Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глино-, воско-, кристаллотерапия). Я бы хотела поговорить о том методе, который использую в своей работе — игры в песке. Песок — загадочный материал. Он завораживает человека своей податливостью, возможностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей, это естественная и доступная каждому ребёнку форма деятельности. Малыш копает, лепит, рисует на песке, создаёт на нём отпечатки, что-то говорит…
Впервые, техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлср.[5] В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться Техника Мира Маргарет Ловенфельд [5], взятая из «теста мира». В свою очередь, Дорой М. Калф (Швейцария) [5] из Техники Мира был разработан терапевтический метод сэндплэй вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе с взрослыми. Применением данных техник послужила теория психолога и философа К.Г. Юнга.[6]
Естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок. В кабинете логопеда размещён песочный ящик размером 70x70x8. Песок в нем просеян, промыт и подвергнут термической обработке. В ящике имеется двойное дно, в котором находится подсветка. При работе с песком используются следующие материалы: пластмассовые крышки, ракушки, шишки, камешки, крупные бусины, мелкие игрушки, декоративный камень красного, синего, зелёного цвета (для обозначения звуков), крупы (фасоль, горох), грецкие орехи, деревянные палочки (имитирующее карандаш, ручку), предметные картинки и т.п.
Игры в песочнице очень органично вписываются в любой сюжет логопедического занятия. Они позволяют логопеду решать множество задач практически любого направления речевой коррекции. Приведу примеры некоторых игр и упражнений.
Упражнение «Найди и назови картинку»
Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить поверхность от песка, рассмотреть картинку под стеклом и чётко назвать, что на ней изображено. Картинки подбираются в соответствии с автоматизируемым звуком. Похожее задание предлагается на дифференциацию звуков. Ребёнку необходимо отыскать картинки, чётко назвать их и из песка сделать стрелочки. Например, если в названии картинки есть звук [с], то стрелочка будет «смотреть вниз», потому что кончик языка опущен за нижние зубы, а если в названии картинки звук [Ш], то стрелочка будет «смотреть вверх», потому что язык расположен за верхними зубами. В зоне работы с песком, дети с удовольствием выполняют звуковой, звуко- буквенный анализ слов. Ребёнку предлагается отыскать предмет и с помощью декоративного камня выложить на песке обозначение каждого звука.
Игра «В гости к Маше»
На поверхности песочницы выкладывается прямая или извилистая дорожка, которая состоит из пробок от молочных бутылок, на которые наклеены нужные в данный момент логопеду картинки . В моем арсенале накоплены пробки с картинками на все «трудные» звуки, лексические темы, слова с разный слоговой структурой и т.д. Дорожку заранее раскладывать не нужно. Уже в процессе подготовки к игре начинается коррекционная работа. Логопед показывает ребенку пробку и если малыш правильно произносит слово, которое там нарисовано , то он получает пробку и кладет ее на песок. На финише стоит домик Маши, она очень ждет гостей. Игроки выбирают для себя персонажей, которыми будут ходить по пробкам (фигурки от «Киндер – сюрпризов»). На первую пробку логопед ставит подарок, который мы несем Маше. Игроки поочередно бросают игральный кубик и, в соответствии с его указаниями, передвигают фигурки по пробкам, четко называя картинки. Если отрабатываемый звук назван не правильно, фигурка не двигается! Лидер, обгоняя игрока с подарком, забирает у него этот «трофей» и сам несет его к Маше. Побеждает игрок, пришедший первым в гости.
Игра «Крепость»
На поверхности песочницы ровным кольцом раскладывается 25 – 30 пробок с нужными картинками – это «вражеская крепость». В кольце есть зазор размером в одну пробку, слева от которого – вход в «крепость», справа – выход. Рядом с выходом лежит пробка – «ворота», которой в конце игры будет закрыт зазор в кольце. Участники игры – «лазутчики» поочередно «бросают» игральный кубик и в соответствии с выпавшим числом четко называют определенное количество коррекционных картинок, начиная от входа (по часовой стрелке) и передвигает фишки по соответствующим пробкам. После хода каждого игрока логопед передвигает по внутренней стороне кольца свою фишку – «стражника» каждый раз вперед на один «шаг». «Лазутчики» знают, что добравшись до финиша, «стражник» перекроет выход – зазор в кольце картинок. Поэтому они стараются как можно скорее выбраться из «вражеской крепости». Игроков, не успевших финишировать до закрытия «крепости», «стражник» берет «в плен» и не выпускает без «выкупа». «Выкуп» для каждого «пленника» назначает логопед. Он дает детям какие – либо задания: прочесть чистоговорку или повторить цепочку слогов, воспроизвести ритмический рисунок или построить звуковую модель слова.
