Информационно-правовая игра – турнир знатоков права «Мы – граждане великой России»

Разделы: Внеклассная работа


Форма мероприятия: заседание клуба.

Методический аспект: применение игровых элементов в рамках технологии коллективных творческих дел.

Содержательной аспект: понимание сущности конституционных прав и обязанностей человека и гражданина России. На примере деятельности клуба молодых и будущих избирателей “Наш выбор” раскрыть возможности и направления реализации прав молодежи в современном обществе.

Воспитательный аспект: формирование правовой культуры, активной жизненной и гражданской позиции обучающейся молодежи.

Цели:

  • Создать условия для осознания обучающимися общественных ценностей, с которыми связаны права человека: ответственность, равенство, безопасность, справедливость, миролюбие.
  • Способствовать формированию умения реализации своих прав в повседневной жизни.
  • Содействовать развитию коммуникативных умений, аргументировано отстаивать свою позицию, признавая право других на собственное мнение, творческой самостоятельности.

Оснащение: Презентации: “Мы - граждане Великой России”, “ Наш выбор”, видеоклип “Вперед, Россия!” О.Газманов.

Участники: Члены клуба молодых и будущих избирателей “Наш выбор, обучающиеся техникума.

Ход мероприятия

Видеоклип “Вперед, Россия!”

Ведущий 1. Добрый день, друзья! Интеллектуалы, творцы, активисты, патриоты – мы приветствуем вас, обучающиеся техникума общественного питания! Мы рады встречи с вами! И мы начинаем открытое заседание клуба молодых и будущих избирателей “Наш выбор”.

Ведущий 2. Итак, слово председателю клуба. Небольшая историческая справка: Кто мы?

Председатель клуба: Добрый день! Я хочу познакомить вас с особенностями участия нас, Молодежи, в общественной жизни не только нашего техникума, но и жизни нашего города и региона на примере деятельности клуба молодых и будущих избирателей “Наш выбор.

Итак, небольшая историческая справка: 20 сентября 2015 года клубу исполнилось 8 лет. Клуб был создан в целях организации правового обучения и повышения правовой культуры молодежи, активизации деятельности обучающихся по активной гражданской позиции.

Да, мы активная, талантливая, инициативная и деятельная часть молодежи техникума.

Небольшая информационная справка:

  • Руководителем клуба является Болотина Светлана Николаевна.
  • Постоянных членов клуба -35 человек - это обучающиеся техникума разных специальностей в возрасте от 16 до 21 года и три преподавателя общественных дисциплин- Трунова Ольга Александровна, Мусатова Галина Васильевна. Когда проводим расширенные заседания, то на них присутствует, как правило, до 300 человек.
  • Деятельность клуба “Наш выбор” осуществляется по следующим направлениям: (презентация “Наш выбор”)

- Изучение законодательной базы избирательного права и процедуры избирательного процесса в РФ через такие формы как: лекции с элементами дискуссии (Слайд 2).; защита рефератов; слайд-шоу о выборах; встречи с представителями Избирательной комиссии города Белгорода (Слайд 3), депутатами Совета депутатов г. Белгорода (Слайд 4), органов региональной власти (Слайд 4); проведение анкетирования и социологических опросов (Слайд 6).

- Второе направление деятельности клуба – это практическое применение знаний и способов действий системе реализации избирательного права гражданами РФ - стало хорошей традицией проводить открытые заседания клуба “Наш выбор” в форме правовых игр, с приглашением всех обучающихся техникума, посвященных: Всемирному Дню защиты прав человека (Слайд 7,8), Дню Конституции РФ (Слайд 9, 10), Всероссийскому дню молодого избирателя (Слайд 11,12), Выборам (Слайд 13, 14, 15).

Члены клуба “Наш выбор” активные участники городских и областных мероприятий - участие команды “Имею право” клуба молодого избирателя “Наш выбор” в городской викторине “Решающий голос”, брейн- ринге “Выбор за нами”, в выборах Молодежного совета города Белгорода, в конкурсе творческих презентаций “Я - Россиянин, Я – Гражданин своей страны!”, на лучшее сочинение на темы “Молодежь и выборы”, “Молодежь выбирает”, лучший рисунок “Мы будущие избиратели”, “Выбор за нами”.

