Раздел: “Мир пайеток”
Возраст: 7-9 лет (1 год обучения)
1. Дидактическое обоснование занятия
Цель занятия: Совершенствовать умение работать с пайетками (блестками) и проволокой путём приемом плетения выпуклой полосы.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомить с способом плетения выпуклой полосы;
- Ознакомить с инструментами и материалами, необходимыми для работы;
- Научить выполнять плетение бабочки из пайеток и проволоки, работая по схеме, образцу;
- Научить экономно расходовать материалы и рационально организовать свою работу.
Развивающие:
- Развивать творческое, образное мышление, фантазию, чувство прекрасного;
- Развивать эстетический вкус и творческие способности при оформлении работы;
- Развивать самостоятельность и аккуратность в работе;
- Развивать мелкую моторику рук, внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать внимательность, аккуратность, творческое воображение;
- Воспитывать дисциплинированности, творческого отношения к работе, любовь к природе.
2. Методическое оснащение занятия
Материально-техническая база
Материалы и инструменты:
-пайетки (блестки);
- медная проволока;
- ножницы;
- образец, выполненный из пайеток;
- салфетка (светлых тонов);
- бабочка (большая игрушка);
- кабинетная доска.
Дидактическое обеспечение
- цветные иллюстрации бабочек (наборы открыток, карточки лото, плакат “Строение бабочки”);
- схемы изготовления изделия с пошаговой инструкцией;
- кроссворд на тему: “Насекомое”.
Оборудование: Звукозаписи “Вальс цветов” П.И. Чайковского, “Звуки окружающего мира”, магнитофон, компьютер.
3. Методы обучения
Словесные (Рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
Наглядные (Объяснительно-иллюстративный, демонстрация);
Практические (Практическая работа, репродуктивный, игровой)
4. Приемы
Беседа, опрос, повторение, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.
5. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, коллективные.
6. Тип занятий: комбинированный (формирование новых знаний, умений и навыков).
7. Этапы:
- Организационный (организационная часть);
- Подготовительный (теоретическая часть);
- Основной (практическая часть);
- Итоговый (заключительная часть).
8. Объект труда: изготовление бабочки из пайеток.
9. Межпредметные связи:
ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока);
Биология, Окружающий мир – сведения о насекомого “бабочка”;
Математика- использование определенного количества пайеток;
Музыка – прослушивание музыкального произведения.
Время проведения: 90 минут.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I Организационная часть: (5 мин.)
- Проверка списочного состава воспитанников, психологический настрой готовности к занятию; (2 мин.)
- Актуализация знаний, умений, навыки воспитанников. (3 мин.)
II Теоретическая часть: (15 мин.)
- Повторение пройденного материала; (3 мин.)
- Объяснение нового материала; (6 мин.)
- Правила безопасности; (3 мин.)
- Разминка. Пальчиковая гимнастика. (3 мин.)
III Практическая часть: (60 мин.)
- Работа по графическим схемам; (2 мин.)
- Творческая работа; (15 мин.)
- Динамическая пауза; (3 мин.)
- Творческая работа; (15 мин.)
- Гимнастика для глаз; (5 мин.)
- Творческая работа. (20 мин.)
IV Заключительная часть: (10 мин.)
- Анализ работы; (3 мин.)
- Подведение итогов занятия; (4 мин.)
- Уборка рабочих мест. (3 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть.
Психологический настрой воспитанников. Проверка готовности к занятию.
Актуализация знаний, умений, навыки воспитанников.
Педагог. Дорогие друзья, вспомним летнюю солнечную полянку. Красота! Обилие разных трав, цветов, приятных запахов. И, конечно, просто невозможно представить эту полянку без пения птиц и жужжания насекомых! Каких насекомых вы знаете?
Воспитанники. Кузнечики, божьи коровки, муравьи, стрекозы, богомол, мухи, паучки, жуки, блохи, комары.
Педагог. Верно. А сейчас загадаю вам загадку, а вы скажете мне, какое насекомое мы будем плести.
Загадка
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Дополнительно можно использовать в качестве подсказки ещё одну загадку:
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
Воспитанники. Б а б о ч к а.
