УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Технологии: проблемный диалог (это образовательная технология), ИКТ, здоровьесберегающие.
Форма проведения: урок-исследование
Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник Р.Н. Бунеева «Русский язык» ч.2, карточки.
Цель урока: формирование нового понятия – «наречие», выявление отличительных признаков наречия, развитие умений отличать наречия от слов других частей речи.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить части речи; их признаки;
- закрепить умение выделять однокоренные слова;
- вывести алгоритм нахождения наречия среди других частей речи;
- выявить отличительные признаки наречия;
- графически обозначать зависимость наречия от глагола;
- составление алгоритма самооценки.
- Развивающие:
- способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования, коммуникативной компетенции (групповая работа);
- активизация познавательной деятельности учащихся путём использования информационных технологий;
- развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством;
- совершенствовать свою устную, письменную речь;
- воспитывать культуру поведения при различных формах организации работы на уроке.
Планируемые результаты формирования УУД:
Предметные:
- знать части речи и их признаки;
- уметь выделять наречие среди слов других частей речи;
- графически обозначать зависимость наречия от глагола.
Личностные:
- уметь проводить самооценку своих достижений.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
- Коммуникативные УУД:
- уметь высказывать свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь одноклассников и учителя;
- договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД:
- уметь отличать новую информацию от уже известной;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
План урока:
I. Организационный момент – 1-2 мин.
II. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.
III.Актуализация опорных знаний. – 8 мин.
IV.Подготовка к введению темы. Постановка целей и
задач урока. – 1 мин.
V.Реализация поставленных целей и задач урока – 20
мин.
VI. Динамическая пауза – 1 мин.
VII. Самостоятельная работа – 8 мин.
VIII. Итог урока – 1 мин.
IX. Рефлексия – 1-2 мин.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий | ||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент Цель,
которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться
к продуктивной работе на уроке. |
Организация рабочего места. Долгожданный
дан звонок, – Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую
вас на уроке русского языка. Но сначала мне
хотелось бы узнать с каким настроением вы
пришли сегодня в класс? |
Приветствуют учителя. Садятся за парты. Проверяют свои рабочие места. |
Личностные: формирование
положительной мотивации к обучению. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
||||||||||||||||||||||||
II.Мотивация к учебной деятельности Цель, которая должна быть достигнута учащимися: возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность. Задачи: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Методы: словесные |
– Сегодня у нас необычный урок. Это
урок-исследование, где нас ждут открытия новых
знаний. – Что значит исследование? – Представьте, что мы – исследователи слов русского языка. – Давайте, прочитаем значение этого слова в словаре С.И. Ожегова. (1. Подвергнуть научному изучению. 2. Осмотреть для выяснения изучения чего-нибудь) |
Высказывают своё мнение.
Слушают
учителя, друг
друга.
Высказывают предположения, аргументируют
свой ответ. Работают по словарю. |
Логические: анализ,
сравнение, синтез. Коммуникативные: развитие речи, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее. |
||||||||||||||||||||||||
III. Актуализация опорных знаний Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить однокоренные слова, что их объединяет. Цель, которую учитель хочет достичь на
данном этапе: организовать работу по
повторению ранее изученного материала. |
– Откроем тетради. Запишем число,
классная работа. – Вспомните, во втором классе
мы били в стране необыкновенных деревьев. На них,
вместо фруктов, растут слова. А какие слова
вырастут на словесном дереве, зависит от главной
части слова. Давайте, как садовники, вырастим
сами словесные деревья. |
Отвечают на вопросы учителя. Выстраиваются по группам у доски. | Познавательные: уметь
ориентироваться в своей системе знаний,
осуществлять синтез как составление целого из
частей. Коммуникативные: Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве, в соответствие с принятой ролью. |
||||||||||||||||||||||||
IV. Подготовка к введению темы урока.
Постановка целей и задач урока Цель,
которая должна быть достигнута уч-ся: узнать
тему урока, сформулировать цели и задачи. |
На доске карточки: глагол,
существительное, прилагательное и белая, пустая
карточка. веселиться
веселье
веселый
весело – Договоритесь, кто из вашей группы расскажет все про вашу часть речи. (Имя существительное – это самостоятельная
часть речи. – Как вы думаете, почему эти ребята не могут
определить часть речи и не относят своё слово ни
к одной из известных частей речи? – Чему должен каждый научиться к концу
урока?
