Логопедическая тема: Дифференциация гласных А-Я.
Грамматическая тема: Деление слов на слоги. Перенос слов. Разделительный мягкий знак.
Лексическая тема: Осень. Перелетные птицы.
Цели:
- учить различать на слух мягкость согласного, обозначенного гласной Я;
- учить различать гласные А-Я в словах, словосочетаниях и предложениях;
- учить обозначать на письме твердость-мягкость согласных буквами А-Я;
- закрепить навыки деления слов на слоги и переноса слов;
- закрепить навыки чтения и написания слов с разделительным мягким знаком;
- обогащать словарь антонимов;
- учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
- активизировать словарь по теме “Перелетные птицы”;
- формировать связную речь;
- развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных птиц, текст стихотворения “Птицы на юг улетают...”, индивидуальные карточки по дифференциации гласных в словах, индивидуальные карточки к упражнению “Скажи наоборот”, рисунки к упражнению “Один-много”, звуковые линейки, домики с окошками, схема для составления рассказа о перелетных птицах, тетради, ручки, фишки.
Ход занятия
Организационный момент.
Пантомима “В осеннем лесу”.
Логопед: Представьте себе, что вы находитесь в осеннем лесу. По выражению вашего лица я должна догадаться, что вы чувствуете, какие эмоции вы испытываете. А по вашим движениям – кого из животных вы увидели.
Введение в лексическую тему.
На доску выставляются картинки с изображением перелетных птиц (Зяблик, кукушка, ласточка, трясогузка, журавль, лебедь, скворец, грач) Учащиеся их называют.
Логопед: Назовите этих птиц одним словом? (Перелетные)
Почему они улетают в теплые края? (Чтобы зимой не погибнуть от холода и голода)
Послушайте стихотворение о перелетных птицах.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Хоровое чтение стихотворения с соблюдением пауз, речевого вдоха и выдоха, повышением и понижением голоса. Заучивание стихотворения наизусть.
Работа по дифференциации гласных А-Я в словах.
На индивидуальных карточках написаны названия птиц. Вместо гласных А-Я вставлены графические схемы. Учащиеся заменяют схемы соответствующим гласным, читают получившееся слово. (Ласточка, лебедята, дятел, трясогузка, зяблик, журавль, грач)
Логопед: Какая из птиц здесь лишняя? (Дятел) Почему? (Она зимующая) Что должен делать человек, чтобы зимующие птицы легче перенесли зиму? (Подкармливать птиц)
Работа над слоговым анализом.
Логопед: Всех птиц, изображенных на картинках, мы должны расселить по домикам. Первая группа птиц будет жить в домике с одним окошком. В словах, называющих этих птиц, должен быть один слог. Вторая – в домике с двумя окошками. В словах, называющих этих птиц, должно быть два слога. Третья – в домике с тремя окошками. В словах, называющих этих птиц, должно быть три слога.
Для того чтобы не ошибиться при расселении птиц, вы должны вспомнить правило о том, как правильно определить количество слогов в слове. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Учащиеся работают в группах. Их три. Каждая группа учащихся отвечает за свой домик.
После расселения птиц по домикам дети записывают слова в тетради, распределяя их по трем столбикам. Слова записываются с проговариванием и комментированием механизма смягчения согласной йотированной гласной.
Логопед: А какие из всех записанных вами слов нельзя переносить? (Аист, грач)
Почему? (Слова, состоящие из одного слога, переносить нельзя. При переносе слов одну букву нельзя переносить на новую строку и нельзя оставлять на предыдущей строке.)
Работа над звукобуквенным анализом.
Логопед загадывает загадки. Ученики отгадывают их.
В красной шапке по болоту
Долгоногий ходит кто-то.
С длинной шеей, с длинным носом
В серый он кафтан одет,
Ищет он себе обед.
Лягушонка вмиг поймав,
Подкрепился чуть... (Журавль)
Нам часто слышится в леску
Между ветвей: “Ку-ку! Ку-ку!”
Какая пестренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко? (Кукушка)
Учащиеся считают звуки в этих словах при помощи звуковых линеек.
Логопед: В каком слове букв получилось больше чем звуков? (Журавль) Почему?
(Буква Ь звука не дает)
Физкультминутка
Птицы крыльями помашут, (учащиеся имитируют взмах крыльев)
Пролетят над нашим домом, (учащиеся имитируют полет птиц)
Пролетят над нашим садом
И над всем, что им знакомо.
7. Работа над дифференциацией гласных А-Я в словосочетаниях.
а) Упражнение “Скажи наоборот”.
…: Прочтите словосочетания на ваших карточках, вставляя в слова пропущенные гласные А или Я. Подберите словосочетания противоположные по смыслу к тем, которые вы прочитали.
Длинная ше. – (короткая шея)
Сильные крыль. – (слабые крылья)
Темные перь. – (светлые перья)
М.гкие перышки – (жесткие перышки)
Крупные .йца – (мелкие яйца)
б) Упражнение “Один – много”
Детям нужно правильно согласовать существительные с прилагательными в роде и числе. Логопед поочередно предлагает детям рисунки: желтый лист – желтые листья, лебединое крыло – лебединые крылья, птичье перо – птичьи перья, пшеничный колос – пшеничные колосья, высокое дерево – высокие деревья.
Логопед: Замените рисунки словосочетанием. Окончания проговаривайте четко.
Например: желтый лист – желтые листья.
Какая буква в словах “листья”, “крылья”, “перья”, “колосья” и “деревья” сделала мягкими согласные, которые отделены от гласной Я при произнесении слова небольшой паузой? (Буква Ь) Как мы называем мягкий знак, который “отталкивает” в словах гласную второго ряда от мягкого согласного? (Разделительный Ь)
Работа в тетрадях.
Учащиеся составляют предложения со словосочетаниями предыдущего задания. Лучшие предложения с проговариванием и комментированием записываются в тетради.
Логопед: Закончите предложение, которое я начну: “Птичьи крылья должны быть ...”. (сильными) А почему они должны быть сильными? (Чтобы птицы могли перелетать на дальние расстояния)
Предложение дети записывают под диктовку, после чего обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку.
Составление рассказа о перелетной птице по схеме.
Итог занятия.
Дети подсчитывают количество фишек, полученных за правильные ответы в течение занятия. Выясняют, кто стал победителем.