Педагог. Мы назвали с вами ещё одно насекомое, с раскраской которого гораздо веселее в лесу. А каких бабочек вы знаете?
Воспитанники. Капустница, махаон, репейница, павлиний глаз.
Педагог. Молодцы! Это самые распространенные бабочки России. Сегодня на занятии мы с вами сделаем бабочку из пайеток. Смотрите, какая красавица прилетела к нам в класс. (На доску вывешивается большая мягкая игрушка – бабочка). Она будет наблюдать за вашей работой. Бабочка приготовила сюрприз, о котором можно будет узнать только в конце занятия.
II Теоретическая часть.
Повторение пройденного материала
Педагог. При выполнении работы мы будем с вами пользоваться пайетками. Скажите что такое пайетки? Какие они бывают?
Пайетки – это маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда сбоку. Они бывают разной формы, размера и цвета. Могут быть круглыми, квадратными, овальными. В виде колечек, цветков, сердечек, бабочек и т.д. Бывают цветными, прозрачными, глянцевыми, или матовыми, с металлическим блеском и радушным отливом и другие. Их поверхность делают плоской или в виде вогнутой чашечки с гранями и с приподнятыми краями. Сторона с углублением считается лицевой. Граненые пайетки – чашечки блестят значительно сильней, чем плоские.
Объяснение нового материала
Показывая готовое изделие – бабочку, педагог анализирует его вместе с детьми.
Педагог. Самой главной и красивой частью бабочки являются покрытые чешуйками крылья. Но чешуйки нужны не только для красоты, без них бабочка не смогла бы летать.
А что еще есть у бабочек?
Воспитанники. Туловище, усики, лапки, глаза.
Педагог. Верно. Обратите внимание на доску. Здесь представлены разные виды бабочек. Лапок у них 6. Тельце состоит из 3-х частей (голова, грудка и брюшко), на голове есть усики и глаза, их всегда по два. У бабочки имеется четыре крылышка: два передних, чуть больше по размеру, и два задних, поменьше. По окрасу крыльев видно, что они очень пестрые и яркие. Мы, находясь на занятии, можем смоделировать бабочку даже с другой планеты. “Включите” своё воображение и фантазию. Скажите, какими цветами будете пользоваться?
Ответы детей.
Педагог. Прежде чем приступить к выполнению практической работе давайте вспомним правила техники безопасной работы с ножницами.
Техника безопасности
Объяснение правил техники безопасности (работа с ножницами, проволокой) и напоминание о правильной посадке за партой во время работы (см. приложение 1).
Педагог. Перед началом работы сделаем небольшую разминку для наших рук.
Разминка. Пальчиковая гимнастика “Бабочка”
– Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, выпрямить пальцы. Бабочка сложила крылья. А теперь бабочка слетает с цветка. Ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются. Взмах крыльев осуществляется только лёгким, но резким движением в запястьях. Когда полёт окончен, бабочка вновь садится на цветок и складывает крылья.
III Практическая часть.
Работа по графическим схемам
Показ приемов работы (в технологической последовательности).
Педагог. При выполнении работы мы будем с вами пользоваться приемами прямого низания.
Творческая работа
а). Берём отрезок проволоки (25 см.). Сначала делаем крылья бабочки. Плоскую полосу плетем ее так (рис.1): на конец проволоки надеваем пайетку выпуклой стороной, располагаем ее на середине отрезка вогнутой стороной к себе (рис.1а). Затем закручиваем проволоку на полный оборот (180°) – закрепляем пайетку (рис.1б).Один конец проволоки в дальнейшем будем называть “левым”, на схеме он обозначен цифрой I, а конец II – “правым”. Итак, на левый конец надеваем выпуклой стороной еще 1 пайетку. Сдвигаем ее к 1-й, укладываем так, чтобы она перекрывала проволоку и “смотрела” на вас своей вогнутой стороной. В такой последовательности, используя левый конец, плетем плоскую полосу требуемой длины (рис.1в).
Рис. 1
На рис. 2а, изображена лицевая сторона этой полосы. При правильном закреплении пайеток здесь проволочные протяжки практически не видны. Шов проходит по выпуклым сторонам пайеток, расположенных на изнанке (рис. 2б).