(Выделять, находить эти слова, узнать на какие
вопросы отвечают, изменяются ли они?) |
Рассказывают о частях речи по
алгоритму. дополняют, исправляют, контролируют
устный ответ одноклассника.
Высказывают предположения.
Формулируют тему урока. Ставят перед собой задачи. |
Предметные: вспоминают ранее
изученный материал. Регулятивные: Познавательные: |
||||||||||||||||||||||||
V. Реализация поставленных
целей и задач урока Цель, которая должна быть достигнута учащимися: умение выделять наречие в тексте и ставить к ним вопросы, составлять словосочетания. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу в парах для решения поставленных задач. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные, практическая работа в парах, наблюдение, работа с учебником.
VI. Динамическая пауза Цель, которая должна быть достигнута уч-ся: снятие
зрительного напряжения. |
– Продолжим наше исследование. Упражнение 385. Работа в парах. – Обратите внимание на выделенные слова. Прочитайте их. Как они называются? – Попробуйте поставить к ним вопросы. – От слов какой части речи вы задавали вопросы? – Запишем эти словосочетания в тетрадь. Графически обозначим зависимость наречия от глагола. Образец: шумит (как?) весело. Попробуйте
изменить выделенные слова – наречия, по родам,
числам, образовать ещё какие-то формы? Упр. 386. Работа в парах. Чтобы уточнить вопросы, заполним устно таблицу примерами.
– Прочитайте вопросы сверху вниз.
Удобно ли их запомнить в таком порядке? – Обобщите все, что вы узнали о
наречиях. – Сравните свой вывод с авторским. (Учебник.
стр. 135)
Гимнастика для глаз. |
Выделяют наречия, ставят вопросы, выписывают словосочетания в тетрадь.
Выполняют практическую работу в парах.
Делают вывод по ключевым словам.
Следят за движением предмета на экране. |
Коммуникативные: сотрудничество, формирование умения умение слушать и понимать друг друга. Регулятивные: Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности.
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
Личностные: стремятся к ЗОЖ |
||||||||||||||||||||||||
II.Самостоятельная работа Цель,
которая должна быть достигнута уч-ся:
проверить умения находить из ряда слов наречия,
задавать к ним вопросы. |
– А сейчас каждый сможет
проверить свои умения. Упр.388 (1-2 строчка – 1
вариант, 3-4 строчка – 2 вариант) Найти сочетания слов: глагол + наречие, составить и написать свои примеры. – Работаем по вариантам. Самопроверка. Взаимопроверка. – Я проверю ваши работы и выставлю отметки. |
Выполняют задание на карточках самостоятельно. Показывают графическую зависимость от глагола, составляют свои примеры. |
Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности. Регулятивные: |
||||||||||||||||||||||||
VIII.Подведение итогов урока | – Наш урок подошел к концу. Мы
хорошо потрудились. – Подумайте, как бы вы продолжили предложение: “Сегодня на уроке я…”? |
Высказывают своё мнение. | Личностные:
самоопределение; проявление инициативы в познавательной деятельности. Коммуникативные: сотрудничество; Регулятивные: Саморегуляция. Познавательные: умеют строить осознанное речевое высказывание в устной форме. |
||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия | – С каким настроением вы пришли к
концу урока, просигнальте! – Оцени свою работу. (Отмечают в тетради) Красный
– получилось всё отлично. |
Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные: оценивают
свои знания и умения. Познавательные: находят причины затруднения. Коммуникативные: вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого. |
||||||||||||||||||||||||
X. Домашнее задание | Выпишите из учебника
«Литературное чтение» 2-3 предложения, в которых
есть наречия. Обозначьте части речи. – Спасибо за урок! Молодцы! |