Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Разделы: Русский язык


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

– обогащение активного и потенциального словарного запаса;
– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
– способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– усвоение основ научных знаний о родном языке;
– проведение различных видов анализа слова.
Регулятивные:
– уметь осуществлять поиск ресурсов для решения проблемы;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить исправления;
– ставить цель, планировать пути достижения цели;
– устанавливать целевые приоритеты;
– уметь самостоятельно контролировать своё время;
– осуществлять констатирующий контроль по результату;
– адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить свои коррективы;
– уметь осуществлять познавательную рефлексию;
– уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Познавательные:
– уметь  определять проблему;
– находить пути решения проблемы;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего чтения;
– осуществлять сравнение;
– работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
– уметь перерабатывать полученную информацию;
– уметь наблюдать и делать выводы.
Коммуникативные:
– излагать и аргументировать свою точку зрения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– работать в группе – устанавливать рабочие отношения;
– уметь оформлять свои мысли в устной форме;
– уметь слушать и понимать других.
– развитие интеллектуальных и творческих способностей;
– увеличение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств;
– развитие способности к самооценке;
– развитие умений вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

www.myshared.ru Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/
С. И. Львова, В. В. Львов, – М.: Мнемозина, 2009.
Технология ТРИЗ(приём «Маша-растеряша»), технология критического мышления(приём «Кластер», «Синквейн») Доска, компьютер, проектор, презентация (Приложение 1)
Основные понятия Правило написания -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Форма проведения урока Комбинированный

 

Этап урока (название, время, цели)

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация учебной деятельности  и актуализация знаний.
Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Продолжительность: 5 мин.
1) Учитель разыгрывает ситуацию. Приложение 1. Слайды 2,3

 

 

 

2) Предлагает вспомнить правило написания -н- и
-нн- в прилагательных, образованных от существительных, и
оформить его в виде схемы.

3) Контроль
Пользуясь схемой, записать ряд слов  с учетом собственных знаний.

 

4) Задаёт наводящие вопросы.

 

Приём «Маша-растеряша»

– Ребята, помогите мне найти пропажу. К вам на урок я шла не одна. Со мной были жители Морфологии. Это глагол, прилагательное и…Ой, где же он? Этого  жителя я где-то в коридоре потеряла. А вместо него обнаружила письмо. Прочитаем его.
Догадались, о ком идёт речь?

2) Составить схему.

 

 

 

3) Вставить пропущенную букву в словах :
Орли..ый клёкот, таинстве..ый незнакомец, инфекцио..ое заболевание, выраще..ый тополь, кожа..ые перчатки, урага..ый ветер, расклее..ые плакаты, ветре..ый день.

4) – С написанием всех слов смогли справиться?
– Это прилагательные? А что это?

 

 

1) Читают письмо, высказывают свою точку зрения, обсуждают и  делают вывод (работа в группах)

 

 

 

2) Вспоминают правило, проговаривают его, обсуждают и составляют схему в группе, затем одна группа представляет свою схему,  а другие дополняют(если есть недочёты).

3) Группы выполняют задание.

 

 

 

 

4) В ходе выполнения  ученики приходят к осознанию того, что не ко всем словам смогли применить правило, потому что это не прилагательные, а причастия. Формулируют проблему.
Правила, которые применяем для написания -н- и -нн- в прилагательных, нельзя применять для причастий (проблема)

– Адекватное понимание устного и письменного сообщения;
– актуализация знаний по морфологии;
– совершенствование видов речевой деятельности;
– совершенствование навыков различных видов анализа слова
Личностные
– уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
увеличивать словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств

Познавательные
– уметь  определять проблему,
– находить пути решения проблемы,
Регулятивные
– уметь осуществлять поиск ресурсов для решения проблемы,
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить исправления,
Коммуникативные
– излагать и аргументировать свою точку зрения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели:  определить тему, цель урока и познакомиться с новым правилом.

Продолжительность: 15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка (1 мин.)

III. Решение учебной задачи

Цели: сформировать первичный навык применения нового знания на практике

Продолжительность: 2 + 5 + 3 + 2 + 6 = 18 мин.

5) Предлагает определить тему и цель урока

 

 

 

6) Предлагает пошаговое изучение нового правила.

