По теме третий урок (из трех). На уроке используются занимательные задания с целью активизации мыслительной деятельности учащихся.
Цель: организовать совместную деятельность учащихся по обобщению знаний и самостоятельному их применению в рамках темы “Признаки параллельности двух прямых”.
Задачи:
- обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме “Признаки параллельности двух прямых”, реализовать знания и умения по данной теме для решения задач базового уровня и повышенной сложности, подвести учащихся к выводу мысли о необходимости доказательства суждений;
- развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;
- воспитательные: побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, работе в команде, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, воспитывать у учащихся интерес к познанию геометрии; воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения; воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Тип урока: урок закрепления материала.
Форма работы: групповая (по 4 человека).
К уроку: компьютер, доска SMART Board, раздаточный материал: тетради наблюдений для учащихся (приложение 1), фотография леса (деревьев) (приложение 2), линейки, чертёжные угольники, фломастеры.
Ход урока
I Этап. Мотивационно-ориентированный.
Организация начала урока.
Слайд 1. Сообщение темы урока, формулирование цель, обсуждение планируемых результатов урока.
- Ещё Г.Галилей сказал, что “Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей”. Выясним, так ли это?
II Этап. Рефлексивно-оценочный.
Повторение по теме “Признаки параллельности двух прямых”.
Слайд 2.
- Укажите рисунки с изображением параллельных прямых. (Возможные ответы ребят рисунки под буквами В и Г, урок построить по структуре доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы по рис.3)
Слайд 3.
- Параллельны ли прямые? (Приложение 1).Выслушать доводы детей, побудить к дискуссии. Иллюзия. Проверить при помощи линейки и угольника. Используя возможности доски SMART Board.
Слайд 4.
Как называется прием, который используют в изобразительном искусстве, показанный на слайде? (Выслушать высказывания учащихся. Дать возможность обсудить в группе: как кажется и как в действительности).
Перспектива - изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимся в точку на горизонте.
Слайд 5.
- Есть ли в лесу параллельно стоящие деревья на фото? (Приложение 2 или рисунок 1).
Практическая работа. Изображение параллельных прямых на фото с деревьями с использованием угольника, линейки, фломастера.
Слайд 6.
- Восстановите определение или теорему. Работа в группе.
Составление определений или формулировки теоремы. Один от стола проговаривает определение или теорему.
Слайд 7.
- Укажите причины параллельности прямых. По рисунку на слайде. Обсуждение в группе, (с соседом по плечу).
III Этап применения способов действия.
Слайд 8. Дан треугольник АВС, стороны АВ и ВС пересечены прямой МК, О и Р - точки пересечения. (Заполнить пропуски, приложение 1).
Рассмотрим прямые МК и АС, они пересечены прямой АВ – секущая.
BAC и BOP - ... (соответственные) при прямых ... (АС) и ...(МК) и секущей .. (АВ).
BCA и ...... (КРС). – накрест лежащие при прямых АС и МК и секущей ....(ВС).
AOP и ...... (САО) - односторонние при прямых ......(АС) и .....(МК) и секущей АВ.
Слайд 9. Самостоятельное решение задач, с последующей проверкой. Приложение 1.
1. На рисунке 1 АМ = АN, МNС = 117°; АВС = 63°. Докажите, что MN || ВС.
2. На рисунке 2 АD = DС, 1 = 3=30°. Докажите, что DЕ || АС. Найдите 2 .
3. На рисунке 3 луч ВС – биссектриса угла АВD; ЕАВ = 116°, DВС=58°.Докажите, что ВD || АС. Найти ВСА.
4. На рисунке 4 лучи ВО и СО – биссектрисы углов В и С треугольника АВС. На сторонах АВ и АС отмечены точки М и N так, что ВМ = МО, СN = NО. Докажите, что точки М, О и N лежат на одной прямой.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Проверка 1 и 2 задачи.
Д/з Задачи №3,4, Л.С. Атанасян, учебник "Геометрия 7-9"п. 24, 25.
IV Этап подведения итогов.
- Вспомните наши рассуждения в начале урока. Почему мы ошиблись (или нет) в определении параллельных прямых.
- Помогла ли нам сегодня геометрия в “Изощрении наших умственных способностей”:
Слайд 10. Итог урока.
1. На уроке я вспомнил_ или повторил...
2. Испытывал_ затруднения...
3. Для меня оказалось неожиданным ...
4. Во время урока я чувствовал_ себя:
- спокойно;
- неуверенно;
- испытывал интерес;
- другое ______________
Библиография.
1. Фото для презентации к уроку:
1) http://static.wixstatic.com/media/956ab6_4d361c08290e4968935b4b92d296d6f0.jpg
2) Параллельные прямые: https://mat.1sept.ru/2009/19/107.gif
http://edu.znate.ru/tw_files2/urls_40/70/d-69049/img11.jpg
3) Перспектива. Точка схода: http://artatac.ru/wp-content/uploads/2014/06/mini2.jpg
2. Идея задачи причины параллельности прямых: О.Н. Димакова – учитель математики МБОУ "СОШ №2 имени Героя Советского Союза И.Е.Жукова" г. Владимира
3. Геометрия. 7-9 классы. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк. М.: Просвещение, 2015г.
4. Задачи по геометрии. Б.Г. Зив В.М. Мейлер А.Г. Баханский. Задачи по геометрии 7-11. М.: Просвещение, 2000г.
5. Рабочая тетрадь по геометрии 7 класс. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Глазков, Юдина. “Экзамен”, 2015 г.