(На сцену под музыку выходит Старушка Шапокляк.)
Шапокляк:
Я – старушка хоть куда: и умна, и молода!
Со мною моя крыска по имени Лариска. (прислушивается)Там кто-то есть, сюда идут...
Меня пока здесь не найдут.
Я спрячусь там и подсмотрю.
Ах! Как подсматривать люблю!
(Под музыку выходят дети)
Дети:
Что написано у нас?
До свиданья, первый класс! Это, кажется, про нас.
Давайте, песенку споём про класс, в котором мы живём!
(Песня на мотив “Песня волшебника-недоучки” Приложение №1)
(Выходит старуха Шапокляк, ворчит.)
Шапокляк:
Во второй им пора, во второй пора...
Какой второй?! Вы что, ребята?
Туда ещё вам рановато.
Хоть целый год вы проучились, но ничему не научились!Вы, конечно же, узнали: Шапокляк – старушка я.
Целый год я наблюдала, как живёте вы, друзья!
Министр образования прислал меня с заданием:
Проверить тут, пронюхать там и всем поставить двойки вам!Я экзамен проведу, что не знаете, найду.
Докажу, что зря старались – лучше б в детсаду остались.
(В разговор вступают дети)
Дети:
Бабушка, вы не сердитесь, лучше сядьте, присмотритесь.
Мы сегодня рады вам: всем ребятам-первокам,
Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых, и серьёзных, и весёлых.
Все: Первый класс, первый класс пригласил на праздник вас!
Ведущий: Сегодня у нас необычный день – праздник прощания с первым классом. Вы преодолели самую трудную первую ступеньку на длинной лесенке знаний. Благодаря своему старанию, трудолюбию вы многому научились. А ведь совсем недавно вы переступили порог нашей школы, держа за руку мам.
Дети:
Мы дошкольниками были, мы ходили в детский сад.
Мы из глины мастерили и лошадок, и зайчат.
А теперь, а теперь нам открыла школа дверь.
Малышами много раз мы играли в первый класс.Даже снился мне во сне класс с табличкой 1 “Б”.
Снился класс нам не раз. В сентябре мечта сбылась.
Утром форму мы надели, взяли новые портфели
И пошли мы первый раз в первый класс!
(Дети поют “Песню о школе”. Музыка Д. Кабалевского. Слова В.Викторова)
Ведущий: Незаметно пролетел год. И теперь вы с гордостью можете сказать своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам, друзьям:
Все: Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!
Дети:
Пусть зовут нас семилетки, пусть не ставят нам отметки.
Не ведём мы дневники, всё же мы
Все:
Ученики!
Любим чистый, светлый класс –
Все:
Это раз!
Там читаем мы слова –
Все:
Это два!
Ну а в-третьих, я Лариске сам пишу уже записки.
И бабуля говорит: мой внучонок – вун-дер-кинд!
Шапокляк:
Ой, да всё вы только врёте, ничего вы не могёте!
Или мОгете? Забыла. В школу я давно ходила.
Дети:
Школа – это интересно! Надо думать и искать.
Сядьте, бабушка, на место. Вам бы лучше помолчать!
А мы расскажем вам сейчас, чему учили в школе нас.
Главное в учении – научиться чтению!
Ведущий: А кто же помогал вам с самых первых дней учиться читать? Конечно же
Все: Аз-бу-ка!
Азбука:
Здравствуйте, ребята! Вы меня звали?
Я – Азбука. Учу читать. Меня никак нельзя не знать!
Меня изучишь хорошо и сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать без всякого труда!
Ведущий: Азбука пришла к вам первого сентября и останется с вами на всю жизнь. Она будет напоминать вам о первом школьном дне, о первом звонке, о самой первой ступеньке к вершине знаний. А сейчас вспомним, чему научила вас Азбука.
Дети:
Ель, топор, лопата, руки. В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать и в колыбели ребёнка качать.А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.Дружат гласная с согласной, составляя вместе слог:
МА и ша, а вместе – Маша к нам явилась на урок.Если слоги станут рядом, получаются слова.
Ты и ква, а вместе – тыква. Со и ва, итак – сова.Соединили мы два слова, и предложение готово:
Дождь идёт. Гремит гроза. Улетела стрекоза.
Ведущий: Чего только не испытали ребята на этом трудном пути от А до Я.
Дети:
Смех и слёзы, радость и печаль вместе довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль- книги нам легко теперь читать!
Мы читаем шибко, без одной ошибки:
На полу стояла плошка, молоко лакала кошка.
За скороговорку – каждому пятёрку!
Захотелось Лёше получить пятёрку,
Прочитал он в книжке так скороговорку:
На пору стояра прошка, мороко ракара кошка.
Кошка фыркнула, сказала: морока я не ракара.
Я лакала молоко, это просто и легко!
Ведущий: Такое иногда случается и в нашем классе, хотя за редким исключением. В основном наши ребята умные, сообразительные и внимательные, что мы сейчас и докажем.
(Проводится литературная викторина Приложение №2)
(Шапокляк тянет руку)
Шапокляк:
Меня спросите что-нибудь.
Я знаньями хочу блеснуть!
(Выходит “учитель” - ученик)
Учитель: Поставьте ударение в слове девочка.
Шапокляк: Я не могу, девочек ударять нельзя. Хотя иногда оч-ч-чень хочется!
Учитель: Придумайте предложение со словом ухА.
Шапокляк: У Маши на голове два больших оттопыренных ухА.
Учитель:
Ой, старушка, плохо дело! Говорю вам это смело.
Что бы всё вот это знать, надо Азбуку читать!
Ведущий: По страницам Азбуки вас вели любимые сказочные герои.
(Выходят дети в костюмах сказочных героев)
Буратино:
Человечек деревянный.
