Понятие о наречии как части речи. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


УМК:   Образовательная система «Школа 2100»

Технологии: проблемный диалог (это образовательная технология), ИКТ, здоровьесберегающие.

Форма проведения: урок-исследование

Формы организации работы на уроке:   фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник Р.Н. Бунеева «Русский язык» ч.2, карточки.

Цель урока: формирование нового понятия – «наречие», выявление отличительных признаков наречия, развитие умений отличать наречия от слов других частей речи.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить части речи; их признаки;
    • закрепить умение выделять однокоренные слова;
    • вывести алгоритм нахождения наречия среди других частей речи;
    • выявить отличительные признаки наречия;
    • графически обозначать зависимость наречия от глагола;
    • составление алгоритма самооценки.
  • Развивающие:
    • способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования, коммуникативной компетенции (групповая работа);
    • активизация познавательной деятельности учащихся путём использования информационных технологий;
    • развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные:
    • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством;
    • совершенствовать свою устную, письменную речь;
    • воспитывать культуру поведения при различных формах организации работы на уроке.

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

  • знать части речи и их признаки;
  • уметь выделять наречие среди слов других частей речи;
  • графически обозначать зависимость наречия от глагола.

Личностные:

  • уметь проводить самооценку своих достижений.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:
    • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
    • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
    • контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
  • Коммуникативные УУД:
    • уметь высказывать свои мысли в устной форме;
    • слушать и понимать речь одноклассников и учителя;
    • договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
  • Познавательные УУД:
    • уметь отличать новую информацию от уже известной;
    • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

План урока:

I. Организационный момент – 1-2 мин.
II. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.
III.Актуализация опорных знаний. – 8 мин.
IV.Подготовка к введению темы. Постановка целей и задач урока. – 1 мин.
V.Реализация поставленных целей и задач урока – 20 мин.
VI. Динамическая пауза – 1 мин.
VII. Самостоятельная работа – 8 мин.
VIII. Итог урока – 1 мин.
IX. Рефлексия – 1-2 мин.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
I. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Методы: cловесное и стихотворное  приветствие учителя.

Организация рабочего места.

Долгожданный дан звонок, 
Начинается урок!

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Но сначала мне хотелось бы узнать  с каким настроением  вы пришли сегодня в класс?
На столах у вас находятся  карточки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящее для вас  и покажите мне.
–Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение. Давайте улыбнёмся друг другу.
– Проверьте порядок на рабочем столе.

Приветствуют учителя.
Садятся за парты.
Проверяют свои рабочие места.
Личностные: формирование положительной мотивации к обучению.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

II.Мотивация к учебной деятельности

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задачи: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Методы: словесные

– Сегодня у нас необычный урок. Это урок-исследование, где нас ждут открытия новых знаний.
Что значит исследование?
– Представьте, что мы – исследователи слов русского языка.
– Давайте, прочитаем значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.
(1. Подвергнуть научному изучению.
2. Осмотреть для выяснения изучения чего-нибудь)
Высказывают своё мнение.                                Слушают учителя, друг друга.                            Высказывают предположения, аргументируют свой ответ.

Работают по словарю.

Логические: анализ,  сравнение, синтез.

Коммуникативные: развитие речи, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее.

III. Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить однокоренные слова, что их объединяет.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению ранее изученного материала.
Задачи: формировать умение полно и точно отвечать.
Методы: словесные, практические, ,частично-поисковые

– Откроем тетради. Запишем число, классная работа.

– Вспомните, во втором классе мы били в стране необыкновенных деревьев. На них, вместо фруктов, растут слова. А какие слова вырастут на словесном дереве, зависит от главной части слова. Давайте, как садовники, вырастим сами словесные деревья.
– У некоторых ребят на парте лежит карточка со словом. Прочитайте их и попробуйте объединиться в группы однокоренных слов.
(Выстраиваются по группам у доски)
– Докажите, что у вас в руках действительно карточки с однокоренными словами.
1 группа: веселье, веселый, весело, веселиться;
2 группа: близкий, близко, приближаться;
3 группа: вверх, верхний, верхушка, сверху.
(Близки по смыслу, имеют одинаковый корень)
– А теперь, я предлагаю вам перегруппироваться по частям речи.

Отвечают на вопросы учителя. Выстраиваются по группам у доски. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:
Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве, в соответствие с принятой ролью.

IV. Подготовка к введению темы урока. Постановка целей и задач урока

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся: узнать тему урока, сформулировать цели и задачи.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать проблемную ситуацию, в ходе решения которой дети узнают тему урока, поставят перед собой цели и задачи.
Методы: проблемная ситуация, словесные.

На доске карточки: глагол, существительное, прилагательное и белая, пустая карточка.

веселиться              веселье                 веселый               весело
приближаться        близость               близкий               близко
          –                     верхушка              верхний               вверху,                                                                                             сверху
дружить                 друг, дружба        дружный              дружно

– Договоритесь, кто из вашей группы расскажет все про вашу часть речи.

