Цель: Приобщить детей к миру изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение детей изображать пейзаж с деревом на фоне земли и живописного неба.
- Закрепить приемы рисования сухой кистью методом “тычка”, продольных линий.
- Формировать умение строить композицию рисунка.
- Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
- Проявлять самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения.
Развивающие:
Развивать:
- познавательный интерес, мыслительную активность, наблюдательность;
- цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка;
- фантазию, творчество, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать:
- чувство прекрасного;
- аккуратность, самостоятельность при оформлении альбома;
- эмоционально-положительное отношение к творчеству.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Здоровье”.
Предварительная работа:
- наблюдения на улице за деревьями круглый год;
- беседы с детьми о красоте природы, об инструментах художника, о жанрах живописи;
- чтение художественной литературы (стихи поэтов: Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной…”, А.С. Пушкин “Осень”, “ Зимнее утро”, З. Федоровская “Осень”, Н.А. Некрасов “Не ветер бушует над бором…”, А.Н. Плещеев “Мой садик”, И.З. Суриков “Зима”, “Лето”, А.К. Толстой “Осень”, К.Д. Бальмонт “Веселая осень”, С. Есенин “Береза”, И.А. Бунин “Крупный дождь в лесу зеленом…”, С. Козлов “Зима”.
- рассматривание репродукций пейзажей (И.И. Левитан “Золотая осень”, “Избушка на лугу”, “Март”, Е.Е. Волкова “Поздняя осень”, К. Я. Крыжицкий “Весна”,
К. И. Горбатов “Зимний пейзаж”, В. Д. Орловский “Летний день”, А. К. Саврасов “Оттепель”, И. И. Бродский “Поздняя осень”, А. А. Рылов “Закат”, И.Э. Грабарь "Февральская лазурь", И. Ю. Михайлов - цикл картин “Времена года”).
- Консультации для родителей “Картины природы в творчестве маленьких художников”, "Рисование - это большая радость!".
Активизация словаря: Крона, макушка, развесистое, “тычки”.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.
Материал: белый лист бумаги формата А4, акварельные краски, гуашь, 3 кисточки (тонкая №3, толстая №8 и жесткая кисть “щетина”), стакан с водой, салфетка, палитра, фотоиллюстрации пейзажей с деревьями в разное временя года, аудиозапись со звуками природы, папка с файлами для альбома.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I часть. Вводная
Воспитатель:
Отгадайте загадку.
“Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает”.
Дети: - Дерево.
Воспитатель: - Как вы догадались, что это дерево?
Дети: - А потому что, оно и веселит, и питает, и согревает.
Воспитатель: - Объясните, как дерево весной веселит?
Дети: - Появляются зеленые листочки. Мы радуемся их появлению.
Воспитатель: - Как летом холодит дерево?
Дети: - Под деревом в жару прохладно, тень.
Воспитатель: - Как осенью дерево питает?
Дети: - На деревьях созревают плоды: яблоки, груши.
Воспитатель: - Как вы понимаете, что дерево зимой согревает?
Дети: - Печки топят дровами.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: - Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь зажмурим глазки
Открываем их вот так.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
1. Подняли глаза вверх, опустили вниз, посмотрели вправо, влево, голова неподвижна.
2. Круговые вращения глазами в одну и в другую стороны.
3. Посмотрели прямо перед собой, поставили палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевели взор на кончик пальца и посмотрели на него, опустили руку.
4. Зажмурили глаза, открыли (сделали 2-3 раза).
II часть. Основная
Воспитатель: - Еще раз зажмурили глаза, открываем. Сегодня мы с вами будем художниками, а находимся мы в художественной мастерской. Посмотрите, как много здесь картин, чистых холстов и много-много разных кистей. Ребята, а что это за кисть? (Показ жесткой кисти.)
Дети: - Это кисть “щетина”.
Воспитатель: - Какие приемы работы этой кистью вы знаете?
Дети: - Приемы “тычка”, продольными линиями.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами будем писать пейзаж с деревом в разное время года. В какое время года дерево будете рисовать вы, выберите сами.
Воспитатель: - Давайте мы с вами вспомним, как выглядят деревья в разное время года. Как вы будете рисовать дерево зимой?
Дети: - Дерево голое, на ветках лежит снег, на земле тоже снег, сугробы.
Воспитатель: - Как можно изобразить дерево весной?
Дети: - На деревьях начинают появляться маленькие листочки, цветы, на земле лужи от таяния снега, начинает появляться зеленая травка.
Воспитатель: - Какое дерево бывает летом?
Дети: - Все зелёное, трава тоже зелёная, растут цветы.
Воспитатель: - Чем отличается дерево осенью?
Дети: - Листья жёлтые, оранжевые, красные, коричневые, трава сухая, коричневого и жёлтого цвета, бывает листопад.
Воспитатель: - Прежде чем начать рисовать дерево, что нам нужно нарисовать? (Фон). Что в пейзаже является фоном?
