Профориентация, выбор профессий учащимися школ

Разделы: Классное руководство


Определение собственного будущего в широком смысле этого слова, сделать такой выбор самостоятельно для подростка достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (родители, педагоги, психологи-профконсультанты) могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь. К сожалению, очень часто помощь родителей сводится к советам поступать в конкретное учебное заведение или даже к личному давлению, а педагоги признают, что мало чем могут помочь старшеклассникам, так как сами не очень разбираются в современном рынке труда.

В апреле 2014 года социальным педагогом филиала ГБПОУ ЯНАО “Ямальский многопрофильный колледж” в г. Лабытнанги Сорокиной Е.Н. было проведено социологическое исследование “Выбор профессий учащимися 9-х классов г. Лабытнанги ЯНАО”. В исследовании приняли участие школьники 9-х классов г. Лабытнанги.

Всего в исследовании приняло участие 115 учащихся школ: 66 (57,3 %) юношей и 49 (42,6 %) девушек. Отчет по исследованию носит описательный характер, являясь дескриптивным.

Выбор будущей профессии является жизненно важным фактором, обеспечивающим будущим выпускникам 9-х классов материальное обеспечение и социальные гарантии. Учащиеся 9-х классов оказываются перед сложным выбором своего будущего. Перед ними встает вопрос об определении и проявлении себя в какой-то определенной сфере деятельности, а иногда выбор затрудняют сомнения и колебания, свойственные выпускнику в этом возрасте. Тем не менее, выбор всегда сложен и неоднозначен, так как учащиеся отмечают две, а иногда и более специальностей, приоритетных для них. В данной статье рассмотрим некоторые из вариантов ответов.

Данное исследование предполагало ответ учащихся 9-х классов на вопрос: “Что вы собираетесь делать после окончания 9-го класса?”. Были предложены следующие ответы: “хочу поступить в профессиональное училище, лицей”, “хочу поступить в колледж, техникум”, “предполагаю устроится на работу”, “хочу продолжить обучение в школе”, “затрудняюсь ответить”. Более половины опрошенных выпускников 41 чел. (35 %) ответили, что желают продолжить обучение в 10-м классе, то есть получить полное общее образование.

Профессии, которые назвали учащиеся в качестве приоритетной для них, и для получения которой они будут продолжать обучение, весьма различны.

Нельзя не отметить высокий процент учащихся, которые еще не задумывались о выборе своей будущей профессии.

Результаты ответов на данный вопрос свидетельствуют о выборе учащимися 9-х классов наиболее престижных, но не востребованных профессий. Среди профессий, которые больше всего нравятся будущим выпускникам, оказались: юрист (7,8 % от общего числа ответивших), слесарь по ремонту автомобилей (6,0 %), электросварщик (3,4 %), программист (3,4 %), врачи (3,4 %), полиция (3,4 %), продавец (1,7 %), делопроизводитель (1,7 %), психолог (1,7 %). Кроме этого, учащимся 9-х классов нравятся профессии: прокурор, инженер, журналист, бухгалтер, архитектор, водитель, дизайнер, экономист, археолог, кинолог, диетолог, хирург, таможенник, следователь, пекарь, тренер, пожарный, адвакат, специалист по рекламе, тракторист, повар, банковское дело, оператор ЭВМ, хореограф, социальный работник, мировая экономика, военный, МЧС, пограничник, механик, фотодизайнер, фотограф, фотограф, строитель, радиоведущий, режиссер, парикмахер, таможня, водолаз, менеджер в спортивной сфере.

Задумываясь о выборе профессии, учащиеся подразумевают определенную отрасль, в которой будут работать. Для получения данной информации в ходе нашего исследования учащимися 9-х классов задавался вопрос: “В какой отрасли народного хозяйства вы хотели бы работать в будущем?”.

В соответствии с профессиями, которые нравятся учащимся, а также в соответствии с уже выбранными профессиям, большинство учащихся выбрали такую отрасль, как “транспорт” (28,6 %). Стоит отметить, что для юношей эта отрасль оказывается более приоритетной, нежели для девушек. Вполне закономерно отметили приоритетной “экономика и финансы” (27,8 %). Большое число будущих выпускников выделили в ряду других отрасли, как “предпринимательство” (23,4 %), “культура, искусство” (21,7 %), “информационные технологии” (20 %), “военная служба” (19,1 %), “машиностроение и металлообработка” (17,3 %), “безопасность и правопорядок” (17,3 %).

Территориальное распределение показало, что учащимися г. Лабытнанги данные отрасли мало предпочитаемы: “обрабатывающее производство” (2,6 %), “металлургическое производство” (2,6 %0, “стекольная и фарфора - фаянсовая промышленность” (2,6 %), “образование, наука” (2,6 %).

Для выявления мотивов выбора будущей профессии выпускникам был задан вопрос “Люди выбирают профессию по разным причинам. Отметьте причины, важные для Вас при выборе профессии?”