В дни проведения голосования, члены нашего клуба оказывали помощь, избирателям старшего поколения, встречая и сопровождая их к помещению, где проходило голосование, организовывали им чаепитие (Слайд 16).

И это не просто перечень направлений, это конкретные дела, которые имеют положительные результаты. Значимость и актуальность работы клуба определяется наши достижениями:

Так, в городском конкурсе на лучшие клубы молодых и будущих избирателей в городе Белгороде в номинации “Лучший клуб молодых избирателей” (Слайд 17):

  • В 2009 году Клуб “Наш выбор” занял 2 место, в 2010г. - 1 место в городском и 2 место – в областном конкурсе на лучшие клубы молодых и будущих избирателей среди учреждений среднего профессионального образования
  • В 2012г. и 2014 году –1 место в городском и 1 место в областном конкурсе на лучшие клубы избирателей, клубы молодых и будущих избирателей в Белгородской области
  • 2013 год - 2 место в городской викторине “Решающий голос” по теме “Избирательное право в РФ” в номинации  среди клубов молодых избирателей   учебных заведениях среднего профессионального образования (Слайд 18).
  • В 2014г.- Гордеев Павел занял 2 место в городском конкурсе на лучшее сочинение на тему: “Молодежь и выборы” в номинации “Учащиеся профессиональных образовательных организаций”, Киреченко Маргарита заняла. - 2 место - в городском конкурсе на лучший рисунок на тему: “Мы будущие избиратели” в номинации “Учащиеся профессиональных образовательных организаций” (Слайд 19).
  • 2015г.- 2 место - Горбатенко Дарья в городском конкурсе на лучшее сочинение на тему: “Молодежь и выборы” в номинации “Учащиеся профессиональных образовательных организаций”, Андросов Александр занял .- 2 место в городском конкурсе на лучший рисунок на тему: “Мы будущие избиратели” (Слайд 20). В 2014г.- команда “Имею право”, клуба молодых и будущих избирателей “Наш выбор” заняла 3 место в городской интеллектуальной игре “Брейн-ринг” по теме “Выбор за нами!”, 2015г.- 2 место.

Как видите, представители нашего клуба - это неравнодушная молодежь, интересующаяся всеми политическими событиями и социальными процессами, происходящими в обществе. Если Вы активная, творческая личность, и вы позитивно настроены, и вам не безразлично, что происходит вокруг Вас- Вы можете пополнить наши ряды! Спасибо за внимание! Гармонии мыслей, чувств и эмоций! (Слайд 21),

Гимн молодежи

Ведущий 1. Сегодня мы, будем вести диалог о конституционных правах человека и гражданина РФ. Основой прав, закрепленных в Конституции РФ, являются права, определенные Всеобщей декларацией прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 года. И, начиная с 1950 года во всем мире, празднуют день защиты прав человека.

Ведущий 2. Предлагаем вам принять участие в информационно-правовой игре-турнире знатоков права “Мы - граждане Великой России”.(Презентация)

Правовые знания участников будет оценивать компетентное жюри: ____________________________ Представители жюри ознакомлены с критериями оценки.

Ведущий 1. Давайте познакомимся- “Мы разные, но мы вместе”. Приглашаем на сцену представителей групп.

Команды на сцене

Раунд I . Горизонт конституционных прав

Ведущий 1. В Конституции РФ определено 5 групп прав граждан РФ - это личные или гражданские права, политические, социально- экономические, экологические и культурные права.

Предлагаем представителям команд по кругу называть права (по 1-му праву) граждан РФ при этом не повторяясь. Итак, начали.......