 

 

 

7) Контроль чтения

 

 

8) Даёт задание.

 

9) Спрашивает

 

 

 

10) Предлагает задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает проверить выполнение задания.

 

 

 

 

 

Нацеливает на работу с учебником, направляет мыслительную деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

11) Контроль Предлагает дифференцированное задание. Слайд 8

5) – Значит,  как называется тема урока? Запишите её в тетрадях.
– Чему должны научиться?

 
– Что для этого должны сделать?

 

6)
1. А теперь  просмотрите текст правила. Какое положение вам известно?

2. Разделите текст на части.         

3. Озаглавьте каждую часть.  

7) На сколько частей вы разделили текст?
Как озаглавили части?

 

8) Составьте кластер, опираясь на пункты  правила, и сверьте его с образцом.
Слайд 4
9) Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
Назовите соседу слова-исключения.

 

10) I. Проанализировать предложения, опираясь на кластер. Слайд 5
1) Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами.
2) У крыльца стояли оседланные кони.
3 Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури.
4) Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная.
5) Здесь увидел Михаила Пущина, раненного в прошлом году.

II. Слайд 6
Вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограмму.
Рва..ые края,  жжё..ый сахар,
изорва..ая скатерть,  испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле.
III. Слайд 7
Выделенные сочетания слов замените словами на -ованный.
Образец:
Улица, покрытая асфальтом — асфальтированная улица.
Журнал, содержащий иллюстрации.
Рабочий, имеющий квалификацию.
Школьник, получивший премию.
Дорога, покрытая бетоном.
IV. Постарайтесь раскрыть орфографический смысл рисунка (упр. 236).
– Почему король на первом рисунке держит -нн-, а на втором -н-? (Обратите внимание на «полноту» короля на первом рисунке и наличие зависимых от него «подданных»).
– Почему на втором рисунке отсутствуют подданные короля и король меняет свой облик?
Базовый уровень:
списать словосочетания и вставить пропущенные буквы.
Осе..ий день,невида..ой красоты,  засыпа..ый жёлтыми листьями, окружё..ое с двух сторон,
пропита  ..ый грибным запахом, овея..ый ароматом.
Продвинутый уровень:
Напишите сочинение-миниатюру по картинке, используя данные слова и словосочетания. Озаглавьте сочинение.

5) Отвечают на вопрос, записывают тему в тетрадях.

 Отвечают на вопрос (Должны научиться писать -н- и -нн- в причастиях)
Отвечают (Должны изучить правило написания -н- и -нн- в причастиях)
6)
1.Читают, находят известную информацию.(написание кратких причастий)

2. Читают, обсуждают, делят текст на части.
3. Озаглавливают.

7) Отвечает представитель одной группы, остальные слушают, сверяют свои ответы. Если есть ошибки, помогают их исправить. Приходят к единому мнению.

8) Приём «Кластер»
Обсуждают, приходят к одному мнению, заполняют и сверяют с образцом (самоконтроль).

9) Отвечают, опираясь на правило.
(нет приставки, нет зависимого слова)
Проговаривают слова соседу(работа в парах)

 

10) Объясняют написание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограмму, работают самостоятельно. (взаимопроверка)

 

Конструируют, проговаривают, записывают (ученик, который дал правильный ответ, записывает на доске)

 

 

Наблюдают, сопоставляют  и делают выводы.

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельно, сдают работу.

 

Пишут сочинения, сдают.

–усвоение основ научных знаний о родном языке;

–владение умениями информационной переработки  прочитанного текста;

– свободное и правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;

– совершенствование видов речевой деятельности;

Личностные
– уметь доброжелательно относиться к окружающим,
– уметь  вести диалог на основе равноправных отношений;
увеличивать словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств

Познавательные
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач,
– владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего чтения;
– осуществлять сравнение,
– работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
Регулятивные
– ставить цель, планировать пути достижения цели;
– устанавливать целевые приоритеты,
– уметь самостоятельно контролировать своё время,
– осуществлять констатирующий контроль по результату,
– адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить свои коррективы;
Коммуникативные
– работать в группе – устанавливать рабочие отношения;
– формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;