Решение неравенств методом интервалов. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

  • Образовательные:
    • расширить знания учащихся по теме “Решение неравенств с одной переменной”;
    • познакомить учащихся с новым методом решения неравенств методом интервалов; начать формирование навыков и умений решать неравенства методом интервалов;
  • Развивающие: продолжить развитие логического мышления, математической речи учащихся, внимания, памяти.
  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание уважения к работе учителя и товарищей (соблюдение рабочей обстановки), формирование умения слушать учителя, воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма проведения урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник “Алгебра 9” под ред. С.А. Теляковского, авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, компьютер, медиапроектор, карточки.

Презентация.

План проведения урока:

  1. Организационный этап (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания (4 мин)
  3. Математический диктант (3 мин)
  4. Подготовительный этап (5 мин)
  5. Этап изучения нового материала (14 мин)
  6. Первичное закрепление (10 мин)
  7. Самостоятельная работа (5 мин)
  8. Этап подведения итогов урока (2 мин)
  9. Этап информации о домашнем задании. (1 мин)

Ход урока

1. Организационный этап.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Здравствуйте, ребята, садитесь.

Назовите отсутствующих.

Называют отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Откройте тетради с домашней работой и проверьте ответы <слайд 2>, если у вас получился другой ответ - зачеркните его простым карандашом.  
-Поднимите руку у кого возникли затруднения при выполнении домашней работы Поднимают руку, выясняют причину затруднения
-Поднимите руку, у кого все номера выполнены верно  

Поднимают руку

-Поднимите руку, кто допустил одну ошибку  

Поднимают руку

3. Математический диктант

Деятельность учителя Деятельность учащихся
В тетрадях с домашней работой записываем диктант

<слайд3>

Математический диктант.

1 вариант.

1. Зависимость переменной у от переменной х называется ...

2. Все значения независимой переменной образуют...

3. Неравенство вида > или < 0 называется...

4. В каких скобках записывается ответ при решении строгого неравенства?

5. Какие значения может принимать подкоренное выражение?

2 вариант.

1. Функция вида называется...

2. Все значения зависимой переменной образуют...

3. Неравенство вида > или < 0 называется...

4. В каких скобках записывается ответ при решении не строгого неравенства?

5. Какие значения не должен принимать знаменатель дроби?

Диктант окончен.

-Закройте тетради и передайте мне.

записывают

 

выполняют диктант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

передают тетради

4. Подготовительный этап.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Открываем тетради, записываем число, оставьте место под тему урока. Мы запишем её позже.

-Давайте с вами вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.

-Правильно, поэтому я предлагаю вам решить следующие неравенства, проговаривая алгоритм решения.

<слайд 4>

- учащиеся открывают тетради, записывают число

- решали квадратичные неравенства

Решить неравенства:

А) x2-7x+12>0

Цель задания: вспомнить алгоритм решения квадратичного неравенства

- Что мы делаем на первом шаге, <имя>?

-Что можно сказать про эту функцию?

 

-Правильно, следующий шаг,<имя>?

-Как можно решить данное уравнение, <имя>?

-Проговори, пожалуйста, решение.

записывают решение неравенств в тетрадях, проговаривая алгоритм решения

-Рассматриваем квадратичную функцию

1. y= x2-7x+12

-её графиком является квадратичная парабола, ветви которой направлены вверх

-Решаем квадратное уравнение

2.x2-7x+12=0

-По теореме Виета

-

-Молодец, <имя>, что мы делаем на третьем шаге

-Точки будут закрашенные или выколотые и почему?

- Отмечаем полученные корни на оси Ох и через отмеченные точки схематично строим график параболы

-выколотые, потому что знак неравенства строгий

-Дальше что делам, <имя>?

-Числа 3 и 4 включаем или нет?

-Правильно, молодец. <Имя >, продиктуй ответ.

-У кого есть вопросы по решению данного неравенства?

 

- Выбираем промежутки где график функции выше оси Ох, потому что в неравенстве стоит знак >

-Нет, потому что знак неравенства строгий

-Ответ:

-Следующее неравенство

<слайд 5>

Б) (x-5)(x+6)?0

Цель задания: подготовить учащихся к изучению новой темы – вспомнить разложение квадратного трехчлена на множители

-Как можно решить данное неравенство?

- Правильно, решаем. <Имя>, продиктуй что получится

-Что делаем дальше?

-Точки будут закрашенные или выколатые и почему?

 

-<Имя>, какой ответ получил?

задают, если есть, вопросы

 

 

 

 

ученики выдвигают гипотезы

-найти нули функции

х=5 x= - 6

-отмечаем нули на координатной прямой, схематично строим параболу

-закрашенные, т.к. знак ?