Игра «Гольф»
На поверхности песочницы ровным квадратом (5 на 5) раскладываются пробки с нужным звуком. В центре квадрата пробки нет. Там нужно сделать лунку для мяча. Единственная фишка – «Мяч» устанавливается на любой угловой пробке. Фишка может передвигаться только по прямой в направлении от играющего участника или к нему. Поэтому, когда два соперника садятся с двух смежных сторон стола получается, что фишка «Мяч» передвигается то по вертикали игрового поля, то по горизонтали. При игре вчетвером игроки садятся с четырех сторон стола. Первый участник игры «бросает» игральный кубик. Предположим, выпадает «шестерка». Ребенок передвигает фишку в направлении от себя на 5 пробок до края игрового поля и возвращается на одну пробку назад, делая шестой ход. Игрок при этом четко называет то, что нарисовано на каждой пройденной фишкой коррекционной картинке. Затем в игру вступает ребенок, сидящий с правой стороны стола и т.д. Победителем становится тот игрок, которому удается загнать фишку «Мяч» в центр квадрата – в «лунку».
Игра «Охотники»
В песочнице строится 2 домика. Между ними выкладывается прямая дорожка из 7-9 пробок – это мост. С одной стороны у начала «моста» ставятся фишки всех игроков – «охотников», с другой стороны на финише встает «хищник» – любой отрицательный персонаж, которым может быть либо зверь (волк, тигр), либо сказочный антигерой (Дракон, Кощей), либо вымышленное существо, олицетворяющее негативные черты характера (Жадность, Злоба, Каприз). Роль «хищника» всегда исполняет взрослый. Первый игрок – «охотник» «бросает» игральный кубик. Предположим, у него выпадает «тройка». Он четко произносит названия трех первых картинок на «мосту», передвигает по ним фишку и останавливается на третьей пробке. Затем логопед «бросает» игральный кубик и «хищник» делает определенное число шагов по мосту навстречу «охотнику» При этом логопед четко называет картинки, давая детям образец произношения. Если «хищник» останавливается на той же самой пробке, на которой стоит «охотник», то он прогоняет «охотника» с моста обратно к его домику. Если же «хищник» не доходит до картинки, на которой стоит «охотник» или проходит дальше, то «охотник» остается стоять на своей пробке. А «хищник» после каждого своего хода (результативного или нерезультативного) возвращается на свой берег к началу моста. Затем «бросает» кубик второй игрок – и снова «хищник» (он вступает в игру после каждого игрока). В процессе игры на мосту оказывается несколько фишек игроков – «охотников». Если «хищник» во время своего очередного хода останавливается на пробке, где уже стоит одна или несколько фишек игроков – он прогоняет этого «охотника» (или этих «охотников») с моста. Как только кто-нибудь из «охотников» добирается до конца моста – он побеждает «хищника». Теперь мост свободен и все «охотники» могут беспрепятственно дойти до финиша.
Игра «Разведчики»
Два игрока, (или две пары игроков, если играют
вчетвером) садятся друг против друга. На песке,
перед ними раскладывается равное количество (по 7
или более) пробок – «солдатиков» с нужным звуком.
Первый игрок «бросает» игральный кубик и четко
называет указанное кубиком количество любых
картинок в ряду соперника. Например:
– Я беру в плен «ракету» и «рыбу».
Следующий ход делает игрок, сидящий напротив:
– Я забираю «корону», «рубашку» и «рубль»
Пробки соперника переходят к игроку только в том
случае, если он четко произносит корригируемый
звук. Побеждает игрок (пара игроков), сумевший
«взять в плен» всех «солдатиков» армии
противника.
В «песочные» игры можно трансформировать почти
все настольные игры [2]. Песочница повышает
интерес ребенка к коррекционной работе. Она
привлекает детей необычностью своего
присутствия на логопедическом занятии,
приятными ощущениями от прикосновения к песку.
Дидактические игры в песочнице позволяют решать
множество коррекционных задач.
Если в качестве коррекционных картинок для
пробок подбирать картинки со словами
определенного звуко-слогового состава
(«сарафан», «мясорубка», «сковорода») – можно
проводить работу по совершенствованию слоговой
структуры слова.
Если предстоит работа по формированию речевого дыхания, можно предложить игрокам проговаривать свои слова на одном выдохе. Предположим, на игральном кубике выпадает «пятерка», это означает, что игрок должен на одном выдохе, без добора воздуха произнести 5 названий картинок.
Посредством таких игр можно развивать просодику. Так, игроку, имеющему слишком высокий голос можно предложить, например, фишку – «медведя». Крикливому ребенку будет полезно почувствовать себя в образе тихой мышки, а ребенку, говорящему слишком быстро – поиграть фишкой «черепаха».