-право на жизнь

-право на достоинство личности

-свободу и личную неприкосновенность

- неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

- неприкосновенность жилища

- определение и указание своей национальной принадлежности

- пользование родным языком

- свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

-право свободно передвигаться

-право выбирать место пребывания и жительства

митинги и демонстрации, шествия и пикетирование

-участвовать в управлении делами государства

-избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления

-право участвовать в референдуме

- равный доступ к государственной службе

-участвовать в отправлении правосудия

-обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления право на объединение

-собираться мирно без оружия, проводить собрания,

- свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности

-право частной собственности

-свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

-право на труд

- надлежащие условие труду

-право на вознаграждение за труд

- защиту от безработицы

-на индивидуальные и коллективные трудовые споры

-право на забастовку

- социальное обеспечение

- жилище

-на охрану здоровью и медицинскую помощь/

- пользование учреждениями и культуре

- доступ к культурным ценностям

-на благоприятную окружающую среду

- достоверную информацию о состоянии окружающей среды

- возмещение ущерба, причинённого здоровью или имущества экологическим правонарушением

- образование

- свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества преподавания

-участие в культурной жизни

Раунд II. Марафон правовых знаний.....

Ведущий 1. Каждой команде предлагается ответить на 9 вопросов:

Вопросы командам:

I. Продолжите ........ Как называется......

1. Международная организация призванная обеспечить мир и защиту прав человека ...? Организация Объединенных Наций

2. Права, которые возникают в результате соглашения между гражданином и государством? Социальные права

3. Заявление, документ, имеющий рекомендательный характер, в котором провозглашаются основные принципы? Декларация

4. Какой документ был принят 20 ноября 1989? “Конвенция о правах ребенка”

5. Права, которые принадлежат каждому человеку, уже потому, что он является человеком: никто их не дает, и никто их не может отобрать? Личные права

6. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе? Достоинство

7. Отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то.......? Свобода

8. Право владения, пользования и распоряжения имуществом ....? Имущественные права

9. Общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношение

II. Продолжите ........ Как называется......

1. Признание достоинств человека, беспристрастное к нему отношение ..? Справедливость

2. Права для отдельных групп детей: больных, инвалидов, сирот и т.д.....? Специальные права

3. Соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме ....? Конвенция

4. Основной закон государства..... ? Конституция

5. Охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять...? Права человека

6. Какой документ был принят 10 декабря 1948 ...? Всеобщая Декларация прав человека

7. Права, предоставляющие возможность заниматься политикой ..? Политические права

8. Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры....? ЮНЕСКО

9. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным. Эмансипация

Ведущий 1. III. Раунд: Создай, картину! “Мир вокруг нас”

Эпиграфом этого конкурса станут слова Э.Хемингуэя “Мир – прекрасное место! За него стоит бороться!”. Командам необходимо представить электронный коллаж, отражающий содержание эпиграфа в музыкальной, литературно-поэтической, или театрализованной форме по выбору.

Песня о России

Ведущий 2. Раунд IV. Народная мудрость гласит в правовом измерении.

Каждой команде необходимо определить содержание пословиц и распределите их по видам прав человека.

Каждой команде по часовой стрелки задается вопрос. Если команда не ответила, или ответила неправильно, то тогда отвечать могут зрители из зала в пользу команды.....