записывают решение неравенства в тетради

5. Этап изучения нового материала.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Продолжим выполнять задание.

(Учитель открывает третье задание).

<слайд 6>

В) (х-2)(х-3)(х-4)>0

Цель задания: создать проблемную ситуация, тем самым показать актуальность изучения новой темы

- Ребята, можем мы с вами решить данное неравенство?

-Почему?

-Данное неравенство можно решить с помощью метода, который называется методом интервалов.

-Сформулируйте тему нашего урока

- И что сегодня на уроке мы с вами должны сделать?

- Запишите в тетрадях тему урока.

<слайд 7>

-Для того чтобы решить данное неравенство, мы с вами, как и в предыдущем задании, должны найти нули функции

-Что для этого нужно?

<слайд 8>

 

 

 

 

 

ИПЫТЫВАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ

-нет

-Потому что это неравенство третей степени, а мы умеем решать только линейные и квадратичные.

 

 

- Тема нашего урока: “Решение неравенств с помощью метода интервалов”

-Научится решать неравенства с помощью метода интервалов.

записывают тему урока

1.(х-2)(х-3)(х-4)=0

-Как решается данное уравнение, <имя>?

2. x-2=0 x-3=0 x-4=0

x=2 x=3 x=4

- решить уравнение (х-2)(х-3)(х-4)=0
3. Отмечаем полученные корни на оси ОХ, какие будут точки?

Полученные корни разобьют ось ОХ на числовые промежутки

-произведение множителей равно 0, когда хотя бы один из множителей равен 0.
4. Теперь определим знак на каждом промежутке. Для этого из каждого промежутка берем произвольное число, и подставляем в множители.

Находим знак каждой скобки и знак всего выражения.

-выколотые, потому что знак неравенства строгий
   
5.Далее на числовой оси расставляем знаки многочлена

6. Так как знак неравенства >, то выбираем промежутки со знаком +, если бы был знак неравенства <, то мы бы взяли промежутки со знаком -.

Ответом будет объединение этих промежутков

Ответ: (2;3) U (4;+?)

-С помощью данного метода можно решить неравенство любой степени, в том числе и второй, которые мы с вами решали с помощью схематического построения параболы.

- Сейчас я раздам вам памятки, которые вы вклеите в свои тетрадки.

В этой памятке приведен алгоритм решения неравенств с помощью метода интервалов в общем виде.

-Давайте с вами прочитаем этот алгоритм

<Слайд 9>.

записывают решение неравенства в тетради

 

 

 

Записывают ответ

читают алгоритм

Алгоритм.

1.Найти нули функции.

2.Отметить на числовой прямой найденные нули функции.

3.Определить знаки функции в каждом промежутке.

4.Записать ответ, учитывая знак неравенства.

6. Первичное закрепление.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Теперь согласно этому алгоритму давайте с вами решим следующий номер.

Откройте учебники на стр. 49, №131

-записываем неравенство под буквой а

А)(x+8)(x-5)>0

 

 

открывают учебники

записывают неравенство

Цель задания: показать способ решения квадратичного неравенства с помощью метода интервалов

- <Имя>, читай первый пункт памятки

-Чему равны нули?

- Продолжай

-Отмечаем, при это точки какие?

-Дальше

-Для того, чтобы определить знак всего выражения, что мы с начала должны сделать?

- <Имя>, продиктуй знаки самого выражения на промежутках

- Согласно алгоритму, что на следующем шаге мы должны сделать, <имя>?

- С каким знаком мы будем выбирать промежутки и почему?

-Записываем ответ

-Спасибо, молодец. У кого есть вопросы?

 

 

- 1. Найти нули функции

- x=-8 ,x=5

- 2.Отметить на числовой прямой нули

-выколотые

- 3.Определить знак выражения на каждом из получившихся промежутков

- Определить знак каждого множителя на каждом из промежутков

 

диктует знаки

- 4. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим знаку неравенства знаком

-промежутки со знаком +, потому что знак неравенства >0

7.Самостоятельная работа

Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Решите самостоятельную работу

(работа дифференцированная)

<слайд 10>

после решения проверяют результат соседи по парте

решают самостоятельно

8. Этап подведения итогов урока.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
-С каким новым методом решения неравенств мы сегодня познакомились?

-Какова была цель сегодняшенего урока?

-Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

-Неравенства какой степени мы теперь можем решать?

-Сегодня на уроке хорошо работали <перечисляет имена>

-с методом интервалов

 

-научится решать неравенства с помощью метода интервалов

-да

 

-Любой

9.Этап информации о домашнем задании.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Откройте дневники и запишите задания на дом:

<слайд 11>

§4, п.9,№ 132, 133

-Откройте учебники и просмотрите эти номера.

<комментирует домашнее задание>

Учащиеся записывают домашнее задание и задают, вопросы