Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе экспериментирования

Разделы: Работа с дошкольниками


Прежде чем давать ребёнку знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

В.Сухомлинский

Актуальность проблем экологии в системе дошкольного образования и воспитания детей.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценности природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

В этих условиях экологическое воспитание во всех звеньях непрерывного образования приобретает приоритетное значение.

Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем не заменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получат возможность критически осмыслить полученную информацию.
Таким образом, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Работа с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы

Задачи работы с детьми.

Проработав теоретические основы по «Формированию основ экологических знаний у детей раннего возраста в процессе ознакомления детей с явлениями неживой природы», я приступила к практическому этапу работы по данной теме.

Образовательные задачи:

  • расширение представления детей о явлениях неживой природы,
  • формирование элементарных представлений о сезонных изменениях в природе,
  • обучение основам взаимодействия с природой (одеваться по погоде и т.д.).
  • обучение основам элементарного экспериментирования в процессе ознакомления детей со свойствами воды и песка,
  • обогащение словаря детей,
  • развитие мышления и речи.

Воспитательные задачи:

  • воспитание бережного отношения к неживой природе,
  • помощь детям в познании красоты природы в разное время года,

Оздоровительные задачи:

  • приобщение с раннего возраста к здоровому образу жизни в процессе ознакомления детей с явлениями неживой природы.

Чтобы понять суть предмета по ознакомлению с неживой природой, я проработала много литературы:

  1. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»;
  2. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
  3. Поддъяков Н.Н. «Сенсация: открытие новой ведущей деятельности»;
  4. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком»;
  5. Рыжова Н.А. «Опыты с песком и глиной»;
  6. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада».

Первое направление работы:

Предметно-пространственная среда как условие, способствующее процессу познания детьми явлений неживой природы.

Зная о том, что богатая, разнообразная предметно-пространственная среда, побуждает малыша к активным действиям и является важнейшим условием развития его познавательной сферы, я уделила внимание построению такой среды в своей группе.

Предметно-развивающую среду в группе проектировала в соответствии с задачами по элементарному экспериментированию, а также с учетом знаний детей и их индивидуальных особенностей. При отборе предметного содержания развивающей среды я ориентировалась на «зону ближайшего развития», т.е. на завтрашние возможности детей.

Так, в уголке мини-лаборатории, под названием «Ручеек», дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, песком, природным материалом. Наш «Ручеек» ассоциируется с пытливой мыслью ребенка, которая, как ручеек, прокладывает путь в неизведанное.

Уголок-лабораторию постепенно пополняю различными материалами: тестом, палочками, стаканчиками, камушками, корабликами, воронками и различными предметами из железа, бумаги, дерева, пластмассы, пенопласта.

Весь набор оборудования в мини-лаборатории не находится в течение года бессменно. Условно оборудование я делю на три категории:

  • «сегодня» – тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах;
  • «вчера» – материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для закрепления знаний: тесто, песок и т.д.;
  • «завтра» – содержание, материала, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

Учитывая специфику детей этого возраста, я не перенасыщаю содержание мини-лаборатории сегодняшнего дня оборудованием, но в запасе у меня есть все, что потребуется детям для экспериментирования в течение года.

Кроме того, я не забываю об эмоциональной насыщенности предметно-развивающей среды для детей раннего возраста. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство то и довольно легко запоминается. Поэтому все оборудование я подбираю с учетом этой особенности детской памяти.

Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, изображал, манипулировал. Таким образом, я вношу в мини-лабораторию оборудование в расчете на подгруппу детей, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно действовать с предметами.

Второе направление работы:

Организацию работы с детьми раннего возраста по элементарному экспериментированию
Следующим этапом работы было составление перспективного плана по ознакомлению детей с явлениями неживой природы:

  • Ознакомление с явлениями природы – небо, солнце, ветер, дождь, снег.
  • Ознакомление со свойствами воды и песка.

Из различных источников подобрала экологические игры, материал для наблюдения за природой на прогулках и материал для детского экспериментирования. План предусматривает раздел экологическое воспитание с 2-х до 3-х лет. Мы берем детей с 1,6 мес. и ведем их до 3-х лет, поэтому, начальные экологические знания я давала детям еще во второй группе раннего возраста: через наблюдения на прогулке, в уголке природы, дидактические игры и так далее. А в первой младшей группе я уже провожу систематические занятия (одно занятие в месяц) по формированию элементарных экологических представлений.

Основой всех занятий по экологическому воспитанию я считаю наблюдение. Знакомя детей с различными явлениями неживой природы, при этом, не упуская возможности наблюдать за случайными и неожиданными явлениями: радуга после дождя, солнечные зайчики на веранде, красивые облака и т.д. Стараюсь стимулировать детскую любознательность, учу детей видеть изменения в природе самостоятельно делать элементарные выводы. Я всегда помню, что каждый день в природе – неповторим!

