков в каких только ролях ребята не побывали! Они ездили в лондонских “double- deckers”,посещали достопримечательности, узнавали, как лучше добраться туда, гуляли по знаменитому Гайд Парку и даже держали “конкурсную речь” в “Speaker’s Corner”.

А по возвращению в родной Челябинск они сделали постеры для туристов: “WELCOME TO CHELYABINSK”. Так была реализована социокультурная компетенция. Надо отметить, что все свои творческие работы мои ученики выполняют на компьютере. Главная причина в том, что у детей нарушена моторики, им трудно писать, есть среди них совсем не пишущие ребята.

Но дети освоили компьютер и он помогает им выразить себя. Каждое утро я жду ребят, которые приходят за “feedback”. Им нужна моя помощь или совет. Так мы вместе готовим сценарий нашего урока, пытаемся сотрудничать.

Хочу представить работу, ставшую “the prize-winning entry”, лучшей работой.

WELCOME TO CHELYABINSK!

By Sasha Avsukevich, 7-a Form.

Chelyabinsk is a big city in the Southern Urals, situated to the south-east of Moscow.

You can get from Moscow to Chelyabinsk by train or by plane. It takes only 2 hours to fly to Chelyabinsk. There are a lot of lakes, mountains and forests around the city.

In summer you can stay at the lake, enjoy swimming, fishing, boating. In winter you can go to the mountains to ski. Chelyabinsk is a beautiful and green city.

There is much to see and to do here. You can go to the Ice Palace to watch hockey, visit a theatre or a museum, walk in the park. There are many interesting places in our city. Come and stay!

The Opera House

The Ice Palace

3. Учим учиться в общении, в сотрудничестве.

Подростковый возраст – это переход к взрослости, когда задача школы “научить ученика учиться” трансформируется в новую задачу “учить ученика учиться в общении”. Для этого он должен владеть речевыми средствами общения для установления отношений как со сверстниками, так и с взрослыми людьми.

Надеюсь, что наше сотрудничество в процессе подготовки к уроку научит ребят поддерживать отношения с другим человеком на основе норм уважения, равноправия, ответственности. Вспоминается такой приятный для меня пример.

С чемпионата Европы по лёгкой атлетике вернулась наша ученица Сапожникова Аня. Для неё и для её подруг по команде чемпионат стал победным, они заняли первое место и стали членами нашей паралимпийской сборной команды, которая примет участие в паралимпиаде в Бразилии в 2016 году!

Я пригласила Аню на урок и предупредила, что вопросы ей будут задавать на английском языке. Аня согласилась и обещала принести видео с чемпионата.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Ну а ребята в классе получили задание приготовить вопросы для интервью.

Пришлось повторить временные формы глагола и построение вопросов.

Надо сказать, я постоянно прибегаю к диалогической речи для повторения и закрепления грамматики, используя “Grammar in Communication”.

Все справились с заданием неплохо, вопросы ребят и Анины ответы звучали на английском языке, с экрана до нас доносилась английская речь и мы видели победное выступление наших девочек. На память о встрече осталась фотография и заметка в школьную газету, написанная Гайнельяновой Наташей.

Создание благоприятной образовательной среды для школьников предполагает наличие личностно-ориентированного характера обучения, которое проявляется в отборе содержания, отвечающего их интересам и психофизиологическому уровню, в осознании ими причастности к обсуждаемым событиям, в понимании ими собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения.

Использование разных форм взаимодействия школьников (парные, групповые) способствует подготовке их к условиям реального общения.

Начиная с 5-го класса, я приучаю ребят к ролевым играм по изучаемым темам.

С целью коррекции моторики ребята шьют мягкие игрушки на уроках труда.

Когда я увидела этих собачек и кошечек, сшитых неумелыми детскими руками, я была тронута до глубины души, захотелось принести их в класс и отогреть.

Так открылась ещё одна страница нашего с ними сотрудничества. Дети дали не только имена нашим “зверькам”,они придумали им биографии, которые звучали в ходе ролевых игр (Role play). Так неожиданно оказалось, что кот по имени Том не имеет дома, “he is homeless”, пришлось поселить его в нашем кабинете и взять над ним опеку. А потом мы вместе праздновали его день рождения.

SPORT STAR PROFILE.

NAME: Sapozhnikova Anna.

TITLES: The National Paralympic team member.

Master of sport.

SPORTS: Running, long jumping.

EVENTS: The World and European championships.

March 12, 2015.

AWARDS: Gold medals in running and women’s relay.

Our Interview.

By N.Gainelianova, 9-a form.

