Цель деятельности учителя: ознакомить с понятиями однозначные и многозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты.
- Предметные: знать понятия однозначные и многозначные слова, общее сходство между разными значениями многозначного слова; уметь определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации, пользоваться толковым словарем.
- Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
- Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, наблюдение над языком; фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, выставка толковых словарей русского языка, презентация по теме урока.
Основные понятия и термины: лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Деятельность учителя: Вступительное слово учителя на фоне аудиозаписи.
http://www.youtube.com/watchv=lzgc?Zwh5cyc
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем.
- На какие размышления наводят строки Арсения Тарковского?
- Вдумайтесь в смысл этого предложения. Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа к уроку? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
Деятельность учащихся: Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку.
Форма организации взаимодействия: фронтальная.
Формируемые умения (универсальные учебные действия):
- Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
- Познавательные: осознают познавательную задачу.
- Регулятивные: планируют необходимые действия.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Воспроизведение ранее изученного, установление связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.
Деятельность учителя: Сегодня мы будем работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам.
Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы, который приведет к успеху всего класса.
Текст стихотворения на слайде.
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют.
Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
“Слон затрубил”,- говорят.
Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре?
А. Кушнер
- Почему герой попал в затруднительную ситуацию?
(Слово “ножки” имеет несколько значений: “ножка стула” и “ножка ребенка”, “часы бьют”, “слон затрубил”, значит производят какой-то звук, а герой стихотворения этого не знал.)
- Подумайте, какое отношение это шуточное стихотворение имеет к теме нашего урока?
(Не всегда значение слова может быть понятно сразу, потому что у некоторых слов несколько значений)
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию.
Форма организации взаимодействия: фронтальная, индивидуальная.
УУД:
- Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
- Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
- Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3. Выявление места и причины затруднения.
Творческая работа, анализ языковых единиц. Обсуждение результатов работы по заданиям презентации.
Деятельность учителя: создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие трудности в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при небольшой помощи учителя).
- Учитывая лексическое значение слова, нарисуйте предмет:
- 1-й ряд - ручка,
- 2-й - айсберг,
- 3-й – шляпка.
- А теперь, давайте, посмотрим на рисунки и сравним, что у нас получилось.
Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность выполнения заданий.
Деятельность учащихся: обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, выделяют в рисунках общее и различное, приходят к обобщению, что предмет может включать в себя только одно понятие или несколько значений.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.
Физкультминутка. http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
(Учащиеся выполняют физические упражнения)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с целью урока.
Деятельность учителя: формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово?
Деятельность учащихся: воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.
УУД:
- Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.
- Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников.
- Регулятивные: планируют необходимые действия.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с учебником, письменная работа.
Деятельность учителя:
- Составьте под каждым рисунком (слайд) словосочетание и предложение на основе образа-картинки.
Например:
- 1 – ряд – шариковая ручка, ручка двери, ручка малыша
- 2 – ряд – большой айсберг; Мы увидели большой айсберг
- 3 – ряд – соломенная шляпка, шляпка гриба.
- Попробуйте ответить на вопрос: сколько лексических значений могут иметь слова? (Некоторые слова имеют несколько значений, а некоторые только одно).
- Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово? (В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова).
Чтение теоретического материала в учебнике.
Дополняет ответы, организует и направляет деятельность учащихся.
Деятельность учащихся: составляют предложения, отвечают на вопросы, работают с учебником. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.
- Личностные: желают приобретать новые знания, умения.
- Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.
- Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
6. Закрепление с комментированием.
Обобщение и систематизация знаний, формирование способов применения их на практике. Беседа по теме урока, письменная работа.
Деятельность учителя:
- Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным?
(По толковому словарю.)
Найдите в толковом словаре значение слов.
- 1 ряд – оттенок,
- 2 ряд – реять,
- 3 ряд – безвестный.
- Почему они являются многозначными? (Имеют несколько значений)
- Что объединяет эти значения? (Сходство.)
- Сделайте вывод какие слова мы называем многозначными?
1. Выполнение упражнений 17, 18, 20.
2. Работа в группах.
- Придумайте 2-3 предложения с неправильным употреблением значения многозначного слова и запишите их в тетрадь.
Деятельность учащихся: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, упражнения, работают с заданием.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Обобщение и систематизация знаний. Письменная работа, выполнение разноуровневых упражнений на основе текстов учебника.
Деятельность учителя:
Индивидуальные задания:
- Составьте мини – сообщение на тему: “Однозначные и многозначные слова”. (Заслушиваются 2-3 сообщения подготовленных учеников)
- Реши кроссворд. http://learningapps.org/display?v=ps7593ta201
Деятельность учащихся: работают с заданием, отвечают на вопросы.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Обобщение полученных на уроке знаний.
Электронные задания.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0fea489-477c-4153-acda-876b1d2e6bdc/
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/35876988-cb34-4b2e-b5d5-069980b06ede/
Деятельность учителя:
Чтобы знания были впрок,
Кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?
- Вспомним эпиграф к уроку. Напишите, что вы узнали по новой теме и как эпиграф иллюстрирует наши новые знания.
(Учитель создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом)
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, записывают ответы, оценивают работу товарищей.
Форма организации взаимодействия: фронтальная.
УУД:
- Личностные: понимают значение знаний для человека.
- Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Регулятивные: оценивают свою работу.
Домашнее задание: параграф 5, упр.21
9. Рефлексия.
Заключительная беседа по вопросам.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и поднимите ее. Урок понравился – зеленая карточка, урок не понравился – красная.
Деятельность учащихся: определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Форма организации взаимодействия: индивидуальная, групповая.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Аудио- видеозапись | http://www.youtube.com/watchv=lzgc?Zwh5cyc |
Физкультминутка | http://learningapps.org/display?v=ps7593ta201 |
Выполни задания | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0fea489-477c-4153-acda-876b1d2e6bdc/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/35876988-cb34-4b2e-b5d5-069980b06ede/ |
Реши кроссворд | http://learningapps.org/display?v=ps7593ta201 |