(Имя существительное – это самостоятельная часть речи.
Имена существительные – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто или что? Например: человек, животное, листопад, природа, счастье, мысль.
Имена сущ. бывают одушивленные и неодушевленные. Например: стол, пчела.
Имена сущ. бывают или мужского,  или женского, или среднего рода. Например: врач, нос, малина, Маша, море, бревно.
Им. сущ. изменяются по числам: ед.ч. и мн.ч .Например: день –дни.
Есть им. сущ., которые имеют множественное или только единственное число. Например: ножницы – мн.ч., молоко – ед.ч.
На конце имен сущ. ж.р. пишется «Ь». Например: мышь, ночь.)
(Повторяем  части речи)

– Как вы думаете, почему эти ребята не могут определить часть речи и не относят своё слово ни к одной из известных частей речи?
– Какие вопросы возникают у вас?
– Сравните свои формулировки с авторскими. (стр. 196. Проблемные вопросы уроков в конце учебника. К какой части речи относятся слова: весело, близко, вверх, сверху, дружно?
Какие признаки у слов этой части речи?)

– Чему должен каждый научиться к концу урока?                                         (Выделять, находить эти слова, узнать на какие вопросы отвечают, изменяются ли они?)
– На все ли вопросы урока мы уже можем ответить?

Рассказывают о частях речи по алгоритму. дополняют, исправляют, контролируют устный ответ одноклассника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

 

Формулируют тему урока.  Ставят перед собой задачи.

Предметные: вспоминают ранее изученный материал.

Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные:
самостоятельное выделение темы урока, формулировка целей и задач.

V. Реализация поставленных целей и задач урока

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: умение выделять наречие в тексте и ставить к ним вопросы, составлять словосочетания.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу в парах для решения поставленных задач.

Методы: словесные,  объяснительно-иллюстративные, практическая работа в парах,  наблюдение, работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Динамическая пауза

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся: снятие зрительного напряжения.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: сохранить здоровье учащихся.

– Продолжим наше исследование.
Упражнение 385. Работа в парах.
– Обратите внимание на выделенные слова. Прочитайте их. Как они называются?
– Попробуйте поставить к ним вопросы.
– От слов какой части речи вы задавали вопросы?
– Запишем эти словосочетания в тетрадь. Графически обозначим зависимость наречия от глагола. Образец:  шумит (как?) весело.

Попробуйте изменить выделенные слова – наречия, по родам, числам, образовать ещё какие-то формы?
– Получилось?
Какой вывод можете сделать? (Наречие связанно с глаголами и отвечает на определенные вопросы. Не изменяется.

Упр. 386. Работа в парах.

Чтобы уточнить вопросы, заполним устно таблицу примерами.

Глаголы Вопросы Наречия
увидел где? вверху, …
встретил когда? сегодня, …
шёл куда? вперёд, …
пришёл откуда? издалека, …
сделать почему? поневоле, …
говорить зачем? нарочно, …
слушать как? молча, …

– Прочитайте вопросы сверху вниз. Удобно ли их запомнить в таком порядке?
– Перед последним вопросом поставьте «и».
(Где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?)

– Обобщите все, что вы узнали о наречиях.        
– Кому трудно смотрите на ключевые слова.

– Сравните свой вывод с авторским. (Учебник. стр. 135)
– Выделите в определении 3 части.
– Что главное в каждой части? Сравниваем с ключевыми словами.
Упр.385 устно с вопросами по цепочке. Привести свои примеры.

 

Гимнастика для глаз.

 

Выделяют наречия, ставят вопросы, выписывают словосочетания в тетрадь.                              

 

 

 

 

 

 

 Выполняют практическую работу в парах.
Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

Делают вывод по ключевым словам.

 

 

 

 

 

 

Следят за движением предмета на экране.

Коммуникативные:
сотрудничество, формирование умения умение слушать и понимать друг друга.

Регулятивные:
формировать осознание того, что уже усвоено, саморегуляция;

Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

 

 

 

 

 

Личностные: стремятся к ЗОЖ

II.Самостоятельная работа

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся: проверить умения находить из ряда слов наречия, задавать к ним вопросы.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать самостоятельную работу с целью проверки по понятию «наречие»
Методы: самостоятельная работа.

– А сейчас каждый сможет проверить свои умения. Упр.388 (1-2 строчка – 1 вариант, 3-4 строчка – 2 вариант)
Найти сочетания слов: глагол + наречие,  составить  и написать свои примеры.
– Работаем по вариантам.

Самопроверка. Взаимопроверка.

Я  проверю ваши работы и выставлю отметки.

 

Выполняют задание на карточках самостоятельно. Показывают графическую зависимость от глагола, составляют свои примеры.

 

Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности.

Регулятивные:
волевая саморегуляция.

VIII.Подведение итогов урока – Наш урок подошел к концу.  Мы хорошо потрудились.
Подумайте, как бы вы продолжили предложение: “Сегодня на уроке я…”?
Высказывают своё мнение. Личностные: самоопределение;
проявление инициативы в познавательной деятельности.
Коммуникативные: сотрудничество;
Регулятивные: Саморегуляция.
Познавательные: умеют строить осознанное речевое высказывание в устной форме.
IX. Рефлексия – С каким настроением вы пришли к концу урока, просигнальте!
– Оцени свою работу. (Отмечают в тетради)

Красный – получилось всё отлично.
Жёлтый – получилось всё хорошо.
Зелёный – только часть заданий выполнена так, как хотелось.
Синий –  не получилось так, как хотелось.

Оценивают свою деятельность на уроке. Регулятивные: оценивают свои знания и умения.

Познавательные: находят причины затруднения.

Коммуникативные: вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого.

X. Домашнее задание Выпишите из учебника «Литературное чтение» 2-3 предложения, в которых есть наречия. Обозначьте части речи.
– Спасибо за урок! Молодцы!