- N. Anna, how did you begin your sport career?

- A. As a member of our regional team I took part in the competitions in Moscow and won 3 gold medals: in the 100 and 400- meter races and in the long jump.

I was 14 at that time and felt proud of my victory. Later I realized that every success requires hard work.

- N. The European Championship in Swansea was also successful for our team.

What are you planning to do now?

- A. I hope to take part in the Paralympic Games in 2016. It is my greatest dream!

- N. Anna, you have to visit different countries, meet different people.

Does your English help you in communication?

- A. Sure. I have a lot of friends among British, German and French athletes.

When we get together we speak only English.

- N. So, you think the best way of learning English is practicing it?

- A. Yes, I think so. In Swansea I managed to practice my English a lot.

Besides, during the long flights my English textbook is always with me.

- N. Anna, we are looking forward to seeing you at the Paralympic Games and wish you every success!

- A. Thank you, we need it. And try to do your best in English!

4. Работа с текстом в процессе формирования метапредметных связей.

На своих уроках английского языка учителя применяют различные способы работы с текстами: проверяют основное и полное понимание текста, просят выделить главные факты, установить их логическую последовательность, оценить полученную информацию, выражая своё мнение. Я учу ребят осознанно строить речевое высказывание по тексту и составлять свои письменные тексты по аналогии, используя ключевые фразы. Навыки анализа и синтеза при работе с текстами формируют метапредметные связи.

Я предъявляю особые требования к тексту, ведь он должен заинтересовать, разбудить фантазию, заставить ученика захотеть поделиться своими мыслями.

Не все тексты УМК, по которым мы работаем, отвечают этим требованиям.

Значит, приходится искать тексты в других пособиях, собирать и множить их.

Но если результат радует, то затраченных усилий не жаль! Вот что у нас получилось в результате работы с текстом. В начале работы я дала им вопросы:

- Вы хорошо знаете историю своей семьи?

- О ком бы вы хотели рассказать? Почему?

- Какие средства вы используете, собирая материал:

а. рассказы родственников;

в. старые фотографии;

с. интернет-ресурсы.

Я приведу в качестве примера лишь некоторые выдержки из работ учеников:

А.

Unfortunately, most of us know very little about our ancestors. I knew almost nothing even about my great-grandmother. Her name was Agafia and she was born in 1915 in the family of raskulachennykh in the village of Nikolaevka. When the Great Patriotic war began, she was 26. Her husband went to the front and she stayed on the collective- farm with 3 children and her paralyzed mother. Together with the women of her village she had to work on the tractor. In 1944 she learned that her husband had been killed in the battle for Minsk. When I started my research I felt how much I could learn just looking through old photos and listening to my grandmother!

Kseniya Sergeeva,10-a form.

B.

I was curious to learn about the history of my family and decided to do some research.

I’d like to write about Ivan Elizarovich Skripchenko, my great-grandfather. He was born in Dnepropetrovsk in 1918. During the Great Patriotic war he defended Moscow and then liberated Soviet Republics from fascists, he was awarded for his heroic deeds many times.

After the war he returned to Chelyabinsk, got married and gave birth to my grandmother.

Today my great-grandfather is 96, he lives with my grandmother.

I think we should talk more about our ancestors, it takes you back in time.

Anna Bunina,10-a form.

C.

My family research included old newspapers, boxes and even drawers. I wanted to write about Eugene Morozov, my grandfather. He was working at the Moscow factory when it was evacuated in the autumn of 1941 to Zlatoust, Chelyabinsk region. In Zlatoust they made clocks for our military aviation. My grandfather was a merry man, he liked singing, telling jokes at our family gatherings. But when we asked him about the Great Patriotic war, his face got serious and sad.

N.Fedulova, 10-a.

5. Газета на уроке английского языка.

Не боюсь показаться старомодной, если скажу, что мы забыли о газете на уроке.

Ведь когда-то “Moscow News” была почти настольной газетой наших учеников.

А сегодня некоторые мои ученики даже не подозревают, что газеты существуют.

В этом я убедилась, когда дала задание изучить, какие газеты читают в семье.

Результат меня огорчил, но сдаваться я не собиралась, а пошла и купила газеты, которые нашла в соседнем киоске. Каждый ученик получил газету и должен был научиться рассказывать о ней с опорой на ключевые слова. Для чего всё это?

Думаю, для повышения их культурного уровня, развития их личностных качеств.

Как правило, при прохождении темы “Средства массовой информации” учителя задают такой вопрос для обсуждения в классе: “Репортёр - профессия опасная?”