На воде и под водой ищу я ключик золотой
Всюду нос сую свой длинный.
Кто же я? Я ... (Буратино)
Незнайка:
Живут в Цветочном городе
Девчонки и мальчишки – смешные коротышки.
А кто лентяй отпетый? Кто главный фантазёр?
Проказник самый первый. Кто на язык остёр?
А ну-ка угадай-ка. Конечно я ... (Незнайка)
Красная Шапочка:
Раньше Карлсон и Мальвина, Незнайка, Буратино
Приглашали вас играть,
А теперь зовут читать, и писать, и считать.
Через сказку и игру они учат детвору.
Мы танцуем и поём – очень весело живём!
(Дети исполняют танец)
Дети:
Ты в Азбуку впервые вник, читая по слогам.
Потом прочтёшь ты сотню книг к сознательным годам.
И сегодня скажем дружно все:
Все: Спасибо, Азбука, тебе!
(Дети поют песню “Азбука”. Музыка А.Островского. Слова З.Петровой)
Шапокляк:
Азбуку прочли до корки. Вам по чтению пятёрки.
Позади нелёгкий путь слогового чтения.
И сегодня выдам вам удостоверения.
В том, что Азбуку прочли, полный курс наук прошли
И теперь без передышки прочтёте вы любые книжки.
(Детям вручаются “Почётные удостоверения”. Затем звенит звонок)
Дети:
Динь-дилинь! Звенит звонок. Второй у нас уже урок.
А ну-ка, ребята, открыли тетрадь. Мы учимся буквы красиво писать!
Ведущий: Не одну тетрадку исписали ребята за год учёбы. Давайте вспомним, как трудно было вначале, как не слушались вас буквы.
Дети:
Ох, и трудное заданье – буквы правильно писать.
У Андрея есть желанье вам об этом рассказать.
Долго Лидия Петровна нас писать учила ровно.
И примерно через год написал я слово “кот”.
Получился кот не сразу. Вышел он как по заказу!
Весь рябой, хвост трубой, залюбуется любой!
Ведущий: И математику наши ребята освоили не хуже.
Мы знаем буквы, знаем слоги, умеем говорить, читать,
И постепенно, понемногу мы научились все считать.
И прекрасна, и сильна Математика-страна!Здесь везде кипит работа, все подсчитывают что-то:
Сколько домнам угля надо, а детишкам шоколада.
Сколько звёзд на небесах и веснушек на носах!Выстраиваем цифры в ряд - они нам много говорят.
Десять их, но сёстры эти сосчитают всё на свете!
Помогут вычесть и сложить, задачу трудную решить.
Ведущий: Например, как вот этот сообразительный мальчик.
Дети:
Никита, четыре красивые груши лежат на тарелке.
Не кушай, а слушай!
Если одна из них брату достанется, сколько тебе на тарелке останется?
Две – отвечаю я.
Но почему?! Одну ведь ты брату отдашь своему.
Да я-то бы рад, мне пример этот ясен.
Но только мой брат на одну не согласен.
Ведущий: Теперь же, беритесь, друзья за работу. Давайте считать, чтоб не сбиться со счёту.
(Проводится математическая викторина. Приложение №3)
Шапокляк:
И в математике сильны! Все задачки решены!
А кроме этих трёх предметов у вас предметов больше нету?
Дети:
Конечно, есть, мы не забыли. Они нас многому учили.
Физкультура – движенью. В движенье жизнь и наслажденье!
Лепить умеем, рисовать и пуговицы пришивать!
А музыка так хороша, что не таясь поёт душа!
Шапокляк:
Ах, они ещё поют?! Их и песням учат тут.
Уж сил моих нет более... Чему не учат в школе!
(Дети поют песню “Чему учат в школе”. Музыка В. Шаинского. Слова М. Пляцковского )
Ведущий: Да, многому научились ребята за этот год, поумнели, повзрослели, а некоторые поставили рекорд.
Дети:
Вася горд – есть рекорд!
Задачи решил – никого не рассмешил!
На уроке чтения нашёл терпение:
Читал, слушал – весь урок не кушал!
На русском писал, так, что ручку сломал!
Домой пошёл – дом быстро нашёл,
Нос по дороге не расквасил. Молодец, Вася!!
Шапокляк:
Ну что министру я скажу?
Как обстановку доложу?
Скажу ему: грызут науки,
Но могут умереть от скуки.
Дети:
Важно знать, друзья, науки.
Изучаем их без скуки.
Но без отдыха совсем
Жить не может первый Б.
(Дети исполняют “Весёлые частушки”)
Шапокляк:
Ох, устала я, ребята. Мне учиться трудновато.
А вы, конечно, продолжайте, тайны знаний открывайте.
Министру всё я расскажу, обстановку доложу.
Не стыдно мне, друзья за вас. По плечу второй вам класс!
Ведущий: Ну вот и остались позади первый звонок, первые уроки, шумные перемены. Настал час прощания.
Дети:
Первый класс, первый класс! Год назад ты принял нас.
Перешли мы во второй И прощаемся с тобой!Мел, доска, картины, карты вместе с нами перейдут.
Чуть повыше станут парты – вместе с нами подрастут.Полюбили мы друг друга, за подруг стоим горой.
И со мной моя подруга переходит во второй.А учительница что же, бросит разве нас с тобой?
Нет! Учительница тоже переходит во второй.Второй класс! Второй класс! Принимай скорее нас!
До свиданья, первый! Потрепал нам нервы!Первый класс, первый класс! Год назад ты принял нас.
Перешли мы во второй.
Все: И прощаемся с тобой!
Ведущий: Ну что ж, ребята, вперёд, за новыми приключениями.
(Дети исполняют песню “Голубой вагон”. Музыка В.Шаинского. Слова Э.Успенского)