ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
- обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся о насекомых, их жизни, многообразии, значении в природе;
- расширение знаний об использовании насекомых в жизни человека;
- развитие интереса обучающихся к биологии, повышение мотивации к учению;
- развитие личностных и коммуникативных компетенций обучающихся;
- формирование бережного отношения к природе.
Мероприятие сопровождается презентацией PowerPoint - <Презентация>
В игре участвует две команды, например, 7а и 7б классов, или команды девочек и мальчиков. Состав команды – 5 человек, у участников имеются эмблемы, связанные с тематикой игры, капитаны представляют свои команды. Остальные обучающиеся – зрители, которые своими ответами могут принести дополнительные баллы командам. Игра рассчитана на один урок, 45 минут.
ХОД ИГРЫ
Слайд 1. Вступление.
Ведущий: Тема нашей игры – “В царстве насекомых”. Насекомые — это самый многочисленный класс животных на нашей планете. К нему принадлежит три четверти всех известных науке видов животных! Общая масса всех летающих, плавающих, ползающих шестиногих обитателей Земли в 30-40 раз больше, чем вес всех людей нашей планеты. Бабочки и стрекозы, жуки и мухи, пчелы и кузнечики — все это насекомые. Насекомые живут в лесах и водоемах, в воздухе и глубоко под землей, в пустынях и в районах вечной мерзлоты. На сегодняшний день известно около миллиона всевозможных видов насекомых, а сколько ещё неизвестных!
Такое невероятное количество насекомых на нашей планете объясняется тем, что они очень важны для поддержания жизни на Земле. Насекомые – лучшие опылители растений, без них многие растения не смогли бы образовывать семена, а значит, и размножаться. А без растений, которые вырабатывают кислород и являются первыми звеньями пищевых цепочек, мир живой природы, в том числе и человек, существовать не может. Насекомые – одни из санитаров нашей планеты: вылупившиеся из яиц личинки быстро уничтожают мертвые растения и трупы погибших животных. Кроме того, насекомым принадлежит огромная роль в образовании почвы; они являются пищей друг для друга, а также для жаб и лягушек, рыб и ящериц, многих видов птиц, землероек и многих других животных.
Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, и проверим, насколько вы хорошо их усвоили. Оценивать ваши ответы будет многоуважаемое жюри.
Каждая команда получила домашнее задание: нарисовать фантастическое насекомое, дать ему название и описать образ его жизни. Это задание будет проверено в конце игры. А сейчас капитаны представляют свои команды! (Приветствие, девиз, эмблема)
Слайд 2. План игры
- Разминка – кроссворд “Вездесущие насекомые”
- Игра со зрителями “Ребусы”
- “Взрослые и дети”
- Блицконкурс капитанов “Верю – не верю”
- “Кто лишний”
- Игра со зрителями “Прятки”
- Викторина “Занимательная энтомология”
- “Полезные – вредные”
- Домашнее задание – “Фантастическое насекомое”
Слайд 3. Конкурс 1. Кроссворд “Вездесущие насекомые” <Приложение1>
За 3 минуты команды отгадывают кроссворды на выданных карточках. Каждое отгаданное слово – 1 балл. За досрочное выполнение задания – дополнительный балл.
Слайды 4-10. Игра со зрителями “Ребусы” <Приложение2>
Игра проводится во время выполнения командами первого задания. За отгаданные слова зрители получают жетоны, которые они в конце игры могут обменять на конфеты, а могут подарить любой команде, принеся ей дополнительные баллы.
Слайд 11. Конкурс 2. “Взрослые и дети”
На выданной карточке необходимо установить соответствие между взрослыми насекомыми и их личинками. Каждая пара – 1 балл, за каждое названия насекомого – 0,5 балла, максимум 9 баллов. Команда, которая первая справилась с заданием, получает дополнительный балл.
Взрослые насекомые | Личинки | Ответы | |
1. Комнатная муха | 1. | Е | |
2. Колорадский жук | 2. | Д | |
3. Комар обыкновенный | 3. | В | |
4. Стрекоза коромысло | 4. | Г | |
5. Божья коровка | 5. | А | |
6. Бабочка махаон | 6. | Б |
При проверке заданий отметить роль божьей коровки и её личинки в уничтожении вредных насекомых (тли); рассказать о нашествии колорадского жука и мерах борьбы с ним, поведать о занесении махаона в Красную книгу России; спросить, чем вредны комнатные мухи, где развиваются их личинки.
Слайд 12. Блицконкурс капитанов “Верю – не верю”
За одну минуту капитаны должны дать ответ “да” или “нет” на задаваемые вопросы по выбранной теме. Тему определяет жребий. Количество баллов определяется количеством правильных ответов, максимум – 10 баллов.
