Однозначные и многозначные слова. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель деятельности учителя: ознакомить с понятиями однозначные и многозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты.

  • Предметные: знать понятия однозначные и многозначные слова, общее сходство между разными значениями многозначного слова; уметь определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации, пользоваться толковым словарем.
  • Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
  • Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, наблюдение над языком; фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, выставка толковых словарей русского языка, презентация по теме урока.

Основные понятия и термины: лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Деятельность учителя: Вступительное слово учителя на фоне аудиозаписи.

http://www.youtube.com/watchv=lzgc?Zwh5cyc

Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем.

- На какие размышления наводят строки Арсения Тарковского?

- Вдумайтесь в смысл этого предложения. Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа к уроку? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

Деятельность учащихся: Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку.

Форма организации взаимодействия: фронтальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

  • Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
  • Познавательные: осознают познавательную задачу.
  • Регулятивные: планируют необходимые действия.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Воспроизведение ранее изученного, установление связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.

Деятельность учителя: Сегодня мы будем работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам.

Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы, который приведет к успеху всего класса.

Текст стихотворения на слайде.

Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют.
Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
“Слон затрубил”,- говорят.
Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре?
А. Кушнер

- Почему герой попал в затруднительную ситуацию?

(Слово “ножки” имеет несколько значений: “ножка стула” и “ножка ребенка”, “часы бьют”, “слон затрубил”, значит производят какой-то звук, а герой стихотворения этого не знал.)

- Подумайте, какое отношение это шуточное стихотворение имеет к теме нашего урока?

(Не всегда значение слова может быть понятно сразу, потому что у некоторых слов несколько значений)

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию.

Форма организации взаимодействия: фронтальная, индивидуальная.

УУД:

  • Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
  • Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
  • Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Творческая работа, анализ языковых единиц. Обсуждение результатов работы по заданиям презентации.

Деятельность учителя: создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие трудности в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при небольшой помощи учителя).

- Учитывая лексическое значение слова, нарисуйте предмет:

  • 1-й ряд - ручка,
  • 2-й - айсберг,
  • 3-й – шляпка.

- А теперь, давайте, посмотрим на рисунки и сравним, что у нас получилось.

Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

Деятельность учащихся: обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, выделяют в рисунках общее и различное, приходят к обобщению, что предмет может включать в себя только одно понятие или несколько значений.

Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.

Физкультминутка. http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!

(Учащиеся выполняют физические упражнения)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с целью урока.

Деятельность учителя: формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово?

Деятельность учащихся: воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем.

Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.

УУД:

  • Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.
  • Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников.
  • Регулятивные: планируют необходимые действия.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с учебником, письменная работа.

Деятельность учителя:

- Составьте под каждым рисунком (слайд) словосочетание и предложение на основе образа-картинки.

Например:

  • 1 – ряд – шариковая ручка, ручка двери, ручка малыша
  • 2 – ряд – большой айсберг; Мы увидели большой айсберг
  • 3 – ряд – соломенная шляпка, шляпка гриба.

- Попробуйте ответить на вопрос: сколько лексических значений могут иметь слова? (Некоторые слова имеют несколько значений, а некоторые только одно).

- Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово? (В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова).

Чтение теоретического материала в учебнике.

Дополняет ответы, организует и направляет деятельность учащихся.

Деятельность учащихся: составляют предложения, отвечают на вопросы, работают с учебником. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.

  • Личностные: желают приобретать новые знания, умения.
  • Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.
  • Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

6. Закрепление с комментированием.

Обобщение и систематизация знаний, формирование способов применения их на практике. Беседа по теме урока, письменная работа.

Деятельность учителя:

- Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным?

(По толковому словарю.)

Найдите в толковом словаре значение слов.

  • 1 ряд – оттенок,
  • 2 ряд – реять,
  • 3 ряд – безвестный.

- Почему они являются многозначными? (Имеют несколько значений)

- Что объединяет эти значения? (Сходство.)

- Сделайте вывод какие слова мы называем многозначными?

1. Выполнение упражнений 17, 18, 20.

2. Работа в группах.

- Придумайте 2-3 предложения с неправильным употреблением значения многозначного слова и запишите их в тетрадь.

Деятельность учащихся: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, упражнения, работают с заданием.

Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Обобщение и систематизация знаний. Письменная работа, выполнение разноуровневых упражнений на основе текстов учебника.

Деятельность учителя:

Индивидуальные задания:

- Составьте мини – сообщение на тему: “Однозначные и многозначные слова”. (Заслушиваются 2-3 сообщения подготовленных учеников)

- Реши кроссворд. http://learningapps.org/display?v=ps7593ta201

Деятельность учащихся: работают с заданием, отвечают на вопросы.

Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке знаний.

Электронные задания.

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0fea489-477c-4153-acda-876b1d2e6bdc/
  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/35876988-cb34-4b2e-b5d5-069980b06ede/

Деятельность учителя:

Чтобы знания были впрок,
Кратко повторим урок!

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?

- Вспомним эпиграф к уроку. Напишите, что вы узнали по новой теме и как эпиграф иллюстрирует наши новые знания.

(Учитель создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом)

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, записывают ответы, оценивают работу товарищей.

Форма организации взаимодействия: фронтальная.

УУД:

  • Личностные: понимают значение знаний для человека.
  • Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Регулятивные: оценивают свою работу.

Домашнее задание: параграф 5, упр.21

9. Рефлексия.

Заключительная беседа по вопросам.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и поднимите ее. Урок понравился – зеленая карточка, урок не понравился – красная.

Деятельность учащихся: определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Аудио- видеозапись http://www.youtube.com/watchv=lzgc?Zwh5cyc
Физкультминутка http://learningapps.org/display?v=ps7593ta201
Выполни задания http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0fea489-477c-4153-acda-876b1d2e6bdc/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/35876988-cb34-4b2e-b5d5-069980b06ede/

Реши кроссворд http://learningapps.org/display?v=ps7593ta201