Доминирующим мотивом при выборе места работы для школьников 9- х классов является возможность получения хорошего заработка (60,0 %) и возможность заниматься любимым делом (60,0 %). То есть для большей половины опрошенных школьников основным желанием при выборке профессии является желание хорошо зарабатывать, обеспечивать своё существование, что сходно с позицией заниматься любимым делом. Вторым, по распространённости, мотивом является возможность сделать карьеру (50,4 %). Мотивом является приобретение посредством профессии высоких статусных позиций. Далее следуют мотивы, ориентированные на личные характеристики подростков. То есть, выбирая вариант ответа “Возможность работать творчески, реализовывать свои возможности и способности” (34,7 %), “Престиж профессии в обществе” (26,0 %) или “Возможность приобретения новых знаний и умений” (23,4 %), “Желание приносить пользу обществу, людям” (20,0 %) работа выступает для подростков ценностью-целью. И только (18,2 %) выбирает профессию, ориентируясь на уровень востребованности этой профессии на рынке труда, руководствуется объективной информацией. Акцентирование внимания на отсутствие усилий “Возможность работать, не прилагая особых усилий” (4,3 %), “Возможность иметь много свободного времени” (5,2 %), не является достаточным для выбора профессии. При выборе работы как средства и возможности поступления на обучение “Гарантия поступления на обучение по этой профессии” (12,1 %) происходит автоматически. Из всех советов по выбору профессии “Желание унаследовать профессию отца/ матери/ родственника” не являются значимыми (6,0 %).

Так же интересным является оценка школьников значимости советов по выбору профессии в зависимости от планов по дальнейшему обучению. В этом ракурсе ярко выделяется позиция, планирующих “Выбор делаю самостоятельно” (53,0 %); считаются с мнением родителей семьи, родственников (14,7 %); прислушиваются к мнению друзей (8,6 %).

Незначительная часть школьников считает, что влияние оказывает на профессиональный выбор: учителя в школе (2,6 %) и психологи (2,6 %). Из всех респондентов 1 чел. (0,8 %) ответил, что на его профессиональный выбор повлияла девушка. Школьники не обладают объективной информацией о рынке труда, о профессиях, наиболее необходимых для экономики республики, о плюсах и минусах предпочитаемых профессий. И в то же время, после 9-го класса часть школьников решает продолжить обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Поэтому, для соотнесения интересов школьников и нужд экономики, выпускникам 9-х классов был задан вопрос о мероприятиях “Что (кто) помогает вам в знакомстве с профессиями, рынком образования и труда?

Практически половина (43,4 %) опрошенных подростков высказала мнение, что лучше всего определиться с выбором профессии помогает - “интернет”. Возможность иметь большое количество информации о рынке образования и труда. (41,7 %) школьников выбрала вариант, что помогают в знакомстве с профессиями на рынке образования и труда – “Родители, родственники”. (33,9 %) школьники доверяют опыту родителей, родственников и опираются на их мнение. “Средства массовой информации” играют большую роль в знакомстве с профессиями, предпочтение СМИ отдали (33,9 %) школьников. Для определенной части школьников является интересным “заочное” знакомство с профессией “справочники, в которых дается описание профессий” (26,0 %). Консультации школьных учителей для выбора будущей профессии выбирает каждый шестой школьник (20,8 %). Просмотр буклетов и справочников профессиональных учебных заведений (14,7 %) и (13,0 %) “рекламные буклеты профессиональных учебных заведений” и “справочники для поступающих в профессиональные учебные заведения”. (11,3 %) школьников предпочитают обсуждать и получать информацию о профессиях с друзьями. Чуть меньший процент школьников предпочитает получать информацию о профессиях на встречах с представителями учебных заведений “дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях” (9,5 %), “школьные психологи или социальные педагоги” (9,5 %). Наименее значимый процент школьников ответили, что им помогает или кто им помогает в знакомстве с профессиями “педагоги дополнительного образования” (7,8 %). (6,0 %) предпочитают обратиться консультации специалистов службы занятости, центра профориентации и всего (5,2 %) интересуют выставки учебных заведений и ярмарки профессий.

Из выше указанного, можно сделать вывод, что у современных выпускников 9-х классов остаются стереотипы о высокой востребованности в ЯНАО специалистов интеллектуального труда, в частности профессия юрист считается по-прежнему очень востребованной и достойно оплачиваемой работой. Но, с другой стороны, подростки в той или иной степени объективно оценивают свои шансы, возможность добиться успеха, получить престижную высокооплачиваемую работу, и соответственно планируют получать начальное и среднее профессиональное образование. Так, более трети школьников, закончив 9 классов, планируют продолжить образование в училище или техникумах. Такое же количество молодёжи высказывает интерес к рабочим профессиям.

Как при выборе профессии, так и при выборе будущего места работы, ключевым фактором для молодёжи оказывается уровень оплаты труда. При этом, выбирая рабочее место, молодёжь на вторую позицию ставит необходимость интересности работы, но, выбирая будущую профессию, значительно меньший процент молодёжи выбирает ее из наличия личной предрасположенности к этому виду деятельности, в общем, и интереса к профессии, в частности.

Оценивая мероприятия, позволяющие молодому человеку определиться с будущей профессией, стоит отметить, что опрошенных подростков высказала мнение, что лучше всего определиться с выбором профессии помогает - “Интернет”, но наиболее эффективными способами непосредственного знакомства с профессией на рабочем месте, встреча учеников с представителями данной профессии. И, уже имея определенное представление о специфике различных профессий, молодой человек делает свой профессиональный выбор, в котором решающую роль играет влияние семьи.