  1. “Не мудрено голову срубить - мудрено приставить” - право на .........жизнь (Личные (гражданские) права)
  2. “Право есть, да закона нет” - право на юридическую защиту (политические права)
  3. “Мой дом - моя крепость” - право на .............неприкосновенность жилища (Личные (гражданские) права)
  4. “Честь лучше богатства” - право на ............защиту чести и достоинства(Личные (гражданские) права).
  5. “Рабом стать легко, человеком - трудно”- право на............. свободу(Личные (гражданские) права)
  6. “Живи и жить давай другим” - право на ...........жизнь (Личные (гражданские) права
  7. “Наука - родник учения, знания - светильник жизни” - право на ......образование и использование научных достижений (культурные права)
  8. “Каждый на небо может попасть своим путем”- право на........ свободу исповедания (Личные (гражданские) права)
  9. “Веник не переломишь, а по ветке весь изломаешь ” - право на ..... объединения (политические права).
  10. Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется” - право на ...........объединения(политические права).
  11. “Кто не работает, тот не ест” - право на труд и достойный уровень жизни ( социально экономические права).
  12. “Незнание - не порок, не желание знать - большой порок” - право на .....образование (культурные права) .
  13. “Глас народа - глас божий” - право .........участвовать в управлении государством (политические права).
  14. “Чтобы власть была сильнее, ее следует ограничить”- право на..... участие в политической жизни (политические права) .
  15. “Сначала хлеб, потом вера” - право на....... социальное обеспечение (социально экономические права).
  16. “Бьют Фому за Еремину вину” - право на ..........справедливое судебное разбирательство (политические права) .
  17. “Только свободный гражданин имеет Отечество” - право на....... гражданство(Личные (гражданские) права)
  18. “Цензура, в конце концов, приводит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, кто никто не читает”- право на .........свободу печати.
  19. “Искусство любить, что свежую воду пить”- право на..... пользование культурными ценностями (культурные права)
  20. “ Надежда выздороветь - половина выздоровления”- право на........ медицинское обслуживание( социально экономические права) ..
  21. “Чье поле, того и воля” - право на собственность (социально экономические права)
  22. “Жизнь коротка- искусство вечно”- право на .....пользование достижениями культуры (культурные права).
  23. “Работающий голодным не останется” - право на....... справедливые и благоприятные условия труда ( социально экономические права).
  24. “Каждый человек- особая разновидность художника” - право на ......творчество (культурные права) .
  25. “Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек в торговле” - право на ........предпринимательскую деятельность (социально экономические права).
  26. “Умел дитя родить, умей и обучить”- право на ...... образование (ответственность родителей за образование детей) (культурные права)
  27. “Кто косо смотрит на свое ремесло, - тот сытно не поест”- право на .......достойный уровень жизни и справедливое вознаграждение( социально экономические права).
  28. “Чтобы ехать на коне -нужна уздечка, чтобы постичь науку - нужно терпение” - право на.... образование (культурные права) .

Ведущий 2. V. Раунд: Мозаика моих прав (домашнее задание .

Командам предлагается представить слайд-шоу реализации прав в условиях образовательного пространства техникума.

Музыкальная пауза

Ведущий 1. VI. Раунд: Круг обязанностей человека и гражданина РФ/

Командам предлагается назвать обязанности граждан РФ, определив их по содержанию картинок на слайдах.

Слайд 14/ ответ 15

Беречь памятники истории и культуры (Статья 44)

Платить законно установленные налоги и сборы (Статья 57)

Защищать Отечество (Статья 59)

Слайд 16/ ответ 17

Проявлять заботу о своих детях и нетрудоспособных родителях (Статья 38)

Не допускать пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную, или религиозную ненависть и вражду ( Статья 29)

Не заниматься запрещенной законом экономической деятельностью (Статья 17)

Слайд 18/ ответ 19

Соблюдать Конституцию РФ и законы (Статья 15)

Не нарушать права и свободы других людей (Статья 17)

Сохранять природу и окружающую среду (Статья 58)

Слайд 20/ ответ 21

Бережно относиться к природным богатствам (Статья 58)

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (Статья 44)

Получение основного общего образования (Статья 43)

Музыкальная пауза

VII. Раунд: Ораторское искусство.

Ведущий 2. Как известно, что ораторское искусство, иначе говоря красноречие - это искусство публичного выступления с целью убеждения. Капитанам команд предлагается Кодекс законов студенческой жизни. И убедить, в том, что они актуальны для студенческого сообщества техникума и будут обеспечивать условия для развития, совершенствования личностной и профессиональной самореализации студентов ... а также защищать права и интересы каждого.

Музыка

Ведущий 1. Игра подошла к завершению. Слово предоставляется жюри для определения результатов.

Ведущий 2. Жюри, вам слово. Подведение итогов.

Ведущий 2. Спасибо за игру. И помните, Мы живем в России. Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов.

Ведущий 1. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. Любить свою Родину – это значит быть патриотом. А, патриотизм – это убеждения, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.. Будем достойными гражданами своей Родине.

Песня (Газманов. Единая Россия)