Tема 1 “Строение насекомых”
- Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (нет).
- Брюшко членистое (да).
- Снаружи у насекомых твёрдый хитиновый покров (да).
- Дыхание трахейно-лёгочное (нет).
- Кровеносная система замкнутая (нет).
- Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки (да).
- Органы слуха кузнечика расположены на голове (нет).
- Органы выделения – мальпигиевы сосуды (да).
- У пчелы есть пара сложных глаз и 3 простых глазка (да).
- Задние крылья мухи видоизменились в жужжальца – органы равновесия (да).
Tема 2 “Жизнь насекомых”
- Развитие тараканов происходит с превращением (нет).
- Блохи – общественные насекомые (нет).
- Шмели строят подземные гнёзда (да).
- Вши переносят возбудителей дизентерии (нет).
- Водомерка питается соком растений (нет).
- Кровью питаются только самки комаров (да).
- Кузька – это хлебный жук, повреждающий зерна злаков (да).
- Муравей может тянуть вес в 5 тысяч раз больше собственного (нет).
- Медведки отлично плавают, ныряют и даже ночью летают (да).
- Бабочки репницы осенью улетают в южные страны Африки (да).
Слайд 13. Конкурс 4. “Кто лишний”
Конкурс на знание отрядов насекомых и их представителей. Командам предлагаются карточки со списком насекомых, четверо из которых относятся к одному отряду, а пятое – лишнее. За правильный ответ – 1 балл, за название отрядов – по 0,5 балла, максимум 8 баллов. Команда, которая первая справилась с заданием, получает дополнительный балл.
1. Кузнечик зеленый, саранча пустынная, медведка обыкновенная, цикада певчая, кобылка бескрылая
(лишнее – цикада певчая – отряд Равнокрылые, остальные – Прямокрылые).
2. Комнатная муха, слепень бычий, оса дорожная, овод овечий, комар обыкновенный.
(лишнее – оса дорожная – отряд Перепончатокрылые, остальные – Двукрылые).
3. Божья коровка, таракан черный, долгоносик свекловичный, хрущ мраморный, щелкун черный.
(лишнее – таракан черный – отряд Таракановые, остальные – Жуки).
4. Перламутровка Аглая, павлиний глаз дневной, сосновый шелкопряд, бронзовка гладкая, капустная белянка.
(лишнее – бронзовка гладкая – отряд Жуки, остальные – Бабочки).
Слайды 14-15. Игра со зрителями “Прятки”
Необходимо найти в предложениях “спрятавшихся” насекомых:
- Из гнилого дуба бочки не склепаешь.
- Рабочий цикл определяется порядком операций.
- Чеснок довольно легко мариновать при помощи уксуса.
- Тамара гладила мужу костюм.
- Катерок “Малыш” мель не заметил.
- Проколов шину, на велосипеде далеко не уедешь.
- Для броска необходим размах, а он требует свободного пространства.
- Ожидая встречи, Сашко был как на иголках.
Слайды 16-19. Проверка заданий конкурса “Кто лишний”
Слайды 20-38. Конкурс 5. Викторина “Занимательная энтомология”
Команды выбирают номер вопроса, если ответа нет, отвечают зрители. Каждый ответ – 1 балл. За ответы на дополнительные вопросы – дополнительные баллы.
- Каким насекомым называют человека-бездельника?
Почему?
Ответ: Трутень. Самцы пчел не участвуют в сборе меда, а нужны только для оплодотворения самки. - Аудиовопрос. Голос сверчка. К какому
отряду относится это насекомое?
Ответ: Отряд Прямокрылые. - Аудиовопрос. Назвать произведение и его
автора, знаменитого русского композитора.
Ответ: “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, Н.М. Римский-Корсаков. - Кто из насекомых занимается животноводством? С какой целью? Ответ: Муравьи разводят тлю, оберегают её от врагов, переносят на лучшие растения, так как используют в пищу выделения тлей – “медвяную росу”.
- Какой жук носит название того месяца, в котором
родился? Где живёт его личинка, сколько лет и чем
она питается?
Ответ: Майский жук. Его личинка живет в земле 3 года, питается корнями деревьев, нанося тем самым большой вред. - В некоторых районах Южной Германии его называют
русаком, на севере швабом, В Западной Германии –
французом. В России он называется прусак. О ком
идет речь?
Ответ: Рыжий таракан. - Сказочный вопрос. В кого превращала
князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А. Пушкина
“Сказка о царе Салтане”?
Ответ: В комара, муху, шмеля. - Сказочный вопрос. В каких насекомых
превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в
книге В. Медведева “Баранкин, будь человеком!”?
