Школьное образование в настоящее
время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а
“новые условия требуют новых путей решения”.
(Н.Рерих)
Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, полученные на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, я, как учитель начальных классов должна не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов, основным объектом которого будет реализация предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников.
Существует несколько определений понятия мониторинга.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу “настроить” учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Мониторинг - это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения.
Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:
по целям:
- оперативный;
- стратегический;
- тактический;
по этапам обучения:
- входной;
- учебный;
- итоговый;
по временной зависимости:
- ретроспективный;
- предупредительный;
- текущий;
по охвату объекта наблюдений:
- локальный;
- выборочный;
- сплошной;
по организационным формам:
- индивидуальный;
- групповой;
- фронтальный
Цель мониторинга:
- проанализировать и оценить результативность обучения;
- оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
- проанализировать успешность обучения ;
- обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, выясняются такие вопросы, как достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя.
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:
- Учебные возможности младших школьников;
- Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
- Коррекционную работу на перспективу.
Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.
Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:
- разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
- первичная диагностика учащихся;
- повторная диагностика учащихся;
- сравнительный анализ результатов диагностики.
Объекты мониторинга:
1. Универсальные учебные действия младших школьников;
2. Психолого-педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе: проектное обучение, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающее.
4. Внеурочная деятельность
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальной школе.
Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями.
Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.
Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация школы.
Я поведу разговор о мониторинге, проводимым учителем, так как именно мониторинг первого уровня обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей.
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Программа действий мониторинга (алгоритм)
1. Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося.
2. Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).
3. Промежуточный контроль.
4. Повторная коррекция.
5. Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.)
6. Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).
7. Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны.
8. Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется).
9. Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна быть не ниже 85%).
10. Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).
Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.
Педагогический мониторинг – это анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.
Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. Определяем периодичность проведения мониторинга. В данном случае я покажу, как отслеживалась работа по написанию изложения текста, решение задач разных видов, проверка техники чтения.
Точно также я провожу мониторинг и по другим областям: списывание текста, вычислительные навыки, знание таблицы умножения и т.д.
Результатом всех видов мониторинговых работ, проводимых в первом классе, является сформированность универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Эти данные сначала заносятся в таблицы, а потом составляется диаграмма формирования УУД.
В последующих классах продолжается такая же работа.
Заключение
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, логопеда.
Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные способы помощи детям, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.
Итак, мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.
Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:
- созданию личностно ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому ученику.
Мониторинг как средство отслеживания результатов учащихся полностью оправдывает себя:
- выявляет “западающих” тем;
- помогает определить детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
- заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;
- повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
- способствует усилению успешности учащихся.
Рекомендации
С целью улучшения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО я предлагаю:
1. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения.
2. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний), степень обученности класса.
3. Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней.
4. Результаты всех видов мониторинга доводить до сведения учащихся и в обязательном порядке – до сведения родителей.