При обучении детей звуковому анализу можно проводить игру без игрового кубика. Вернее, кубик потребуется каждому игроку только при розыгрыше первого хода. В дальнейшем фишки будут передвигаться на столько шагов (картинок), сколько звуков входит в состав слов, на которых эти фишки останавливаются в процессе игры. Например, если в игру вступает фишка, стоящая на картинке «комар» – она сможет передвинуться на 5 шагов.
Если логопед для игры подберет фигурки
определенной лексической тематики (деревья,
ягоды, цветы, насекомые, рыбы, птицы и т.д.) – он
сможет уточнить, закрепить и, что особенно важно,
активизировать знания детей, т.е. предоставить им
возможность многократно использовать в речи не
часто употребляемые, не обиходные слова:
– Прошла я мимо «сыроежки», мимо «подосиновика»,
мимо «мухомора», а «боровик» сорвала.
А затем игры в песке можно использовать в качестве своеобразного теста, позволяющего определить уровень овладения детьми навыками обобщения, классификации предметов. Игровая дорожка в таких случаях выкладывается картинками, разной тематики, например: «роза», «рысь», «рот», «рубашка» и т.д. А игральный кубик нужен только для розыгрыша первого хода. В дальнейшем игрок будет передвигать фишку на столько шагов вперед, сколько каждый игрок в процессе своего очередного хода сможет назвать предметов, относящихся к тому же классу, что и предмет, изображенный на той картинке, на которой стояла его фишка до начала хода. Например: право сделать ход переходит к участнику игры, фишка которого стоит на картинке «роза». Для того, чтобы логопед продвинул его фишку как можно дальше, игрок старается вспомнить названия всех известных ему цветов. Аналогичным образом можно использовать игры с целью расширения глагольного словаря. Игрок передвинет фишку на столько шагов, сколько игрок сможет назвать слов – действий свойственных предмету, изображенному на картинке, с которой стартует его фишка во время очередного хода.
Игры в песке при необходимости помогут
закрепить умения детей подбирать определения и
находить признаки предметов. Можно с успехом их
использовать и в работе по формированию
грамматического строя речи:
– Согласование существительных с
прилагательными – добавляем к названию любой
эпитет, предположим, такой в состав которого
входит корригируемый звук «Р»: «красивый»,
«красивая», «красивое».
– Согласование существительных с числительными
– используем коррекционные картинки с
изображением одного, двух и трех предметов.
– Те же самые картинки будут полезны при
закреплении окончаний существительных
множественного числа именительного падежа.
– Окончания существительных как единственного,
так и множественного числа в родительном падеже
несложно закрепить, предложив игрокам следующий
образец построения фразы при продвижении фишки
по игровой дорожке: «Я иду мимо … (кого? чего?)
слона, сумки, санок».
Используя игры в песочнице можно закрепить навыки образования слов с помощью присоединения суффиксов, например. Если в игре логопед предложит детям «добрые» фишки, игрокам придется называть все коррекционные картинки уменьшительно-ласкательными словами: «Лучок, пчелка, сырок». А если игрокам с их маленькими фишечками логопед предложит почувствовать себя лилипутами в стране великанов – дети с удовольствием будут добавлять к словам, изображенным на коррекционных картинках суффикс «ИЩ»: «слонище», «сумища», «столище» и т.п.
На песке возможно осуществлять множество игр, направленных на развитие мелкой моторики. Например, предлагается «пройтись», «пробежать» пальчиками по дорожке, при этом дети проговаривают специальные чистоговорки, речёвки, можно создать необычные узоры на песке, с помощью пинцета доставать из песка мелкие детали (пуговица, бусина, ракушка и т.п.), выполнять сортировку предметов.
Благодаря таким играм мощно развивается тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика и координация движения рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Песок даёт возможность детям ощущать себя успешными, повышает работоспособность, делает занятия более продуктивными и увлекательными. Дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются, а при работе с песком они намного дольше сохраняю работоспособность. При использовании на занятиях игры с песком дети лучше выполняют пальчиковую гимнастику, движения пальцев становятся более чёткими, координированными. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. С наличием мотивации к обучению у детей намного быстрее формируются компенсаторные возможности, механизмы саморегуляции и самоконтроля, а это способствует появлению положительной динамики в логопедической работе.
Литература:
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: методическое пособие для педагогов и родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1988. — 48 с.
- Лебедева И.Л. Сказки деда Логопеда: методическое пособие/ М.: Вентана-Граф, 2015
- Набойкина. Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребёнком / Е. Л. Набойкина. — СПб. : Речь, 2006. — 144 с.
- Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 64 с., илл.
- Скавитина А. – Аналитическая игра в песок (сэндплзй) – дверь в королевство детства. – Москва , 2001
- Штейнхард Л. Юнгиапская песочная терапия.– СПб.: Питер.2001.г.