Постоянно отмечаю с детьми сезонные изменения в природе и погоде.

И только когда у детей в результате наблюдений появляется свой опыт, перехожу к занятиям с элементами экспериментирования.

Первые эксперименты проводились с водой. Ознакомление со свойствами воды проходят во время специально организованных игр-занятий. В играх с водой заложены большие возможности для развития у малышей познавательной сферы. Дети знакомились с ее свойствами: вода – жидкая, не имеет формы, течет, имеет температуру, бывает теплой, горячей, холодной, прозрачная, не имеет вкуса и запаха, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

Вода всегда притягательна для детей, благодаря ее подвижности и доступности силам ребенка. Вода возбуждает ребенка, поэтому я учу детей правильному аккуратному отношению с ней: не плескать через край, не делать резких движений и т.д. Вначале предлагаю детям просто опустить ладошки в воду, пошевелить в ней пальчиками, говорю: «Вода прозрачная, ласковая».

В следующий раз я показываю детям, как вода окрашивается в разные цвета. На следующих занятиях демонстрирую свойства воды, используя разнообразный игровой материал, предоставляю каждому возможность ощутить ее температуру, попутно развертывая игры: стирка белья, мытье игрушек, занятия с цветными шариками.

Опуская на дно игрушки, дети замечают, что одни остаются на дне, а другие тут же всплывают на поверхность. Почему? Объяснение даю, организуя игру –занятие «Тонет-плавает».

При проливании воды на стол, ставила перед детьми вопрос: «Что нужно сделать, чтобы лужи не было?» Вместе с детьми мы экспериментировали с губкой, тряпкой, бумажной салфеткой и малыши сами делали выводы: тряпка и губка впитывают воду, ими можно вытирать пролившуюся воду, а бумажная салфетка размокает.

Знакомлю детей со свойствами льда и снега. В группе провожу игры-эксперименты со снегом: из снега на глазах детей получается вода, и наоборот, из воды можно получить лед и цветные льдинки (занятие «Бусы для Мишки»).

Особое значение придаю играм детей с водой в летний период. Эти игры несут с собой неиссякаемое творчество, где решаются самые смелые замыслы: плавают кораблики; купаются куклы; вертятся мельницы; воду можно переносить в ведерке, но нельзя – в решете; вода бурлит, пенится, волнуется, образуя большие и маленькие волны.

Эксперименты с песком и мелким природным материалом(камешки, шишки, перышки и прочее) позволяют малышам лучше познать природу, самому изучить свойства универсального строительного материала – песка.

При знакомстве детей со свойствами песка уточняю: песок бывает сухой, мокрый, влажный, впитывает воду, сухой – сыплется, влажный – лепится. Детям предлагаю проблемные ситуации, например, песок перемешался с камушками, как их разделить? Песок сухой, как сделать его влажным?

Третье направление работы

Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению детей с явлениями неживой природы.

Я считаю, что реализация этого направления работы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей.
В работе с семьей, я использовала такие формы работы как: консультации, беседы, практические просмотры, родительские собрания.

Родители, в свою очередь, приняли активное участие в оборудовании уголка экспериментирования, в пополнении его необходимыми материалами, а также способствовали удовлетворению познавательных интересов своих детей экспериментированием в домашних условиях. Так, например, по моему совету родители вместе с детьми проводили эксперименты с водой и льдом в домашних условиях, смешивали краски. Такая работа доставила удовольствие, как детям, так и родителям.

И устно, и через стенд для родителей предлагаем на вечерних прогулках или по пути в детский сад обратить внимание сына или дочери на погоду, явления природы, животных. Особое внимание уделяю родительским собраниям, где постоянно звучит тема нравственности, доброты, отношения детей к окружающему.

Данная работа позволяет мне сделать следующие выводы:

  • У детей раннего возраста исследовательская деятельность вызывает огромный интерес: ребёнку предоставляется возможность самому найти ответ на вопросы как? и почему? Дети с помощью вопросов педагога устанавливают причинно-следственные связи; у них формируются элементы наглядно-образного мышления, развивается речевая деятельность, повышается словарный запас детей.
  • Игры-экспериментирования помогают сформировать у детей раннего возраста элементарные знания о явлениях неживой природы.
  • Детское экспериментирование – не изолированный от других вид деятельности: оно тесно связано и положительно влияет на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление психо-эмоционального состояния за счет влияния природных факторов на здоровье детей.

Работая над этой темой, я заметила, как я изменилась сама, стала более наблюдательной. Я поняла, что эта тема интересна не только для детей, но и для нас взрослых.