Ответ: В бабочек – махаона и капустницу, в муравьёв. - Загадочный вопрос.
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт;
Летит – воет,
Падёт – землю роет.
Ответ: Жук (жук-олень или жук-носорог) - Загадочный вопрос.
Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит.
Цари его боятся, короли страшатся,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
Ответ: Комар - Исторический вопрос. Нашествие этих
насекомых издавна считалось одним из самых
страшных бедствий - наряду с чумой и холерой,
наводнениями и войнами. Так, в 125 г. н.э. в римских
колониях Киренаике и Нумидии после
опустошительного нашествия этих насекомых от
голода умерло 200 тыс. человек.
Ответ: Саранча. - Исторический вопрос. Это бескрылое
кровососущее насекомое знали еще до н.э. в Греции
и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в 10
веке и сразу получило прозвище “ночной кошмар”.
Ответ: Постельный клоп. - Видеовопрос. Какое действие вы видите на
экране? Каков его биологический смысл?
Ответ: Это танец пчелы, с помощью которого она сообщает информацию об источнике нектара, указывает его количество, показывает направление полета. - Назовите насекомых-энтомофагов, которых
используют для борьбы с вредителями растений.
Ответ: Это всем известные божьи коровки и их личинки, которые уничтожают тлей. Это крупный жук жужелица, поедающий личинок вредителей, муха-тахина, муха-журчалка, златоглазка и ее личинка, оса-сколия, наездники, откладывающие яйца прямо в тела гусениц, трихограмма и другие. - Перечислите известных вам насекомых,
занесенных в Красную книгу России.
Ответ: Жук-олень, Махаон обыкновенный, Аводий двупятнистый, Дыбка степная, Аполлон обыкновенный, Бронзовка гладкая, Шмель необыкновенный, Пчела-плотник, Дозорщик-император, Дровосек реликтовый, Жужелица венгерская и другие. - Какие вам известны насекомые – переносчики
возбудителей различных заболеваний?
Ответ:- Малярийный комар;
- комнатная муха – дизентерия, брюшной тиф, холера, яйца аскарид;
- тараканы – кишечные болезни, аллергия;
- человеческая головная вошь – сыпной и возвратный тиф;
- человеческая блоха – чума, туляремия;
- слепень – туляремия, сибирская язва;
- муха цеце – сонная болезнь.
Слайд 39. Конкурс 6. “Полезные – вредные” <Приложение3>
Команды должны распределить 12 карточек с изображениями насекомых на две группы. За каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум 6 баллов. За ответы на дополнительные вопросы (во время проверки) – дополнительные баллы.
Слайд 40. Конкурс 7. Домашнее задание “Фантастическое насекомое”
Конкурс проводится во время выполнения заданий конкурса “Полезные – вредные”. Один или два члена команды представляют рисунок, описывают насекомое, где оно может жить, как передвигаться и чем питаться. За домашнее задание – до 5 баллов.
Слайд 41. Проверка заданий конкурса “Полезные – вредные”:
Полезные насекомые: жужелица, тутовый шелкопряд, жук-навозник, жук-красотел, наездник рисса, клоп антакорис.
Дополнительные вопросы:
- Чем полезен жук-навозник? (его личинки перерабатывают мертвую органику)
- Почему наездник имеет такое название? (за характерную позу, которую принимает при откладке яиц в тело гусеницы)
Слайд 42. Вредные насекомые: тля обыкновенная, жук-короед (типограф), долгоносик, клоп-черепашка, яблонная плодожорка, лошадиный овод.
Дополнительные вопросы:
- Чем вреден клоп-черепашка? (вредитель, поедающий злаки)
- Чем опасен овод? (Овод откладывает яйца на шерсть коров, лошадей или овец; вылупившиеся личинки паразитируют или под кожей животных, или в их пищеварительном тракте)
Слайд 43. Подведение итогов игры, награждение победителей.
Слайд 44. Рефлексия: учитель просит ребят на листке ватмана разноцветными фломастерами нарисовать смайлики, соответствующие настроению, царившему в ходе игры.
Источники информации.
- Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.:Дрофа, 2012 г.
- Внеклассное мероприятие по биологии "Тайны мира Насекомых", автор – Кузнецова Н.В., учитель биологии СОШ №43 г. Семей, http://collegy.ucoz.ru/load/34-1-0-3401
- Районный биологический турнир “Насекомые Нижегородской области ”, автор – Кузнецова Е.Б.. учитель химии и биологии МБОУ Кочуновской ООш, http://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-nasekomie-nizhegorodskoy-oblasti-klass-385802.html
- http://chihuashki.ru/blog/nasekomye-kto-oni-i-skolko-ikh