Ученики приводят примеры, подтверждая это. А у меня возникает вопрос, для кого они рискуют своим здоровьем и жизнью? Вот такая наша работа - обучая языку, воспитывать и развивать наших учеников.

А теперь вернёмся к тому, с чего я начала. Я дала задание провести опрос, изучить читательские интересы людей, “doing a survey on people’s reading habits” К заданию были предложены вопросы. Предлагаю посмотреть, что получилось в итоге.

Newspapers in Chelyabinsk.

By Kirill Borisov, 8-a form.

Nowadays reading newspapers is getting less popular, teenagers read news on the Internet. There are all kinds of newspapers in Chelyabinsk: quality papers and tabloids, national and local papers. Quality papers are more popular because people prefer reading well- written and informative articles about national and international events. “Vecherniy Chelyabinsk”and “Chelyabinskiy Rabochiy”are the best-selling local papers. They have articles about important events, radio and TV programs. I think some people like scandal and gossip papers, that’s why they read tabloids. In my family we don’t read such papers. I think we have to take everything they write with a pinch of salt. It’s not really news!

In my family we read “Komsomolskaya Pravda” and “Arguments and Facts” “Metro” is a popular free sheet in our city, it contains advertisements.

Besides, there is the newspaper “Chelyabinsk Today” for the English -speaking students of our city. At the English lessons we read and speak about the latest events that have taken place in Chelyabinsk.

6. Проектная деятельность, как способ оценки метапредметных достижений.

В процессе работы учащихся над проектом я могу оценить уровень усвоения ими знаний по предмету, готовность к переносу и интеграции полученных знаний, к сотрудничеству и коммуникации, способность к использованию ИКТ в целях обучения, готовность к самоорганизации и саморегуляции.

Защита учащимися итогового проекта является важной процедурой оценки метапредметных достижений. Эта процедура уже освоена учителями.

Я расскажу о защите проекта межпредметного характера (английский, история и археология) под общим названием “Messages From The Past” Группа ребят решила рассказать о цивилизациях, исчезнувших в результате изменений климатических условий на планете. Понятно, что работы были продолжением темы “Защита окружающей среды” и вызвали интерес, так как ребята использовали компьютерную презентацию в процессе защиты, был также использован материал об Аркаиме, древнем поселении, найденном в Челябинской области. В состав комиссии входил учитель истории и археолог, занимающийся изучением поселения Аркаим. Формой защиты проектов явилась конференция, на которую были приглашены классы, где было предварительно проведено анкетирование по теме. Защищая свой проект, ребята отвечали на многочисленные вопросы комиссии и присутствующих в зале учеников. Защита проходила на английском языке, а вопросы звучали на английском и на русском языках. Оба языка использовались и при чтении итогов анкетирования, проведённого с целью изучения знаний учащихся об окружающей среде (Environmental Awareness).

7. Внеклассная работа по предмету.

Внеклассная работа по предмету способствует достижению как предметных, так и метапредметных результатов. Выбранное мной направление внеклассной работы “Мост в англоязычную культуру” помогает учащимся получить социокультурные знания и умения:

- узнать национально-культурные особенности в странах изучаемого языка;

- представлять особенности образа жизни, быта, учиться сравнивать со своей страной, с её национально- культурными особенностями, находить сходство и различия в традициях;

- знакомство с образцами поэзии, фольклора (поговорки, пословицы).

- знакомство с выдающимися людьми этих стран, с их вкладом в мировую культуру.

Имя Эдварда Лира, короля загадочной страны Нонсенса, сегодня не все знают. Нашим ученикам это имя знакомо, они веселятся, читая его лимерики.

Ребятам нравится делать рисунки к лимерикам, и это понятно, ведь Эдвард Лир был художником и даже давал уроки рисования королеве Виктории. А ребята постарше попытались инсценировать отрывок из “Nonsense Songs”

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Несколько интересных встреч в нашей творческой гостиной было посвящено музыке композитора Д.Л. Вебера. Мьюзикл “Кошки” мы посмотрели на видео и тоже приготовили отдельные сценки. С одной из них мы выступили на районном фестивале.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Наши ребята очень любят выступать на сцене. Я думаю, что это помогает им не только самоутвердиться, но и способствует развитию самооценки. Особых неудобств мои ученики не испытывают, поэтому мои предложения что-либо приготовить и выступить на конкурсе всегда находят поддержку у ребят.

Мы ежегодно принимаем участие в городских фестивалях и получаем дипломы.

Так в декабре мы участвовали в городском фестивале “Зимний Сад” и показали сценку “Король Джон” по мотивам сказки А.Милна.