Рис. 2
Выпуклую полосу плетется так же, как плоскую, только пайетки надевают на проволоку вогнутой стороной, а укладывают выпуклой полосой к себе.
б). Разбор схем в индивидуальном порядке.
в). Самостоятельная работа детей (учащиеся берут необходимые пайетки, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать пайетки на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия).
Самостоятельная работа идет под музыкальное сопровождение.
г). Плетем две полосы из 17 пайеток, нанизывая их с выпуклой стороны (см. рис. 3а).
Рис. 3
Динамическая пауза (через 10 – 15 минут после начала практической работы).
Педагог: Ребята, давайте на несколько секунд представим себе, что цветок и бабочка, сделанная из пайеток может ожить...
Спал цветок (дети сидят, сложа руки)
И вдруг проснулся (встали)
Встрепенулся (наклоны влево – вправо; руки
свободно опущены)
Потянулся (поднимают руки, тянутся вверх,
встав на носочки)
Взвился вверх (движения кистями рук вперёд –
назад)
И полетел (руки в стороны, повороты туловища
влево – вправо)
Солнце утром лишь проснётся (повороты вокруг
себя на месте)
Бабочка кружит и вьётся (имитация взмахов
крыльев бабочки).
– Садимся и продолжаем работать.
Творческая работа
д) Каждую полоску сворачиваем передняя часть крыла должна состоять из 17 пайеток (см. рис. 3а). Задняя часть крыла из 15 пайеток.
е) Концы проволочек стягивают, но не перекручивают.
Педагог: Ребята отложите на минутку вашу работу. Наши глазки устали. Надо дать им немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Педагог: Ребята, наша бабочка предлагает поиграть в игру. Давайте одним взглядом посмотрим туда, куда просит бабочка. Голову постарайтесь не поворачивать. Представьте, что она с доски перелетела на потолок, затем опустилась на пол, а теперь – на стену справа. Посидела на ней немного и выпорхнула в окно, полетала там чуть-чуть и вернулась на место. Давайте полюбуемся нашей красавицей. (Дети взглядом скользят по контуру бабочки по часовой стрелке и против часовой стрелки).
Педагог: Молодцы! А теперь продолжаем работать.
Творческая работа
ж) Для туловище берём 35 см проволоки. Плетем также плоской полосы из 32 пайеток, добавляем глазки на оба конца проволоки и закручиваем усы остатками проволоки (см. рис. 3б).
Рис. 3
з). К готовому туловищу прикрепляем крылья: переднее – между 2-ой и 3-ей пайетки от головы, заднее – через 4 и 5-й пайетки. Крылья можно сделать другой формы и цвета.
и). Оформление изделия (дети собирают детали изделия “бабочка” в одно целое).
(готовая бабочка)
IV Заключительная часть.
Анализ работы
Педагог отмечает “+” и “–” работ учащихся, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении бабочки.
Подведение итогов занятия
Педагог. Ребята! В какое время года появляются насекомые?
Воспитанники. Весной.
Педагог. Какое насекомое мы изготовили?
Воспитанники. Бабочку.
Педагог. Из каких частей состоит бабочка и каково их количество?
Воспитанники. Тельце состоит из трех частей (голова, грудка и брюшко). Лапок 6, голова 1, усики и глаза по два. У бабочки имеется четыре крылышка: два передних, чуть больше по размеру, и два задних, поменьше.
Педагог. Как мы выплетали бабочку?
Воспитанники. По схеме: сначала крылья, затем тельце, голову и усы
Педагог. Итак, мы подвели итоги, теперь обещанный бабочкой сюрприз. (Дети получают закладки с изображением бабочки). Сегодня я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение задания. Занятие окончено. Приводим рабочие места в порядок.
Уборка рабочих мест
Резерв
Если кто-то справился с выполнением работы раньше намеченного срока, ему предлагается выполнить творческое задание – разгадать кроссворд на тему “Насекомое” (см. приложение 3).
Литература
- Гашицкая Р.П. “Цветы из пайеток”, Издательство “Мартин”, М., 2007г.
- Петрусинский В.В. “Игры обучение, тренинг, досуг”, Издательство “Новая школа”, М., 1994г.
- Савина Л.П. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”, Издательство “Родничок”, М., 2000г.