Дети: - Небо и земля, которые соединяются линией горизонта.
Воспитатель: - Какое может быть небо?
Дети: - Голубое, с белыми облаками, серое, на закате – ярко красное, ночью – темное, живописное (с разными оттенками).
Воспитатель: - Сейчас вам нужно выбрать время года, в котором будет изображено ваше дерево, и начать рисовать фон. Какой краской будем рисовать фон?
Дети: - Акварелью.
Воспитатель: - Какой кистью вы будете рисовать фон?
Дети: - Толстой кистью.
Воспитатель: - Маша, а какое время года выбрала ты? Какие цвета ты выберешь для своего фона?
(На доске у воспитателя - чистый альбомный лист. Дети и воспитатель параллельно начинают изображать небо и землю).
Воспитатель: - Пока сохнет фон на нашей будущей картине, давайте немного разомнемся.
Физминутка. Кинезиологические упражнения.
1. “Лезгинка”. Левую руку складываем в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваемся высокой скорости смены положений.
2. “Ухо—нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук “с точностью до наоборот”, 6 раз.
3. “Горизонтальная восьмерка”. Вытягиваем перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив указательный палец вытянутым. Рисуем в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинаем с центра и следим глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключаем вторую руку. Сначала движения в одном направлении, затем – в разных направлениях, по 4 раза.
4. “Перекрестный шаг”. Шагаем на месте. При этом пытаемся локтем правой руки достать левое колено. И наоборот: локоть левой руки тянется к колену правой ноги, по 8 раз на каждую сторону.
5. “Облако дыхания”. Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза.
Воспитатель: - Спасибо, юные художники. Вы – молодцы! Теперь продолжим наше творчество.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: - Кто знает, с чего мы начнём рисовать дерево?
Дети: - Со ствола.
Воспитатель: - Какой кистью мы будем рисовать дерево?
Дети: - Тонкой кистью.
Воспитатель: - Кто покажет и расскажет, как нарисовать дерево?
Дети: - Начинаем рисовать дерево снизу вверх всем ворсом кисти. Внизу ствол толще, чем на макушке, поэтому к верху линия становится тоньше. Затем рисуем ветки. Большие ветки растут внизу ствола, рисуем, не сильно нажимая на кисточку, их всего нарисуем 3 или 4, они все смотрят вверх. Мелкие ветки рисуем только кончиком кисточки, не делая нажим. Чем мелких веток больше, тем дерево будет развесистее и красивее.
(Показ детей с объяснением. Остальные дети тоже рисуют.)
Воспитатель: - У вас на столах осталась еще одна кисть, которую мы не использовали. Как вы думаете, для чего она?
Дети: - Для кроны дерева.
Воспитатель: - Мои дорогие художники, давайте вспомним приёмы рисования жёсткой кистью.
Дети: - Рисуем сухой кистью, держим ее вертикально, “тычки” делаем быстро. Продольные линии делаем короткими мазками.
(Показ приемов рисования в воздухе. Дети приступают к работе.)
Выполнение работы детьми.
Воспитатель: - Ребята, а где стоит ваше дерево, что вокруг него? Давайте закончим наш пейзаж. Как предметы располагаются в пейзаже?
Дети: - Чем предмет ближе, тем он кажется больше, чем дальше – тем кажется меньше.
Воспитатель: - Деревья растут на поляне, в лесу, в роще и там, где растут деревья, много звуков. Эти звуки помогут вам представить и вообразить ваш пейзаж.
(Воспитатель включает аудиозапись со звуками природы. Дети заканчивают работу.)
III часть. Заключительная
Воспитатель: - Ребята, художники всегда дают названия своим картинам. А теперь вы придумайте названия своим картинам.
Дети: - Я назвала “Красивое дерево зимой”. У меня “Летнее дерево”. А я нарисовал “Осенний пейзаж”. Я назвала “Цветущее весеннее дерево”.
Воспитатель: - Молодцы, мои счастливые художники! У вас получились замечательные пейзажи! Сейчас мы разместим их на выставке и рассмотрим.
(Размещение картин на выставке в группе).
Воспитатель: - Стёпа, тебе чья картина понравилась? Чем? А как ты думаешь, чем она отличается от твоей картины? Какие цвета использовались в этой картине? (Ответы детей.)
(Опрос 3 – 5 детей.)
Воспитатель: - Как можно назвать одним словом все наши картины?
Дети: - Пейзажи.
Воспитатель: - Какие замечательные картины получились у наших художников. Предлагаю вам сделать альбом “Путешествие по временам года”, где мы разместим наши рисунки и стихи, которые вы разучивали перед занятием.
Дети заполняют альбом своими работами.
Воспитатель: - Молодцы! Какой замечательный альбом получился! Наша художественная мастерская сегодня заканчивает свою работу. Спасибо вам, мои юные художники!